ПРОБЛЕМА НЕОБХОДИМОСТИ И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
Существует ряд подходов к проблеме свободы личности - философский, религиозный, политический и др., а в рамках каждого из них имеются направления (фаталистическое, индетерминистское и диалектическое).
Фатализм фактически отвергает свободу, абсолютизирует необходимость; он ставит человека в полную зависимость от природной или социальной необходимости. В книге французского философа П. Гольбаха "Система природы" (1770) утверждалось, что даже в вихре пыли, поднятом бурным ветром, нет ни одной молекулы, которая расположена случайно. Каждый поворот молекулы строго необходим. Точно так же вечно деятельная природа указывает человеку каждую точку линии, которую он должен описать на Земле. В страшных судорогах, сотрясающих иногда общество (т.е. в революциях и бунтах), писал он, "нет ни одного действия, ни одного слова, ни одной мысли, ни одного желания, ни одной страсти у участников революции, которые не были бы необходимыми, которые не происходили бы так, как они должны происходить"1. "Излишек едкости в желчи фанатика, разгоряченность крови в сердце завоевателя, дурное пищеварение у какого-нибудь монарха, прихоть какой-нибудь женщины - являются достаточными причинами, чтобы заставить предпринимать войны ... чтобы вызывать голод и заразные болезни и распространять отчаяние и бедствие на длинный ряд веков"2. Итак, нет у человека никакой свободы действий, все происходит строго однозначно, необходимо. Как заявлял немецкий естествоиспытатель и философ Л. Бюхнер, свобода - это свобода человека со связанными руками, это свобода птицы в клетке.
В противоположность фаталистическому пониманию детерминизма существует концепция индетерминистская, абсолютизирующая свободу воли человека в обществе и господство случайности в природной и социальной реальности. Американский философ Дж. Сантаяна, провозглашавший, кстати, эстетическое отношение человека к действительности, совмещая это отношение с "красотой" случайности, считал, что сама действительность - это поток случайностей; то, что люди обычно
1 Гольбах П. Система природы. М., 1940. С7 36.
2 Там же. С. 147.
принимают за необходимость, есть "заговор случайностей". В свое время Екатерина Великая говорила: "Свобода - это когда никто не может меня заставить делать то, чего я не хочу". Конечно, в свободе воли важным компонентом выступает делать то, что соотносится с интересами и желаниями человека. Но такие поступки имеют свои границы, обусловленные зачастую иными интересами других людей, а в отношениях с природой - природной необходимостью. Хочет того или не хочет какой-то человек, будь то императрица или рабочий на заводе, - но если природные силы вызывают наводнение или землетрясение, то здесь "свобода" человека оказывается (пока) несвободной. В обществе свобода тоже не бывает абсолютной. В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.
Так что в обществе всегда надо сообразовывать свои действия с интересами других людей, с интересами окружающего сообщества. Свобода воли есть, но она относительна, а не абсолютна. Если брать более широкий (философский) аспект проблемы, то свобода всегда связана с необходимостью и возможностью. Свобода личности осуществляется благодаря объективной возможности, имеющейся в самой действительности для такой деятельности. Люди не вольны в выборе объективных условий, но они обладают известной свободой в выборе целей и средств их достижения. Свободна не воля, которая выбирает, исходя лишь из желания человека, а воля, которая, опираясь на разум, выбирает правильно, в соответствии с объективной необходимостью. Абстрактной, как и абсолютной, свободы нет; свобода всегда конкретна. Мера свободы личности определяется конкретной ситуацией, наличием в ней спектра возможностей, а также уровнем развития способностей личности, уровнем культуры, пониманием перспектив осуществления своих целей и меры своей ответственности. Если брать конкретное государство или общество в целом, то их свобода определяется, помимо прочего, уровнем развития экономики, степенью познания объективных законов природы и социальной реальности, политическим строем того или иного государства и т.п.
Свобода складывается на познанной необходимости, познанной возможности, из выбора возможности в соответствии со своими интересами, из выбора наиболее эффективных средств для осуществления такой возможности и активной деятельности по достижению цели.
Свобода связана с ответственностью личности перед самое собой, другими людьми, коллективом и обществом. Если, к примеру, врач упустил возможность излечения больного, который из-за небрежности врача стал инвалидом, то он должен нести за это ответственность. Если по вине чиновника (у которого был выбор в использовании денежных средств) задерживается выплата пособий или зарплат рабочим, то он тоже должен нести ответственность.
Свобода личности составляет единый комплекс с правами членов общества. Нельзя отрывать политико-юридические права - свободу слова, совести, убеждений и пр. от прав социально-экономических - на труд, отдых, бесплатное образование и медицинскую помощь и т.д. Права человека обычно фиксируются в конституции того или иного государства. Провозглашая высшей ценностью человека его права и свободы (в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека), правовое государство обязано их реализовывать. Однако нередко даже в правовом обществе права человека нарушаются. Необходимо активно бороться за свои права и права своего народа.
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 992;