Функции теории государства и права.
1.Познавательная – констатирующая – состоит в познании и конституции государственно – правовых явлений;
2.Интерпретационная (объяснительная) – заключается в объяснении всех элементов предмета теории права и государства;
3.Эвристическая – состоит в открытии новых закономерностей, возникающих в процессе развития предмета политико – правовой науки;
4.Методологическая – проявляется в разработке коренных теоретических положений, которые направляют решение специальных вопросов в отраслевых юридических науках;
5.Организационно – управленческая – сводится к разработке конкретных средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм прав и укрепления законности, образования и строения органов государства;
6.Концептуально – мировоззренческая (идеологическая) – состоит в разработке обобщенных взглядов а право и государство, на отношение к ним людей, а также в формировании общечеловеческих ценностей в их сознании;
7.Прогностическая – сводится к предвидению того, каким качественным или количественным изменениям подвергнутся соответствующие политико – юридические явления.
2.Общественная власть в первобытном обществе.
Первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей , охватывающей эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права, в истории развития выделяются три основных этапа:
- первобытное стадо;
-родовая община;
- разложение родовой общины;
Первобытное стадо- это был период присваивающейся экономики (охота , рыболовство, собирательство). Орудие труда были примитивны( палки камни).
Каменный век, бронзовый и железный- добывание огня, объединение людей по родам, Род- исторически сложившаяся общность людей на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущее совместное хозяйство. Произошло разделение труда между мужчиной и женщиной, женщины стали занимать главенствующее положение.
Господство материнского рода ( матриархат) родство велось по линии матери, муж переходил на жительство в родовое поселение жены.
В результате развития скотоводства, металлообработки повысилась значимость мужского труда, на смену приходит патриорхат, так появилась патриархальная семейная община, он предшествует возникновению государства и права, высшей властью было общее собрание всех членов рода, повседневное правление родовой общины осуществлял старейшина, избираемый на собрании, в любой момент он мог быть заменен другим членом рода. Власть в первобытном обществе опиралась на авторитет, обычаи, к нарушителям порядка применгялось принуждение, специальных органов для этого не было.
3.Социальные нормы первобытного общества: определение понятия и виды.
НОРМА – (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) признанный обязательным порядок, узаконенное установление.
Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми
Причины возникновения социальных норм:
1. Экономические - 2. Биологические - 3. Природные - 4. Религиозно – обрядовые – 5. Демографические - 6. Санаторно-гигиенические - 7. Психологические - 8. Другие.
Виды социальных норм
1.Обычай – исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;
Признаки первобытных обычаев
- это социальные нормы;
- сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку;
- обеспечивались мерами общественного воздействия;
- консервативны по своей природе, поскольку закрепляют то, что складывалось в результате длительной общественной практики.
2.Простейшие нормы морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;
3.Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;
4.Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытие;
5.Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой – либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.
Мононормы – единые, нерасчлененные специфические нормы. Все социальные нормы первобытного общества назывались мононормами, потому что они совпадали по содержанию.
Нанонормы – содержание
4.Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества.
Отличие норм прав от социальных норм первобытного общества | ||||
Нормы права | Социальные нормы | |||
государство | По источнику возникновения | род, племя | ||
Обеспечиваются принудительной силой государства | По способу обеспечения | Обеспечивались общественным убеждением и принуждением всего рода (племени) | ||
Закрепляются в специальных государственных актах (формах права) | По форме выражения | «жили» в сознании людей | ||
Выражают государственную волю | По содержанию | Выражали волю всего рода племени | ||
Возникают одновременно с возникновением государства | По времени возникновения | Возникали одновременно с появлением человека | ||
динамичны | По уровню стабильности | консервативны |
Причины происхождения права и государства
1. Экономические причины
1.1. Переход от собирательства к производящей экономике;
1.2. Общественное разделение труда – отделение скотоводства от земледелия; отделение ремесел; появление купцов.
1.3. Рост производительности труда и появление излишков
1.4. Появление частной собственности.
2. Социальные причины
2.1. Разложение рода и возникновение семьи
2.2. Появление антогонизма (соперничество .конкуренция, борьба)
2.3. Раскол общества на классы.
5.Основные способы образования права.
На завершающем этапе развития первобытного общества складывается эффективная система социальных норм, в науке ее называют доправовой культурой ( когда не было государства но уже появилось право).
Выделяется три основных способа образования права:
Государство закрепляет социальные нормы первобытного общества в издаваемым им законодательных актах.
Второй способ имел место тогда, когда в процессе разрешения конкретных дел выяснялось, что в законодательные акты не включены социальные нормы, с помощью которых можно разрешить данные дела.
Третий способ образования права был обусловлен теми ситуациями, когда возникали новые общественные отношения, которые не были урегулированы социальными нормами первобытного общества
Основные способы образования права в первобытном обществе:
1.Санкционирование – утверждение государством социальных норм первобытного общества, придающее им силу закона;
Формы санкционирования
А) прецедентная – судебная или административная деятельность, когда социальные нормы служили основанием для разрешения спора;
Б) правотворческая – включение социальных норм в издаваемые государством законодательные акты, представляющие собой своды обычного права.
2.Правотворчество – разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих нормы права.
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 1422;