Иммунная система

 

Иммунитет (лат. immunitas — свободный от чего-либо) — невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней или определенным ядам. В широком смысле это один из главных факторов, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма и адаптацию организма к окружающей среде. Юридически иммунитет означает исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве (например, дипломатический, депутатский иммунитет).

И в том и в другом случае понятие иммунитета тесно связано с понятием свободы. Философия, продвигаясь в понимании свободы, шла в направлении более полной интеграции субъекта и объекта. От борьбы за независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих человека в обществе и провозглашающих эгоистические интересы, к интегрирующему, синтетическому восприятию свободы как возможности наиболее полного проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. От личностных интересов, исключительности и отделенности к понятию альтруизма, общественной интеграции, единения. «Свобода от» трансформировалась в «свободу для». В развитии философских понятий можно проследить тенденцию к уменьшению чужеродности в пользу единения.

По мере того как развивалось понятие свободы, расширялось и представление об иммунитете. Если на заре иммунологии медики ограничивались исследованием воздействия инфекционных возбудителей и ядов на организм (инфекционная иммунология), то позднее появились отрасли, изучающие процессы отторжения чужеродных тканей (трансплантационная иммунология), аутоиммунные реакции. Появились понятия толерантности (терпимости, неотвечаемости на антиген). Открытие и успешное изучение антигенов лейкоцитов (система HLA — Human Leucocyte Antigens), механизмов генетического контроля иммунного ответа и взаимодействия иммунокомпетентных клеток обогатили представление о развитии заболеваний. Сформировалась гипотеза о специфичности иммунитета, о распознавании клетками лимфоидной системы «своего «и «чужого», ставшая одним из центральных постулатов современной иммунологии. Со временем понятие иммунитет стало более обобщающим, включающим. Им все чаще стали обозначать механизмы контроля генетического, точнее фенотипического, постоянства внутренней среды организма, проявлений общего адаптационного синдрома.

Различают конституциональный, или врожденный иммунитет, обозначающий генетически обусловленную устойчивость к возбудителям ряда заболеваний у определенных видов (видовой иммунитет) и приобретенный иммунитет. Приобретенный иммунитет — это специфическая реакция организма, осуществляемая-системой иммунитета в ответ на повторное воздействие чужеродных веществ и характеризующаяся появлением специфических рецепторов (антител и клеток), осуществляющих их выведение (элиминацию).

Существует и эпидемиологическое понятие иммунитета — «коллективный иммунитет». Оно отражает иммунологические процессы, происходящие в коллективе, их развитие и динамику эпидемических заболеваний (В.И. Иоффе, 1968). Иммунологическая структура коллектива характеризует уровень восприимчивости к инфекциям.

Универсология предлагает более широкую концепцию иммунитета, связанную с процессами адаптации. Иммунная система помогает адаптировать окружающий мир к внутренней среде организма, является связующим звеном между внешним и внутренним, между индивидуальным и общественным. Так и способность к адаптации в обществе. Если человек занимает свое место в жизни и приносит пользу окружающим, то он чувствует себя уверенным, здоровым и счастливым.

Одним из необходимых условий адаптации является социальная индивидуализация — актуализация своих способностей в обществе, реализация своих талантов, формирование востребованности своего труда. Занимая не свое место, не осознавая своего призвания, человек создает вокруг себя постоянные конфликтные ситуации. Это можно сравнить с воспалением — патологической реакцией тканей на чужеродное вещество. Они таким способом реагируют на повреждающее воздействие патогенного фактора, пытаются изолировать агрессора и вывести его из организма. Точно так же окружающий мир отвечает на разрушающие действия дезадаптированного человека. Вот и получается, что «все вокруг жестоки, агрессивны», «никто не хочет идти навстречу», «помощи не дождешься». Одиночество — неизбежное следствие эгоизма.

Поэтому следующим обязательным условием адаптации является интеграция. В каждом человеке заложено стремление к объединению. Оно обусловлено двойственной природой личности. В каждом мужчине есть женское зерно и в каждой женщине присутствует мужчина. Поэтому каждая женщина носит в себе образ любимого мужчины, и каждый мужчина ищет именно ту, которая соответствует его пониманию женщины. Таким образом, внутренняя поляризация притягивает к нам партнера, который больше всего нам подходит по внутренней сути для компенсации недостающих качеств и стимуляции развития. И эта закономерность касается не только отношения полов, но и любых других партнерских отношений.

Поляризация и тенденция к объединению прослеживается на всех уровнях жизни; атомном, молекулярном, клеточном, социальном, общественном, космическом и т. д. Точно также и в организме — реакция иммунных клеток с антигенами рождает образование иммунных комплексов, нейтрализующих чужеродные частицы или повреждающих ткани организма. Организм может использовать чужеродные вещества, освобождаться от них или вступать с ними в борьбу.

Вернемся к психологическим источникам болезней. С патологией иммунитета сопряжены различные формы дезадаптации. Нарушение психологической адаптации человека к окружающему миру проявляется по-разному:

1) в виде различных форм психологической защиты;

2) психосоматических заболеваний;

3) психотических состояний.

1) На уровне организма функцию защиты несет иммунная система, на уровне человека — различные механизмы сохранения целостности личности. Здоровый человек компенсацию своей односторонности ищет в активном взаимодействии с окружающим миром. Если он не в состоянии справиться с проблемой с помощью активных творческих отношений, то происходит уход от решения проблем, от действительности с помощью хитроумных психологических реакций (невротических механизмов). «Психологическая защита — неосознаваемый самообман с целью сохранения чувства достоинства, когда оно ущемляется, с целью сохранения стабильности, душевного равновесия, когда им нечто угрожает» [9]. С одной стороны, психологическая защита ограждает человека от разрушительной самокритики, самоосуждения, чувства вины, мук совести, от чувства несостоятельности, от комплексов — таким способом сохраняется целостность личности. А с другой стороны, защита замедляет развитие, процесс познания самого себя через общение с внешним миром, так как любая защита изолирует, ограничивает субъекта. «Психологическая защита оправдана, когда психотравматизирующие обстоятельства непреодолимы, а ситуации безвыходны и непереносимы. В целом же к психологической защите прибегают тем чаще, чем ниже уровень адаптивности…» [9]

Научную теорию психологической защиты создал 3. Фрейд. «Развивая учение отца о психологической защите, Анна Фрейд (Freud, 1948) в своей книге «Я и механизмы защиты» выделяет девять ее форм: регрессию, подавление, реактивные образования, изоляцию, отрицание, обращение против себя, проекцию, интроекцию, реверсию, прибавляя к ним сублимацию как замену недосягаемого возможным и идентификацию со значимыми, авторитетными для личности людьми до такой степени, что «человек начинает жить жизнью другого» [9].

 








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 896;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.