Реализация технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики.
Понятие «проектное обучение». Значение проектной деятельности в дизайне. Технологии проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики на примере конкретного учебного материала. Функции, формы и средства проектного обучения на уроках дизайна и компьютерной графики. Этапы и методы проектного обучения дизайну и компьютерной графике.
«Проектное обучение» или метод проектов – это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий им большую свободу в действиях по сравнению с кооперативным или проблемным обучением. При этом учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.
Главным же отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда. Результаты выполненных групповых проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если решалась теоретическая проблема, то должно последовать ее конкретное решение, если ставилась практическая задача – то конкретный результат, готовый к внедрению.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Основные требования к использованию метода проектов:
· Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме (проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).
· Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
· Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
· Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров).
Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых для него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности Джона Дьюи. Он рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в сочетании с традиционными методами в качестве дополняющего элемента в организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде. Организованный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, но и использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания, развивая в совокупности все стороны личностного «Я» в конкретной деятельности. Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных связей, что способствует развитию личности, самореализации не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового проекта.
Теорией и практикой обучения доказано, что учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой – средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений. Следовательно, проектная деятельность несет в себе следующие функции:
· Программно-целевая – реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;
· Исследовательская – специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;
· Преобразующая – развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;
· Отражающая – использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;
· Креативная – генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний – как в социальном контексте, так и в учебной деятельности;
· Технологическая – владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;
· Контрольно-регулятивная – реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;
http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/48263/
Этапы проектного обучения:
· Организационный;
· Конструкционный;
· Технологический;
· Презентационный;
Возможности компьютерной графики в художественно-творческом развитии учащихся.
Понятие «художественно-творческое развитие». Этапы, уровни и критерии художественно-творческого развития учащихся. Особенности художественно-творческой деятельности учащихся на занятиях по компьютерной графике. Составляющие художественно-творческого развития учащихся на занятиях по компьютерной графике. Особенности художественно-творческого развития учащихся на занятиях по компьютерной графике.
Развитие – это прирост умений, физических и психических. Художественно-творческое развитие – это накопление опыта и творческих работ в области художественной культуры.
Уровни художественно-творческого развития:
1. Первый уровень творчества. Объект принципиально не изменяется, остается таким как есть. Изменению подвергаются вспомогательные элементы объекта, например, скругляются кромки люка, устанавливается дополнительная крышка на бензопиле, изменяется форма рукоятки скребка. Для первого уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах одной узкой специальности. Как правило, решение не связано с устранением какого-либо явного противоречия. В общем объеме мирового патентного фонда находится примерно 32% технических решений, выполненных на первом уровне творчества.
2. Второй уровень творчества. В объект вносятся мелкие изменения и дополнения, которые не меняют основной принцип действия, – например, дополнительный ударный механизм в мышеловке, установка второй спирали в лампе накаливания для повышения надежности, телефон снабжается автоответчиком. Для второго уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах одной науки, т.е., если задача возникла в механике, то она и решается средствами, взятыми из механики. Как правило, такие решения связаны с устранением мелких противоречий на уровне вспомогательных, подсистемных элементов. В общем объеме мирового патентного фонда находится 45% технических решений, выполненных на втором уровне творчества. Примечание: Изобретения первого и второго уровней творчества, составляют 77% мирового патентного фонда. Они нужны, они совершенствуют технику, но принципиально ее не меняют. Это обычные конструкторские решения, но если они ранее не были известны, то признаются изобретениями. Творчество на первом и втором уровне доступно любому грамотному специалисту.
3. Третий уровень творчества. В основной объект вносятся значительные изменения и дополнения, направленные на максимальное развитие (модернизацию) существующего принципа действия. Например, изменяемая геометрия крыла самолета, воздушный винт с регулируемым шагом, система автоматического оттаивания холодильника, двигатель внутреннего сгорания с регулируемым объемом камеры сгорания и т.п. Для третьего уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах разных наук, но смежных между собой, то есть, если задача возникла в механике, то средства для ее решения берутся, например, из гидравлики, теплотехники, и т.п. Как правило, решения третьего уровня творчества связаны с устранением противоречий, возникших на уровне системных элементов. В общем объеме мирового патентного фонда находится 19% технических решений, выполненных на третьем уровне творчества.
4. Четвертый уровень творчества. В основной объект вносятся изменения, полностью меняющие принцип его действия. Например, суда на подводных крыльях, высокочастотная печь для приготовления пищи, ультразвуковая стиральная машина и т.п. Для четвертого уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах разных и не смежных между собой наук. То есть, если задача возникла в механике, то средства для ее решения могут быть взяты, например, из химии, биологии, оптики. Как правило, такие решения связаны с устранением противоречий, возникших на уровне надсистемных элементов. Например, оптоволоконный кабель связи. В нем изменен принцип действия – вместо электрического тока применен световой поток. Задача, лежащая в области электросвязи, решена средствами, взятыми из оптики. Разрешено надсистемное противоречие – кабелей между точками связи, должно быть много, чтобы пропустить тысячи и миллионы сигналов связи и должно быть мало, чтобы не усложнять, и так предельно сложную, систему кабельной связи. В общем объеме мирового патентного фонда находится 3,7% решений, выполненных на четвертом уровне творчества.
5. Пятый уровень творчества. Создается не существующий ранее объект с новым, ранее неизвестным, принципом действия. Например, паровой двигатель, самолет, радио, лазер и тому подобные. Эти изобретения называют пионерными, т.к. они сами порождают новые науки, например, теплотехнику, аэродинамику, радиотехнику, квантовую оптику. Творчество на пятом уровне предоставляет человечеству новые, неизвестные ему ранее, возможности. Пятый уровень творчества – это удел избранных. В патентном мировом фонде изобретений, выполненных на пятом уровне творчества, содержится всего 0,3%, но они являются основой цивилизации. Но, для широкого внедрения этих изобретений в производство нужны годы, чтобы провести научно-исследовательские, конструкторские, технологические и иные работы с решением сотен и тысяч других задач, требующих использования всех остальных уровней творчества.
Критерии художественно-творческого развития учащихся: сформированность эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, опыт общения с искусством; способность к интерпретации, комбинированию и художественной стилизации объектов реального мира для создания выразительных художественных образов; владение специальными технологиями, создающими возможность воплощения проекта в материале.
Компьютерная графика развивает творческие способности, прежде всего через практическую деятельность. Составляющие компоненты деятельности: мотивы, потребности, интерес, эмоциональное удовлетворение, предвидение результатов, понимание значимости, поиск нестандартных путей достижения цели, анализ результатов и т.д. основаны на индивидуальных способностях человека и связаны с уровнем их развития.
Компьютерная графика (дизайн) служит неисчерпаемым источником удовлетворения эстетических потребностей, причем как эстетическое воздействие непосредственно самой деятельности, так и ее продуктов. Красота компьютерной графики, обладая высоким качеством и большой выразительностью, способствует развитию вкуса, профессионального мастерства, формированию положительных качеств личности. В процессе занятий на компьютере складывается особое отношение к труду, как к творческому созидательному процессу, где инструментарий лишь повышает требования к профессиональной подготовке будущего художника, требуя от него понимания композиции, чувства формы, цвета, ритма и других специальных знаний. Такой труд становится источником радости и духовного наслаждения. Он становится потребностью и необходимостью для производительной и духовной деятельности человека. Сложившиеся понятия о красивом и качественном, переходят в процессе работы на компьютере в изделия, необходимые в повседневной жизни, где они проявляются своим совершенством форм и линий. Преобразования предметно-пространственной среды, средствами компьютерной графики, решают проблемы не только эстетического влияния самой среды, но и формирования побудительных желаний в создании красивых вещей.
Позволяя формировать графическую информационную среду, компьютерная графика, используя специальный инструментарий, становится важным фактором общения, передачи и получения различных знаний. Она является прекрасным средством использования всех законов и закономерностей, лежащих в основе художественного творчества. Одновременно, по характеру художественных технологий, богатству цветовых возможностей, способами отображения пространственных объектов, компьютерная графика, наряду с общеобразовательной подготовкой, несет в себе большой объем профессионально ориентированного обучения, что, безусловно, развивает творческие способности студентов. Обучение компьютерной графики возможно только при наличии внутренних духовных потребностей к творческому созидательному процессу, нацеленному на создание неповторимых изделий, на процесс преобразования окружающего мира с точки зрения гармонии и красоты.
Структура творческих способностей в области компьютерной графики можно скомпоновать в следующие основные блоки.
· Первый блок составляют свойства творческого воображения и мышления, зрительной памяти и пространственных представлений, обеспечивающих отбор главного, существенного и наиболее характерного в предметах и явлениях действительности, способствующих созданию художественного образа и оригинальной композиции.
· Второй блок составляют свойства эстетического восприятия и эмоционально-чувственного отношения (эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому объекту или явлению.
· Следующий блок составляют свойства, особенности зрительного анализатора, обеспечивающие успешное развитие в процессе художественной деятельности восприятия пропорций, особенностей объемной и плоской формы, направленности линий, пространственных отношений, ритма, цвета, статики и движения и т.п. Данные свойства являются общими (как и предыдущие) в структуре художественно-творческих способностей личности.
· Четвертый блок включает свойства логической и наглядно-чувственной сферы мышления, образной памяти, способствующих формированию понимания и «чувствования» художественных и технологических особенностей компьютерной графики.
· Пятый блок включает свойства, особенности репродуктивного воображения, внимания, сенсомоторные качества, особенно связанные с действиями руки художника, обеспечивающие быстрое, точное и качественное усвоение новых технических приемов, умений и навыков в рисунке, композиции, в основных операциях компьютерной графики, конструировании и проектировании объектов графического дизайна.
Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 5943;