Нейропсихологическое исследование познавательных процессов
Двигательные расстройства у детей с ДЦП редко носят изолированный характер, как правило, они сопровождаются нарушением развития интеллектуальных, речевых, перцептивных и коммуникативных функций.
В научно-терапевтическом центре профилактики и лечения детской неврологической инвалидности (Москва) разработаны и апробированы формализованные карты психологического обследования и динамического наблюдения за крупной и мелкой моторикой, экспрессивной и импрессивной речью, полимодальным восприятием, социальным и интеллектуальным развитием, игровой деятельностью у детей различных возрастов (включая грудной период жизни), позволяющие судить о «парциальной» или «гармонической» недостаточности в «психологическом профиле» ребенка и степени ее выраженности в определенном возрастном периоде.
В работе Н.А. Ермоленко, И.А. Скворцоваи А Ф. Неретина (18) проведен комплексный клинико-психологический анализ формирования симптомов нарушения развития у детей от 3 мес. до 3 лет с пренатальным и перинатальным поражением ЦНС в средней и тяжелой степени нарушения.
Было установлено увеличение с возрастом новых неврологических симптомов с углублением имеющихся, что отражает нарастание несоответствия возможностей нервной системы требованиям, предъявляемым внешней средой к растущему организму. Изучение формирования ВПФ.показало, что все дети существенно отставали от возрастной нормы по всем исследованным психическим функциям.
При обследовании и лечении детей с ДЦП в возрасте от года до 15 лет выявлено, что недостаточность ВПФ по типу психического недоразвития и ЗПР отмечена в среднем в 40,7% случаев, из них:
- от 1 года до 3-х лет — 53,4%;
- от 3 до 6 лет — 33,7%;
- от 6 до 15 лет — 16,7%
У детей до 3-х лет при спастической диплегии нарушение интеллекта и речи выявляются в 5,4% случаев; при гиперкинетической форме — в 5,0% случаев; при атонически-астатической — в 9,3%; при гемипарезах — в 1,1%.
С возрастом уменьшается нарушение ВПФ в связи с направленными медицинскими воздействиями.
Приведем пример. Дима К. со спастико-гиперкинетической формой ДЦП обследован в 2 г. Змее, и спустя 5 мес. После получения курсового лечения стимуляцией психоречевых и двигательных функций (рис. 7) При первичном осмотре отмечается выраженная задержка моторного развития и экспрессивной речи; социальное
общение, самообслуживание, интеллект страдают вторично. Понимание обращенной речи сохранено. Через 5 мес. наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики: ребенок научился захватывать и удерживать предметы в обеих ручках, стал больше повторять слоги за взрослым четче произносить звуки, лучше понимать бытовые инструкции, начал заучивать сказки, появились перенос с объекта на образ, начальные навыки самообслуживания, стал узнавать7 предметы на картинках, ориентироваться в пространстве, появились новые игры.
В работе X Н. Осипенко с соавт. (59) проведено нейропсихологическое обследование с применением адаптированного нейропсихологического теста детей с разными формами ДЦП в возрасте от 3 до 6 лет. На рис. 8 представлена графически факторная недостаточность ВПФ у детей с ДЦП.
Можно видеть недостаточность гностико-праксических, интеллектуально-речевых и мнестических функций. С большой частотой выявляется кинестетическая (64%) и зрительно-пространственная (32%) диспраксия. Последняя часто сочеталась с зеркаль-
ной графической деятельностью, поэтому можно предположить единый фактор их происхождения —нарушение пространственного диализа и синтеза.
Высокая частота нарушений производственной регуляции движений (40%) отмечается у детей с разными формами ДЦП, и является «факторов риска» дисфункций поведения и мышления. Нарушения сенсорных функций отмечались по типу пространственной (18%) и слуховой (12%) и в редких случаях (3%) по типу зрительной дисгнозий. Нарушения памяти отмечались с меньшей частотой, чем дисфункции праксиса, но с большей частотой iio сравнению с дисфункциями восприятия.
Нарушение мыслительных процессов (9%) зарегистрированы с большей частотой по невербальному типу и с меньшей — по вербальному. Нарушение конструктивной деятельности отмечено в 15% случаев.
Таким образом, у детей с ДЦП выявлены «факторы риска» дисграфии (различные виды нарушений праксиса), Дискалькулии (дисфункции пространственных представлений), дислексии (речевые нарушения), которые, безусловно, влияют на будущую школьную успеваемость ребенка.
Анализ топической локализации мозговой недостаточности (рис. 9) у детей, перенесших перинатальные вредности и развива-
52
ющихся в условиях ДЦП, демонстрирует дисфункцию всех отделов коры больших полушарий, в равной степени лобно-теменно-височных его отделов, которые более уязвимы на ранних этапах нейроонтогенеза. Недостаточность функций затылочных долей отмечается у меньшего числа обследованных детей.
Вместе с тем, срединные структуры мозга, обеспечивающие межполушарные взаимодействия, также отличает высокий процент поражения, что отрицательно влияет на развитие нормальной доминантности полушарий и их деятельности как единой функциональной системы.
У детей с ДЦП отмечено левшество, что еще раз подтверждает аномалию в межполушарном доминировании. Причем, с 4 до 7 лет имеет место заметный рост «скрытого» и явного левшества (соответственно до 56 и 15%).
Представляет значительный интерес для дифференциальной диагностики степени нарушения познавательных процессов и возможной локализации поражения в головном мозге проведение нейропсихологического исследования у детей при разных формах ДЦП, чему и посвящены результаты, изложенные ниже.
Дата добавления: 2015-03-07; просмотров: 1007;