Системные законы
Экология интересуется не столько свойствами элементов экосистем (организмов и их сообществ, среды обитания), сколько характером взаимосвязей между этими элементами. В этом суть системного подхода. Для экосистем выполняются закономерности, свойственные всем системам вообще. Среди них — аксиома эмерджентности:
Целое больше простой суммы своих частей. Система всегда имеет свойства, отсутствующие у ее подсистем или элементов.
Мозг, сердце, легкие, печень, сваленные в кучу — не более чем субпродукты на прилавке мясника. Но, взаимодействуя, те же элементы образуют целостный организм, не сводимый к набору отдельных органов.
Частный случай аксиомы эмерджентности — правило конструктивной эмерджентности.
Иерархическое строение природных систем можно рассматривать как результат действия принципа кооперативности:
образование системы включает ее в качестве подсистемы в существующую или формирующуюся систему более высокого порядка (надсистему).
Кооперативный (системообразующий) эффект проявляется на всех уровнях организации материи и неизменно сопровождает возникновение любой упорядоченной структуры (п. 4.8.3.4). Действие кооперативного эффекта обусловлено вещественно-энергетическим и информационным выигрышем при объединении подсистем в систему. Принцип увеличения степени идеальности, высказанный Г.В. Лейбницем, утверждает, что выигрыш растет по мере эволюции системы:
гармоничность отношений между частями системы
по ходу истории увеличивается.
Этот принцип практически не имеет исключений, применяется ли он к системам хищник—жертва или хозяин—паразит, к физиологической корреляции органов в индивиде или взаимоотношениям стран в мировом сообществе. Он, однако, не означает, что разница между элементами системы должна стираться, а границы между ними — исчезать. Закон системного сепаратизма утверждает:
Разнокачественные составляющие системы всегда структурно независимы.
Высший организм не может состоять из аморфной, недифференцированной ткани; биоценоз не может состоять из единственного вида, выполняющего функции продуцента, консумента и редуцента одновременно.
По закону баланса консервативности и изменчивости, развивающаяся система всегда имеет два ряда подсистем: один из них стремится сохранить достигнутое строение и функциональные особенности системы, а другой способствует ее видоизменению и образованию новой формы и способа функционирования системы, более соответствующих изменившейся среде обитания.
Например, согласно В. Геодакяну, у человека и многих других видов животных роль активной подсистемы играют мужские особи в целом, а консервативной — женские.
Ряд общесистемных законов относится к процессу развития систем. Наиболее общий из них — закон необратимости эволюции Л. Долло:
организм (вид) не может вернуться к состоянию,
уже осуществленному в ряду его предков,
даже если он возвращается в среду их обитания.
К.Ф. Рулье сформулировал закон усложнения системной организации:
историческое развитие живых организмов, а также природных и социальных систем приводит к усложнению их организации
путем нарастающей дифференциации функций и подсистем, выполняющих эти функции.
Весь накопленный багаж естественнонаучных знаний свидетельствует в пользу закона неограниченности прогресса:
развитие от простого к сложному ничем не ограничено.
Следует только помнить, что речь идет о развитии вообще; конкретная же интересующая нас система может зайти в эволюционный тупик и погибнуть, как не раз уже случалось в истории — и естественной, и общественной.
Следующие два закона иллюстрируют противоречивость процесса развития. С одной стороны, целостность системы требует, чтобы выполнялся закон согласования строения и функций подсистем:
в системе, как едином целом, индивидуальные характеристики подсистем должны быть согласованы между собой.
Важнейшее следствие этого закона заключается в том, что выпадение одного из звеньев системы меняет структуру и функции других и может привести к полному изменению всей системы в целом.
С другой стороны, эволюционное изменение всей системы сразу, одновременно — событие весьма маловероятное. Опыт подсказывает, что в любой развивающейся системе присутствуют как развивающиеся подсистемы, так и стабильные и, может быть, даже деградирующие. Система, как правило, развивается неравномерно: это справедливо для организмов в биоценозе, для совершенствования технических устройств, для развития экономики стран мира и т.д. Можно сформулировать закон неравномерности развития систем:
системы одного уровня иерархии развиваются не строго синхронно — когда одни уже достигли более высокого уровня развития, другие остаются в менее развитом состоянии.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1949;