Когнитивные подходы.

Жесткая, однозначная, прямолинейная зависимость меж­групповой враждебности от исключительно внешних факто­ров, постулируемая «реалистической теорией», была оспоре­на представителями когнитивистской ориентации. Началом критики послужил ряд экспериментов, в которых было пока­зано, что аутгрупповая враждебность или по крайней мере межгрупповая дискриминация наблюдается и без объективно­го конфликта интересов.

...Когнитивисты возражали против главного пункта реалис­тической теории межгруппового конфликта. Несовместимость целей считали необходимым и достаточным условием возник­новения враждебности и конфликта между группами. Точнее говоря, они соглашались с тем, что несовместимость целей яв­ляется достаточным условием, но оспаривали ее трактовку как условия необходимого. В качестве доказательства того, что межгрупповая дискриминация (какое-то, пусть небольшое, «умаление» «чужих» по сравнению со «своими») будет наблю­даться и без какого бы то ни было конфликта интересов, Г. Тэдж-фел и его последователи использовали результаты множества оригинальных и весьма остроумных экспериментов, получив­ших широкий резонанс в зарубежной социальной психологии...

Главные результаты этих экспериментов сводятся к тому, что... межгрупповая дискриминация возникает, даже когда соб­ственные интересы личности совершенно не затрагиваются и не связаны с актом благоприятствования ингруппе, не существует никакого межгруппового соревнования и нет никакой предше­ствующей или актуальной враждебности между группами. Единственной целью подобной дискриминации, по мнению Тэджфела, является установление различия между группами в пользу собственной, иногда даже в том случае, когда это проти­воречит элементарным «утилитарным» ее интересам. Эти дан­ные интерпретировались Тэджфелом как наиболее яркое дока­зательство универсальности межгрупповой дискриминации.

...Г. Тэджфел и Дж. Тернер полемизируют с концепцией «реального межгруппового конфликта» М. Шерифа (1966), снискавшей большую популярность в 60-70-е гг. Ранние ис­следования Г. Тэджфела (1970) показали необязательность

реального конфликта интересов для возникновения дискри­минационного поведения. Социальная категоризация и нераз­рывно связанное с ней социальное сравнение (для достижения позитивного отличия ингруппы) сами по себе достаточны для возникновения ингрупповой предубежденности. Поэтому, с точки зрения когнитивных психологов, далеко не каждая ко­оперативная деятельность приведет к разрешению межгруп­пового конфликта и улучшению межгрупповых отношений. Кооперативное и конкурентное взаимодействие не прямо по­рождает соответственно позитивные и негативные межгруп­повые установки, а является детерминантой социальных уста­новок, выступающих в качестве когнитивных критериев для социальной категоризации, то есть конкурентное взаимодей­ствие подчеркивает, а кооперативное затушевывает восприни­маемые границы между группами.

 

 

Д. Кэмпбелл

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МЕЖГРУППОВОГО КОНФЛИКТА[84]

«Реалистическая теория группового конфликта» примени­ма к организованным группам, состоящим из многих индиви­дов и семейств.

Многие авторы выступали против психологизирования при объяснении межгруппового конфликта. Т. Абел, Л. Уайт, Дж. Бернард, У. Ньюком и Р. Фарис эксплицитно заявляли о неадекватности психологических объяснений, обычно исполь­зуя в качестве примера «теории фрустрации—агрессии—сме­щения». Приведем здесь лишь одно высказывание Уайта, ко­торый отмечал, что «война — это борьба между социальными организмами, а не между индивидами. Поэтому ее объяснение должно быть дано с позиций анализа социальных или куль­турных закономерностей».

Большинство из тех, кто отвергает психологизированные объяснения, поддерживает точку зрения, которая здесь и обо­значена как «реалистическая теория группового конфликта». Эта теория предполагает, что конфликт рационален в том смысле, что те или иные группы действительно имеют несовме­стимые цели и конкурируют в стремлении овладеть ресурсами, которые не беспредельны. Обращение к подобным «реалисти­ческим» источникам группового конфликта противоположно установкам авторов тех психологических теорий, которые рас­сматривают межгрупповые конфликты как «смещение» или «прожективное выражение» проблем, по существу, внутри-группового или межиндивидуального происхождения. Среди тех, кто в той или иной мере разрабатывал подход с позиций «реалистической теории группового конфликта», находятся У. Самнер, М. Дэви, Л. Уайт, М. Шериф, Л. Козер, Дж. Бер­нард, У. Ньюком и К. Боулдинг. Не все упомянутые авторы избегали психологических объяснений: например, Козер и Бо­улдинг, а также Шериф не отклоняли их (за исключением объяснений с позиций «теории смещения» и «прожективного» конфликта). Но для всех указанных авторов первостепенное значение имеют реальные источники группового конфликта. Многие работы в русле этой теории посвящены изучению раз­вития конфликтов, формированию коалиций, оптимальных стратегий в конфликтных ситуациях, относительной платы и т. п.

При обработке данных, относящихся к «реалистической те­ории группового конфликта», в этой работе особое внимание уделяется индивидуальным психологическим диспозициям (восприятию, чувству враждебности и т. д.), которые при этом возникают и делают возможными определенные аффекты на групповом уровне. Ниже приводится ряд принципов — положе­ний этой теории, связанных с проявлениями этноцентризма и межгрупповых конфликтов. Из этих принципов первый, шес­той, восьмой и девятый вводятся как принципы сугубо группо­вого уровня, остальные основаны на закономерностях индиви­дуальной психологии. Но даже принципы сугубо группового уровня включают эксплицитные предсказания индивидуально­го порядка, в частности относительно поведения лидеров групп.

1. Реальный конфликт интересов различных групп обуслов­ливает межгрупповой конфликт. Межгрупповой конфликт особенно интенсивен, когда реальный конфликт интересов очень значителен, а конфликтующие стороны получают наи­больший выигрыш при победе. Эти положения могут быть более детализированы, по здесь целесообразно привести ряд положений о связи угрозы и конфликта с этноцентризмом.

2. Реальный конфликт интересов, а также явный, активный или имевший место в прошлом межгрупповой конфликт и (или) наличие враждебности, угрозы и конкуренции соседних групп (что в целом может быть, названо «реальной угрозой») обусловливают восприятие угрозы отдельными членами груп­пы. Это положение обычно имплицитно содержится в работах ряда авторов. Так, оно необходимо для выводов, которые де­лают Шериф и Козер, а в более широком смысле — для пред­сказания отдельных групповых явлений на основе соответ­ствующих чувств отдельных членов группы. С учетом этого положения следующие ниже принципы могут быть сформули­рованы в терминах либо реальной, либо только воспринятой угрозы, или как принципы, учитывающие оба вида угрозы. В указанных выше работах обычно используются положения, связанные с реальной угрозой, а воспринятая угроза лишь подразумевается, за исключением тех случаев, когда она име­ет другие источники.

3. Реальная угроза обусловливает враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы. Хотя это положение часто лишь подразумевается и не формулируется, поскольку оно представляется очевидным, оно характерно для «реалистиче­ской теории группового конфликта». Шериф пишет о непри­язни индивидов к внешней группе, возникшей как результат или воспринятой ими угрозы или восприятия ими внешней группы как группы, конфликтующей с данной. Это положение предполагает корреляционные отношения между степенью угрозы и степенью индивидуальной враждебности. Шериф делает это положение эксплицитным, отмечая, что чем суще­ственнее цель, к достижению которой стремятся конкурирую­щие группы, тем больше враждебность; чем значительнее цен­ность, которая подвергается угрозе, и чем серьезнее представляется воспринятая помеха на пути достижения цели, тем больше враждебность.

4. Реальная угроза обусловливает внутригрупповую соли­дарность. Это наиболее часто встречающееся и эксплицитное положение «реалистической теории группового конфликта». Оно встречается у Уайта и Самнера. Шериф отмечает, что на­личие внешней группы, к которой со стороны членов данной группы существует негативное отношение, увеличивает внут­ригрупповую солидарность. В работах Козера это, вероятно, важнейшая тема. Сходные положения приводят У. Льюис, Р. Мэрфи и Л. Каждан, К. Боулдинг. Р. Дарендорф пишет: «...об­щим законом представляется то, что группы реагируют на внешнее давление увеличением внутренней сплоченности...» Дополнительные примеры содержатся в работе П. Розенблата.

5. Реальная угроза обусловливает более полное осознание индивидом собственной групповой принадлежности (иден­тичности). Это положение сформулировано Козером. Оно также может быть использовано при описании тех случаев, когда подчеркиваются специфика и превосходство внутри-групповых обычаев. Шериф показывает, что внешняя угроза и межгрупповая конкуренция обусловливают преувеличение членами группы достоинств собственной группы и пороков, приписываемых внешним группам. Возрождение в условиях конфликта в этнических общностях традиционных языков (например, усилия ирландцев заново утвердить гэльский язык) — симптом того же явления. Самнер, вероятно, также имел это в виду, хотя в поисках причин, вызывающих подоб­ные явления, он скорее обращал внимание на этноцентризм, чем на внешнюю угрозу: «Этноцентризм ведет людей к пре­увеличению и интенсификации в их собственных обычаях все­го, что является специфичным и что отличает их от других. Он, следовательно, упрочивает обычаи».

6. Реальная угроза увеличивает непроницаемость группо­вых границ. Это положение раскрывается Козером. Хотя на­блюдаются случаи буквального укрепления межгрупповых границ, мы будем интерпретировать непроницаемость группо­вых границ также и в более фигуративном смысле, когда меж­групповые барьеры используются для поддержания социальной дистанции между членами различных групп. Подобное влияние межгрупповой конкуренции на социальную дистан­цию отмечено, например, Шерифом.

7. Реальная угроза уменьшает отклонения индивидов от групповых норм. Это положение Козера является специфика­цией одного из аспектов внутригрупповой солидарности.

8. Реальная угроза увеличивает меру наказания и степень отверженности нарушивших верность своей группе. Этот спе­цифический («поддерживающий») солидарность механизм наказания изменников и отступников также рассматривается Козером.

9. Реальная угроза приводит к необходимости наказания и остракизма членов группы, отклоняющихся от групповых норм. Этот поддерживающий солидарность механизм усиле­ния нетерпимости к лояльным в целом новаторам и «ерети­кам» был отмечен и Козером, и Шерифом. Рокич намечает экс­тенсивные теоретические и эмпирические исследования вли­яния угрозы на догматизм. На уровне угрозы для группы (в отличие от угрозы для отдельных личностей) его наиболее ре­левантные доказательства этого положения связаны с истори­ческим анализом степени догматизма, обнаруживаемого в пап­ских энцикликах за длительный период, Рокич показывает, что чем более реальна угроза, тем выше догматизм, выражаю­щийся как в ужесточении наказания в отношении членов группы, отклоняющихся от групповых норм, так и в безапел­ляционности содержания официальных утверждений.

Приведенные выше положения могут быть суммированы в заключении о том, что сторонники «реалистической теории группового конфликта» выводят весь синдром этноцентризма из реакции членов группы на конфликт и угрозу со стороны внешних групп: реальная угроза увеличивает этноцентризм.

10. Ошибочное восприятие членами группы угрозы со сто­роны внешней группы обусловливает повышенную внутри-групповую солидарность и враждебность в отношении внеш­ней группы. Хотя сторонники «реалистической теории груп­пового конфликта» уделяют особое внимание реальной угрозе, они также отмечают, что указанные положения часто используются лидерами групп или контролируемыми сред-

ствами массовой коммуникации таким образом, что конфликт и враждебность в отношении внешних групп становятся ско­рее прожективным симптомом внутригрупповых проблем, чем продуктом межгруппового конфликта. Так, Козер указы­вает, что лидеры группы могут выискивать врага или созда­вать фиктивного врага для достижения внутригрупповой со­лидарности или сохранения ее. Подобные положения форму­лируют также Уайт, Боулдинг, а Розенблат, сопоставляя положения, характеризующие этноцентризм и национализм, приводит данные, относящиеся к этому вопросу, по работам еще шестнадцати авторов.

...Если на основании многих отмеченных «средовых» прин­ципов можно предсказать степень несовместимости межгруп­повых интересов, также истинно и то, что положения, харак­теризующие явления на групповом уровне, имплицитно вклю­чают и психологические положения.

При анализе межгрупповой враждебности с позиций «тео­рии фрустрации, агрессии и смещения» социальные процессы выводятся из функциональных механизмов индивидуального уровня. В противоположность этому и «реалистической тео­рии группового конфликта» функциональность существует на групповом уровне, но непременно влияет на психологические процессы.

 

 

В. П. Левкович, О. Э. Зуськова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ[85]

В сложном комплексе причин, вызывающих дезорганиза­цию и распад семьи, значительное место занимают причины социально-психологические, связанные со спецификой взаимоотношений и общения супругов в семье. Становится все более очевидным, что оптимизация одних лишь социаль­но-экономических условий жизни семьи не всегда приводит к повышению стабильности брака. Об этом свидетельствуют и данные социологических исследований (Гурко, 1982; Павлюков, 1980; Харчев, 1983).

В основу нашего исследования была положена такая мо­дель семьи, которая, во-первых, предполагала оптимальные социально-экономические условия жизни семьи (отсутствие алкоголизма, аморального поведения супругов, наличие хоро­ших материальных и жилищных условий и т. п.) и, во-вторых, исключала любую психопатологию супругов. Это дало воз­можность сконцентрировать внимание на социально-психоло­гических факторах, влияющих на изменение уровня стабиль­ности семьи.

Основным социально-психологическим фактором, вызы­вающим дестабилизацию и распад семьи, является негатив­ный характер супружеских отношений, выражающийся в кон­фликтном взаимодействии супругов. Супружеский конфликт представляет собой сложное явление, которое охватывает раз­личные уровни взаимодействия супругов. Он может зарож­даться и протекать на уровне взаимоотношений супругов, не реализуясь определенное время в их поведении (стадия скрыт того конфликта). Например, негативные межличностные от­ношения между супругами (недоверие, безразличие, недо­вольство и др.) могут некоторое время не находить отражения в их общении как совокупности наблюдаемых актов поведет ния. Обострение взаимоотношений супругов приводит к тому, что конфликт охватывает и сферу их общения, проявляясь в различных формах конфликтного поведения (вербального и невербального). Переход конфликта на поведенческий уро­вень является свидетельством его обострения и перерастания от скрытой в открытую стадию.

Конфликты могут возникать не только в результате нега­тивных межличностных отношений супругов, но и как следствие дезорганизации их общения. Например, несоблюдение супругами элементарных норм повседневной жизни, выража­ющееся в язвительности, грубости, невнимательности, провоцирует конфликты именно на поведенческом уровне. При частом повторении такие конфликты формируют негативные взаимоотношения супругов. Они становятся более устойчи­выми, труднее преодолеваются.

Возникновение супружеского конфликта зависит не толь­ко от объективных причин (например, от специфики условий протекания конфликта и характеристик его участников), но и от субъективных факторов — представления участников кон­фликта о самих себе (о своих потребностях, ценностях, моти­вах и т. д.) и представления о брачном партнере; они могут быть причиной супружеских конфликтов. Характер этих представлений является во многом предметом изучения соци­альной психологии. Осознание конфликта участниками взаи­модействия может быть адекватным, неадекватным (когда супруги воспринимают объективную конфликтную ситуацию искаженно) и даже ложным (когда конфликтное взаимодей­ствие супругов возникает па основе неправильной оценки себя и партнера).

Согласно статистическим данным (Сысенко, 1983) значи­тельный процент разводов приходится на молодые семьи, где продолжительность брачного союза составляет от одного до пяти лет. Особенно ярко проявляется эта тенденция в круп­ных городах — Москве, Ленинграде, Риге, Одессе и др. (исхо­дя из этого, объектом данного исследования были избраны мо­лодые супружеские пары, проживающие в Москве, в возрасте до 35 лет, состоящие в браке не менее одного года, имеющие детей.

Определяя предмет исследования, мы исходили из того, что современный брак основывается на совместимости супру­гов как личностей. Ряд авторов понимает любовь как прочный комплекс чувств, состоящий из большого числа компонентов, в том числе не только эмоциональной привязанности и эмоци­ональной привлекательности супругов, но и наличия этиче­ских чувств (дружбы, уважения, доверия, взаимопонимания). Совместимость супругов определяется в значительной мере возможностью совместного удовлетворения в браке ряда основных потребностей (общения, познания, материальных и ролевых потребностей, потребности в защите «Я-концепции»).

Каждый из супругов к моменту вступления в брак имеет сложившиеся потребности, которые не могут быть идентич­ными у обоих брачных партнеров. Нередко эти потребности оказываются противоречивыми. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с по­требностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопони­мание, что способствует оздоровлению психологического кли­мата в семье и лучшей взаимной адаптации супругов. В этом случае противоречия в потребностной сфере супругов не при­нимают острых форм и успешно преодолеваются. Неумение найти правильную линию поведения в семье приводит к тако­му обострению противоречий обоих брачных партнеров, при которых удовлетворить потребности каждого из супругов в данной брачной диаде становится чрезвычайно трудно или даже невозможно. Это приводит к возникновению фрустра­ций у одного или обоих партнеров, создает дисгармонию в су­пружеских взаимоотношениях.

Предметом нашего исследования является обнаружение противоречий в потребностной сфере супругов, приводящих к нарушению взаимодействия между супругами, к возникнове­нию конфликтов. Рассматривая взаимодействие супружеской пары, мы выделили объект и условия взаимодействия. Под объектом взаимодействия мы понимали совместное удовлет­ворение супругами ряда потребностей.

На основании анализа литературных данных и проведен­ного нами пилотажного исследования в качестве наиболее зна­чимых для совместной жизни супругов были выделены пять групп потребностей (блоков):

1. Потребность супругов в исполнении определенных ро­лей в семье: матери—отца, мужа—жены, хозяина—хозяйки, женщины—мужчины, главы семьи, большинство из которых являются новыми для вступающих в брак. Одной из причин конфликтов в семье служит расхождение представлений су­пругов об исполнении каждым из них семейных ролей.

2. Потребность супругов в общении друг с другом и с дру­зьями.

В исследовании были затронуты следующие аспекты обще­ния супругов:

а) Брачные партнеры рассматривались как совместимые или несовместимые по параметру общительность — замкну­тость. Предполагалось, что в случае асимметрии этих качеств общительность одного из супругов может вступать в противо­речие с аутизмом другого, провоцируя возникновение кон­фликта.

б) Общение выполняет в семье очень важную психотера­певтическую функцию. В общении, основанном на сопережи­вании, взаимном уважении, супруги находят поддержку сво­их поступков, настроений, чувств, переживаний, получают эмоциональную разрядку. И напротив, взаимное отчуждение, дезорганизующее общение супругов формирует у них чувство одиночества, незащищенности, взаимной неудовлетворенно­сти, провоцируя семейные конфликты.

3. Познавательные потребности супругов. Проводившиеся ранее исследования показали, что интеллектуальные ценнос­ти являются наиболее важными для супругов, занимая одно из первых мест по общей шкале брачных ценностей. Мы сосредо­точили основное внимание на изучении потребности супругов в духовном росте и совершенствовании, поскольку эта потреб­ность, во-первых, является наименее изученной и, во-вторых, представляется нам в достаточной степени конфликтогенной при наличии асимметрии в супружеской диаде.

4. Материальные потребности, включающие потребности в совместном приобретении необходимых семье материальных ценностей и в обеспечении благополучия. Предполагалось, что эгоистические тенденции одного или обоих супругов, про­являющиеся в стремлении максимально удовлетворить соб­ственные материальные потребности в ущерб интересам дру­гого партнера и всей семьи в целом, могут привести к возник­новению конфликтов.

5. Потребность в защите «Я-концепции» как совокупности образов «Я», обеспечивающих представление человека о са­мом себе как об известной целостности и определенности, ко­торая возникает не только на основе самовосприятия индиви­да, но и как результат восприятия его другими, социальным окружением. Поскольку «Я-концепция» формируется, разви­вается и поддерживается в социальном взаимодействии, по­стольку для идентификации человека с самим собой, для под­держания целостности и ценности его личности крайне необ­ходимо, чтобы собственное представление о себе совпадало с тем, что, по его мнению, думают о нем окружающие. Особенно важно в этом плане мнение значимых других, в соответствии с которым человек ожидает и определенного отношения к себе окружающих, устойчивых проявлений в общении с ними, под­держивающих у него чувство своей определенности, значимо­сти, важности.

В условия взаимодействия были включены следующие факторы:

1. Культура общения супругов в семье, т. с. соблюдение или несоблюдение ими норм повседневной жизни, регулирующих их нравственные отношения: вежливость, чуткость, тактич­ность, доброжелательность, внимательность и др.

2. Взаимная информированность супругов о различных сторонах жизни и личностных особенностях друг друга. Это условие взаимодействия супругов играет важную роль в аде­кватности их взаимных перцепций, необходимых для формиро­вания правильных представлений о партнере в процессе комму­никации, являясь необходимым условием успешности протека­ния их взаимной адаптации, а следовательно, и повышения стабильности брака. Высокий уровень взаимной информиро­ванности супругов является также основой формирования доверительных отношений в семье.

3. Уровень моральной мотивации супругов в различных сферах семейного взаимодействия как показатель развития их морального сознания и самосознания. В регуляции поведения человека большое значение имеет иерархия (соподчинение) мотивов. В семейном взаимодействии очень важно определить уровень ведущего мотива, побуждающего поведение каждого супруга. Первый (низший) уровень моральной мотивации основан на непосредственных переживаниях, желаниях, стремлениях либо зависит от внешней ситуации (например, от оценок окружающих) в качестве непроизвольных побудите­лей поведения. Второй (высший) уровень моральной мотивации основан на убеждениях человека, его идеалах, принципах, сознательно поставленных целях, которые могут подавлять непосредственные побуждения. Уровень моральной мотива­ции влияет на уровень самоконтроля, на чувство ответствен­ности за свои действия, за судьбу семьи.

4. Проведение досуга. Потребность супругов в совместном проведении досуга является одним из важнейших показателей уровня стабильности семьи вообще и молодой семьи в особен­ности. Совместные досуговые занятия молодых супругов сви­детельствуют об их успешной взаимной адаптации, об умении эффективно решать встающие в процессе совместной жизни проблемы, а также о позитивной эмоциональной окрашенно­сти их общения. И напротив, стремление супругов раздельно проводить досуг — яркий показатель того, что взаимное обще­ние утратило для супругов свою эмоциональную привлека­тельность.

Существенное значение в возникновении конфликта име­ют те ожидания, которые сформировались у партнеров к мо­менту вступления в брак под влиянием лх личностных особен­ностей и склонностей и специфики социокультурной среды. Для молодых супругов наиболее типичны повышенные ожи­дания друг к другу, что нередко является основой конфликта при несовпадении этих ожиданий с действительностью. Они в большинстве случаев указывают на недостаточную нравствен­но-психологическую подготовленность молодежи к браку.

Исследование проводилось с помощью разработанной нами методики изучения межличностного семейного кон­фликта (МСК), которая представляет собой набор 5-балльных шкал, составляющих опросник из 164 пунктов. Их содержание интегрировано в следующих направлениях: 1) семейные роли, 2) потребность в общении, 3) познавательные потребности, 4) материальные потребности, 5) потребность в защите «Я-концепции», 6) культура общения, 7) взаимная информирован­ность, 8) уровень моральной мотивации, 9) проведение досуга, 10) частота конфликтов и способы их разрешения, 11) субъек­тивная оценка удовлетворенности каждого супруга своим браком.

Специализированные измерения с помощью опросника МСК проводились в процессе консультирования конфликт­ных и разводящихся семей в Дзержинском районе г. Москвы. Были выделены три группы семей: 1) пары, не преодолеваю­щие конфликт при наличии негативной семейной мотивации, или нестабильные; 2) пары, которые недостаточно овладевают конфликтом при наличии позитивной семейной мотивации, или проблемные; 3) пары, преодолевающие конфликт, или стабильные (контрольная группа).

В группу стабильных вошли семьи, субъективно удовлет­воренные своим браком, оцениваемые окружающими как бла­гополучные. Супруги стабильной группы отмечают полную уверенность в устойчивости своих семейных отношений, не представляют возможности их распада. Социально-демогра­фические данные этой группы следующие: средний возраст мужа — 34 года, жены — 30 лет; средняя продолжительность брака — 5,7 года; среднее количество детей — 1,4; образова­тельный уровень: в шести парах оба супруга имеют высшее образование, в четырех — у одного супруга высшее, у друго­го — среднее; средний доход семьи составляет 115 руб. в месяц на одного члена семьи; семь пар (из 10) проживают отдельно от родителей в хороших жилищных условиях.

В группу проблемных семей вошли супружеские пары, обратившиеся за консультацией к психологу в связи с неудов­летворенностью своими семейными отношениями, осознаю­щие возможность распада семьи, но не желающие его. Соци­ально-демографические данные семей этой группы несколько отличаются от данных контрольной группы: средний возраст мужа и жены одинаковый и составляет 27 лет; средняя продол­жительность брака — 4,3 года; среднее количество детей — 1; образовательный уровень: у пяти пар высшее образование у обоих супругов, в остальных парах у одного супруга высшее, у другого — среднее; средний доход семьи — 85 руб. на одного человека в месяц; отдельно от родителей проживают три семьи (остальные пары живут в хороших жилищных условиях вмес­те с родителями).

В группу нестабильных вошли супруги, принявшие реше­ние о расторжении брака. Примечательно, что социально-демографические характеристики этих семей практически не отличаются от аналогичных характеристик стабильных семей: средний возраст мужа — 34 года, жены — 31; продолжитель­ность брака — 5 лет; среднее количество детей — 1,2; оба суп­руга с высшим образованием в семи парах; средний доход на одного человека в месяц — 120 руб.; в хороших условиях от­дельно от родителей проживают восемь пар, две семьи прожи­вают вместе с родителями.

Поскольку в нашей выборке не выявились значимые разли­чия в социально-демографических характеристиках стабиль­ных и нестабильных семей, можно предположить, что здесь такие характеристики, как продолжительность брака, возраст супругов, сходство или различие образовательного уровня, наличие детей, материальные и жилищные условия сами по себе (без учета социально-психологических факторов) не иг­рают определяющей роли в процессе дестабилизации семьи.

Некоторые отличия характеристик семей проблемной группы дают возможность предположить, что их проблемы могут быть вызваны недостаточной психологической подго­товленностью к браку, выражающейся в переоценке бытовых затруднений при повышенной требовательности друг к другу. Перенос сложностей из плана объективной реальности в план психологический, на область личностных отношении, для не­которых семей определяет переход от проблемности к распа­ду. И наоборот, взаимопонимание, поддержка, взаимовыруч­ка в преодолении объективных сложностей стабилизируют семью. <...>

Исследование показало, что в каждом из трех типов семей имеет место различие в: 1) общем уровне конфликтности (сум­марная характеристика, получаемая при соотнесении знаково­го и разностного критериев конфликтности), 2) частоте кон­фликтов, 3) способах их разрешения. В нестабильных и про­блемных семьях общий уровень конфликтности практически одинаков и почти в 3 раза превышает уровень конфликтности в стабильных семьях. Частота конфликтов в нестабильных и проблемных семьях в 2 раза выше, чем в стабильных. В спосо­бах разрешения в стабильных семьях отдается предпочтение объяснению партнеров в корректной форме, компромиссу, стремлению различными способами избежать конфликта (выйти в другую комнату, не раздражать партнера и т. п.). В проблемных и нестабильных семьях наряду с объяснением и компромиссом имеют место такие способы разрешения кон­фликта, как бойкот и применение силы. Наряду с конструктив­ными методами разрешения конфликта применяются методы давления партнеров друг на друга с целью решения конфликта в свою пользу. В этих группах семей супруги значительно реже, чем стабильные, стараются избежать конфликта, что можно рассматривать, по-видимому, как возможность ком­пенсировать состояние фрустрации, возникающее вследствие неудовлетворенности в потребностной сфере.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вы­вод, что причины для возникновения конфликтов имеются в любом типе семей, что обусловлено индивидуальными разли­чиями супругов. Однако конфликт выступает не обязательно как фактор дестабилизации семьи, выполняя не только дест­руктивную, но и конструктивную функцию. В стабильных се­мьях конфликты протекают на общем фоне позитивных взаи­моотношений супругов, их взаимной удовлетворенности и эмоциональной привязанности. Поэтому конфликты здесь выполняют конструктивную функцию, так как, выявляя вза­имные притязания супругов, различия их потребностей, уста­новок, намерений, помогают выработать единые позиции и способствуют успешной адаптации партнеров к браку. В не­стабильных и отчасти в проблемных семьях конфликты про­текают на фоне негативных отношений супругов, их взаимной неудовлетворенности и ослабления или потери эмоциональ­ной привлекательности партнеров. Такие конфликты, мешаю­щие выработать супругам единую точку зрения, приводящие к дезорганизации их общения и сотрудничества, к дезадапта­ции, следует рассматривать как деструктивные конфликты.

Если рассматривать все затронутые в исследовании сферы (блоки) жизнедеятельности семьи с точки зрения их конфликтогенности, то на первом месте для всех групп семей стоит блок «культура общения», т. е. соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни, регулирующих их нрав­ственные отношения. Стабильность брака в значительной степени обусловлена высокой культурой общения брачных партнеров. Систематическое нарушение супругами семейной этики в общении друг с другом негативно влияет на их взаи­моотношения, приводя к возникновению устойчивых, хрони­ческих конфликтов в семье. При этом высокая степень кон­фликтности данного блока объясняется не только низкой культурой общения брачных партнеров, но и тем, что в нем прежде всего отражается неудовлетворенность супругов в потребностной сфере.

Вторым по значимости источником конфликтов в семье является недостаточная удовлетворенность потребности в за­щите «Я-концепции» в процессе взаимодействия супругов. Так как устойчивость «Я-концепции» поддерживается посто­янством ожидаемых форм отношений и общения со стороны социального окружения, то взаимоотношения супругов, кото­рые основаны на психической поддержке, взаимопонимании, эмоциональном комфорте, играют важную роль в осознании ими значимости и ценности своего «Я». Отсутствие внимания, заботы, согласия, психической поддержки приводит к неудов­летворенности у них потребности в любви, уважении, в ощу­щении своей значимости, в сохранении чувства собственного достоинства, необходимых для поддержания «Я-концепции» каждого супруга. Потребность в защите «Я-концепции», кото­рая выражается в протесте брачных партнеров против ущем­ления личного достоинства, неуважительного отношения, умаления ценности «Я» одного из супругов, приводит к воз­никновению конфликтов между супругами.

Третье место по конфликтности занимают две сферы взаи­модействия супружеской диады:

1. Ролевая (удовлетворение ролевых потребностей супру­гов: матери—отца, мужа—жены, хозяина—хозяйки, мужчины-женщины, главы семьи). Конфликт возникает в результате не­однозначного понимания супругами этих ролей и неоднознач­ного представления об исполнении каждым партнером той или иной семейной роли. Особенно остро протекает конфликт из-за расхождения представлении о семейном лидерстве.

2. Особенности взаимодействия, которые связаны с взаим­ной информированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера. Высокий уровень взаимной информированности супругов является основой формирова­ния доверительных отношений в семье. Нежелание супругов информировать друг друга о своих делах, намерениях, планах порождает подозрительность, взаимное недоверие, эмоцио­нальное напряжение во взаимоотношениях партнеров, снижа­ет уровень удовлетворенности браком, провоцирует возник­новение конфликтов. При этом так же, как и культура обще­ния, взаимная информированность зачастую является отражением нарушения других сфер супружеского взаимо­действия.

Результаты исследования дали основание предположить, что уровень конфликтности коррелирует с уровнем моральной мотивации брачных партнеров, т. е. чем выше уровень мораль­ной мотивации супругов, тем ниже уровень конфликтности в их семьях. Мотивационная структура высшего типа отличает­ся от низшего преобладанием ориентации на самооценку в ка­честве ведущего мотива поведения вместо ориентации на оценку окружающих. Чем выше уровень моральной мотива­ции супругов, тем в большей степени они осознают себя субъектами собственной деятельности, а не объектами внеш­них воздействий, и тем в большей степени они руководствуют­ся в своих действиях совестью, которая становится главным регулятором их поведения.

Уровень моральной мотивации определяет специфику нравственных позиций супругов. Для прочности брака очень важно единство нравственных позиций супругов. Несовмес­тимость моральных принципов брачных партнеров влечет за собой различия в сфере нравственных чувств супругов (сове­сти, долга, чести и т. п.), что находит выражение в рассогласо­вании точек зрения супругов на воспитание детей, на распре­деление домашних нагрузок, на меру ответственности каждого супруга перед семьей, на главенство в семье и т. п., способствуя возникновении конфликтов в семье.

Исследование показало, что каждой группе супружеских пар присущи характерные для них конфликтогенные блоки.

1. В группе стабильных супружеских пар имеет место нео­днозначное представление супругов о некоторых из семейных

ролей, что приводит к возникновению конфликтов в ролевой сфере. Однако, протекая на фоне позитивных межличностных отношений, конфликты решаются конструктивно. В осталь­ных сферах взаимодействия потребности супругов непротиво­речивы и удовлетворяются у обоих партнеров. В стабильной группе у супружеских диад имеет место высокий уровень удовлетворения потребности в защите «Я-концепции», в ду­ховном росте и совершенствовании. Успешность взаимодей­ствия супругов обеспечивается за счет высокого уровня мо­ральной мотивации обоих супругов, культуры общения, высо­кого уровня взаимной информированности и предпочтения совместного проведения досуга.

2. В группе нестабильных супружеских пар не удовлетво­рена потребность в защите «Я-концепции», в культуре обще­ния, в однозначном понимании семейных ролей. Информиро­ванность супругов этой группы друг о друге очень поверхнос­тна и касается поведенческих, а не личностных особенностей партнера. Супруги не стремятся проникнуть в духовный мир друг друга, что приводит к отсутствию у них взаимопонима­ния. При достаточной согласованности мнений супругов этой группы относительно сфер разлада каждый партнер ищет при­чину разлада прежде всего в неправильном, с его точки зрения, поведении партнера, а не в своем собственном. Низкая взаим­ная оценка уровня моральной мотивации у нестабильных су­пругов свидетельствует о том, что они перекладывают друг на друга вину за распад семьи, считая, что именно партнер не осознает в должной мере своей ответственности за судьбу се­мьи и не выполняет своего долга перед ней. При низком уров­не удовлетворенности браком и потере эмоциональной привя­занности конфликты в этой группе семей носят деструктив­ный характер.

3. Проблемные супружеские пары занимают промежуточ­ное положение между стабильными и нестабильными. В отли­чие от нестабильной группы в проблемных семьях сохраняет­ся определенная эмоциональная привязанность партнеров, но она значительно ниже, чем в стабильных семьях. В то же вре­мя уровень удовлетворенности браком в проблемной группе почти в 3 раза ниже, чем в стабильной (у нестабильных семей оценка удовлетворенности браком отрицательна, т. е. они не удовлетворены браком).

Субъективная низкая оценка удовлетворенности браком обусловлена неудовлетворенностью потребности супругов в духовном росте и совершенствовании. Взаимодействие парт­неров осуществляется на фоне низкой культуры общения и низкого уровня взаимной информированности. В отличие от нестабильных семей у проблемных супругов выше уровень удовлетворения в защите «Я-концепции». Уровень моральной мотивации супругов проблемной группы ниже, чем у стабиль­ных пар, но значительно выше, чем у нестабильных, что позво­ляет им осознавать свою ответственность перед семьей и стре­миться ее сохранить.

Таким образом, в настоящем исследовании были выделены факторы, влияющие на образование конструктивных или де­структивных супружеских конфликтов, к которым, по нашему мнению, относятся: возможность удовлетворения брачными партнерами в браке своих основных потребностей, характер межличностных отношений, уровень моральной мотивации супругов, условия взаимодействия (культура общения, взаим­ная информированность, проведение семейного досуга).

Поскольку на поведенческом уровне конфликтность в се­мьях разного типа (особенно у проблемных и нестабильных) проявляется одинаково, то, используя специфику вышеука­занных факторов, можно выяснить, к какому именно типу от­носится каждая конкретная семья, что позволит определить необходимость сохранения или расторжения данного брака. От решения этого вопроса зависит стратегия и тактика кон­сультирования конфликтной пары, так как расторжение про­блемной (с признаками стабильности) пары может повлечь за собой невротизацию и в конечном итоге снижение трудоспо­собности разведенных супругов, а сохранение нестабильного брака может принести ущерб личностному развитию брачных партнеров и, следовательно, невозможность создания ими гар­моничного брака.

Полученные в исследовании данные могут быть использо­ваны для подготовки предложений по оказанию помощи кон­фликтным семьям в процессе их консультирования психо­логами.

 

 

Л. М. Митина, О. В. Кузьменкова








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1086;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.