Экзистенциальная психодинамика

Экзистенциальный подход акцентирует базисный кон­фликт другого рода — не между подавленными инстинктив­ными устремлениями и не с интернализованными значимыми взрослыми.

Это конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуу­ма с данностями существования. Под «данностями существо­вания» я подразумеваю определенные конечные факторы, яв­ляющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире.

Как открывает человек для себя содержание этих данно­стей? В определенном смысле, это нетрудно. Метод — глубо­кая личностная рефлексия. Условия просты: одиночество, молчание, время и свобода от повседневных отвлечений, кото­рыми каждый из нас заполняет мир своего опыта. Когда мы «заключаем в скобки» повседневный мир, то есть отстраняемся от него; когда глубоко размышляем о своей ситуации в мире, о своем бытии, границах и возможностях; когда касаемся поч­вы, предлежащей всем остальным почвам, — мы неизбежно встречаемся с данностями существования, с «глубинными структурами», которые я ниже всюду буду именовать «конеч­ные данности». Катализатором процесса рефлексии часто слу­жит экстремальный опыт. Он связан с так называемыми «по­граничными» ситуациями — такими, например, как угроза личной смерти, принятие важного необратимого решения или крах базовой смыслообразующей системы.

В этой книге обсуждаются четыре конечные данности: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Экзистенциаль­ный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов.

Смерть. Наиболее очевидная, наиболее легко осознавае­мая конечная данность — смерть. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Это ужасающая правда, ко­торая наполняет нас «смертельным» страхом. Говоря словами Спинозы, «все сущее стремится продолжать свое существова­ние»; противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить — это центральный экзистенци­альный конфликт.

Свобода. Другая конечная данность, значительно менее очевидная, — это свобода. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек сво­боды и не стремится ли к ней на протяжении всей письменной истории человечества? Однако свобода как первичный прин­цип порождает ужас. В экзистенциальном смысле «свобо­да» — это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хо­рошо организованную вселенную, устроенную по определен­ному плану (и такую же покидаем). На самом же деле инди­вид несет полную ответственность за свой мир — иначе гово­ря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на ка­кую почву, под нами — ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика. Экзистенциальная изоляция. Третья конечная данность — изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от частей соб­ственной личности). Это фундаментальная изоляция — и от других созданий, и от мира, — скрывающаяся за всяким чув­ством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный кон­фликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлеж­ности к большему целому.

Бессмысленность. Четвертая конечная данность существо­вания — бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундамен­тально одинок в равнодушном мире — какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано — значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамичес­кий конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.

 

 

М. Дойч

КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ: ПРИНЦИПЫ, ОБУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ[44]

Множество ученых пишет о конфликтах с различных меж­дисциплинарных позиций, сосредоточив свое внимание на разных типах споров, что создает впечатление фрагментарно­сти в изучении конфликтов. Однако под этой беспорядочной поверхностью существуют несколько общих тем, которые проходят через разные дисциплины и разные типы конфликтов. Эти темы могут быть, по крайней мере частично, изложены в следующих тезисах:

1. В основе большинства конфликтов лежат смешанные мотивы, и вовлеченные в конфликт стороны имеют как коопе­ративные, так и конкурентные интересы.

2. Конфликт может быть как конструктивным, так и дест­руктивным. У конфликта плохая репутация из-за того, что он ассоциируется с психопатологией, социальными беспорядка­ми и войнами. Однако он является и источником личностных и социальных изменений; конфликт — это средство, с помо­щью которого могут быть выявлены и разрешены проблемы. Существует множество позитивных функций конфликта (Coser, 1967). Социальная и научная проблема состоит отнюдь не в ликвидации или предотвращении конфликтов, а в разви­тии наших представлений таким образом, чтобы получить воз­можность ответить на вопрос: «При каких условиях скорее возникает живая полемика, чем смертельная ссора?»

3. Кооперативные и конкурентные интересы сторон приво­дят к двум разным способам разрешения конфликтов. Уолтон и МакКерси (1965) назвали эти способы «интегративной сдел­кой» и «дистрибутивной сделкой», тогда как я обозначаю их как «кооперативный» и «конкурентный» способы (Deutsch, 1973). С этими разными процессами связаны и различные стратегии и тактики преодоления конфликта, различные про­цессы коммуникации и влияния, разные установки по отноше­нию к другой стороне.

4. Относительная сила кооперативных и конфликтных ин­тересов каждой из конфликтующих сторон и то, как она изме­няется в ходе конфликта, могут быть важнейшими детерми­нантами природы конфликтного процесса и того, будет ли ис­ход конфликта для его участников скорее конструктивным или деструктивным.

Эта статья состоит из трех частей: рассмотрение факторов, влияющих на то, примет ли конфликт конструктивный или деструктивный характер, обсуждение навыков конструктив­ного разрешения конфликтов и некоторые предложения по дальнейшим исследованиям.








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 664;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.