Социокультурный контекст
Индивиды, группы или страны, принадлежащие к разным культурам, часто вынуждены вступать в переговоры об их конфликтных интересах, убеждениях или ценностях, и нередко им приходится тесно взаимодействовать друг с другом при совместной работе в организациях. Их культурные различия могут создавать барьеры во взаимодействии, взаимонепонимание, предубеждения и порождать поведение, которое невольно оказывается обидным и может уменьшать шансы, что переговоры будут конструктивными.
Внутригрупповой этноцентризм снижает вероятность того, что взаимодействие между членами различных групп будет характеризоваться продуктивным процессом решения проблемы. Внутригрупповой этноцентризм может быть не столь универсален, как утверждал Самнер (Sumner, 1906), но он повсеместен (см.: Brewer, 1986; LeVme & Campbell, 1972) и явно создает препятствия к конструктивному взаимодействию между людьми разных культуральных групп. Самнер характеризовал этноцентризм как «точку зрения, в соответствии с которой своя собственная группа является центром всего, а все остальные сравниваются и оцениваются относительно нее. Народные обычаи соответствуют этому и включают как внутреннее, так и внешнее отношение. Каждая группа лелеет свою собственную гордость и тщеславие, хвастаясь своим превосходством, возвеличивая свою собственную божественность и глядя с презрением на других. Каждая группа думает, что только ее собственные обычаи правильны, и если она видит, что другая группа имеет другие обычаи, это вызывает ее насмешки. Эти различия дают основания оскорбительным эпитетам» (Sumner, 1906, pp. 12-13). Как указывает Тэдж-фел (Tajfel, 1982), самоидентичность индивидов тесно связана с характеристиками групп, с которыми они себя идентифицируют, — с теми характеристиками, которые помогают определить их социальную идентичность. Ожидания, убеждения, язык, привычки, ритуалы, нормы и ценности, являющиеся общими для членов группы, определяют их общую культуру. Культура, в свою очередь, создает символическое значение действий, определяя, какое действие является уместным или неуместным, вежливым или невежливым, дружественным или враждебным, заслуживающим одобрения или порицания и т. д. Культуральные различия возникают рано, и соответствующие предпочтения усваиваются в детстве, часто сильно эмоционально нагруженные коннотациями добра и зла. Поэтому этноцентрическая ориентация на культуральные различия, вероятно, будет проявляться в сильных эмоциональных реакциях. Хотя термин этноцентризм обычно используется в отношении этнических и национальных групп, надо признать, что аналогичный процесс может происходить в отношениях между различными социальными категориями, например основанными на тендерных, возрастных, расовых, религиозных, классовых, профессиональных особенностях, физических недостатках или сексуальной ориентации. Каждая социальная категория имеет свою собственную субкультуру, и различия между субкультурами (в ожиданиях, обычаях, языке, нормах, ценностях и т. д.) могут вести к взаимонепониманию, стереотипам и предрассудкам, что влияет на способность людей из разных категорий успешно решать конфликты между собой.
Этноцентризм способствует возникновению конфликта, но не способствует их конструктивному разрешению. Каковы некоторые из факторов, влияющих на возникновение и интенсивность этноцентризма? И какие методы эффективны в разрешении конфликта, основанного на этноцентризме? Левайн и Кэмпбелл (LeVine, Campbell, 1972) рассмотрели, как отвечали на первый вопрос ученые, исследовавшие развитие межгрупповых предрассудков (например, Brewer, 1986; Brewer & Kramer, 1985; Stephan, 1985). Обзор попыток ответить на второй вопрос, предпринятых учеными (Stephan, 1985; Wilder, 1986; Worchel & Austin, 1986), которые интересовались уменьшением деструктивного межгруппового конфликта, сделан Шерифом (Sherif, 1966).
Есть несколько хорошо обоснованных тезисов, связанных с возникновением и интенсивностью этноцентризма, которые поддерживаются теоретическим анализом (LeVine & Campbell, 1972) и существующими исследованиями (Brewer, 1986).
1. Этноцентрическое внутригрупповое искажение возникает наиболее последовательно относительно таких моральных черт, как «надежность», «честность», «миролюбие», «добродетельность» и «послушание». Как предложил Брейер (Brewer, 1986), все эти черты могут быть определены в терминах нормативных предписаний, которые прикладываются к внутри-групповому в противоположность внешнегрупповому поведению — то есть предполагается, что моральное поведение проявляется по отношению к членам своей группы, но не является необходимым по отношению к членам других групп. Когда две взаимодействующие группы ограничивают свое «моральное сообщество» (Deutsch, 1985) собственной группой, они, вероятно, будут иметь реципрокные стереотипы (Campbell, 1967), такие, как «мы лояльны, они привержены своим», «мы самые честные и миролюбивые среди своих, они враждебны и вероломны».
2. Чем интенсивнее соперничество между группами, тем больше будет тенденция к этноцентризму в их отношениях; чем более сильная кооперация существует между группами, тем меньше этноцентризм (Blake, Shepard, & Mouton, 1964; Brewer, 1986; Deutsch, 1973; Sherif, 1966; Turner, 1975; Worchel, 1986).
3. Существует тенденция к возникновению между взаимодействующими группами реципрокных отношений, т. е. группы будут отвечать внешним группам теми же установками, которые те (внешние группы) относят к ним самим, так что их реципрокные установки (позитивные или негативные) будут иметь тенденцию соответствовать друг другу.
4. Воспринимаемые различия между своей и другой группами будут в целом соответствовать поддержке позитивной
самооценки (Turner, 1975). В тех случаях, когда положение собственной группы объективно менее благоприятно, чем другой (например, она проигрывает в соревновании), можно ожидать, что воспринимаемые различия будут скорее минимизироваться, чем преувеличиваться, и объясняться таким образом, чтобы ослабить их влияние на самоуважение. С другой стороны, следует ожидать, что реальные различия будут проявляться в стереотипных представлениях о другой группе в преувеличенных формах.
5. Пирамидально-сегментарный тип организации общества, по сравнению с поперечно-пересекающимся, более способствует внутригрупповому этноцентризму и деструктивной межгрупповой борьбе в обществе (LeVine & Campbell, 1972). При пирамидально-сегментарном типе каждая наименьшая единица, к которой принадлежит индивид, выступает в качестве сегмента большей группы, членом которой он является. При пересекающемся типе общественного устройства группы, к которым принадлежит человек, скорее пересекают друг друга, чем включены одна в другую. Группа его проживания не обязательно включает его родственные группы, а его рабочая группа может состоять из людей из разных этнических групп.
Изучено несколько разных подходов к изменению межгрупповых предрассудков, стереотипов и дискриминационного поведения (Allport, 1954; Sherif, 1966; Stephan, 1985; Wor-chel & Austin, 1986): межгрупповой контакт, информирование и образование, тренинг сензитивности или рабочие группы по разрешению проблем, переговоры между групповыми лидерами и использование кооперативных процедур. Исследования (в качестве резюме см.: Stephan, 1985) слишком пространны и позволяют больше, чем несколько коротких замечаний. Во-первых, показано, что наиболее глубокие и продолжительные позитивные изменения в межгрупповых отношениях происходили, когда поддерживалась успешная кооперация в достижении общей или высшей цели (Cook, 1984, 1985; Johnson & Johnson, 1989; Sherif, 1966). Социальный контекст кооперации усиливает эффективность каждого из других подходов, и без кооперативного контекста они могут иметь лишь кратковременный эффект. Второй фактор, усиливающий эффективность каждого из других подходов, — это благоприятный нормативный контекст, в котором признанный авторитет или влиятельная третья сторона сильно способствуют позитивным отношениям между группами.
Межгрупповой контакт сам по себе может быть позитивным или негативным в своем влиянии на межгрупповые отношения, в зависимости от контекста, в рамках которого он возникает, и от природы контакта. Контакты более вероятно будут иметь позитивный эффект, если они равного статуса, продолжительны, происходят в разных ситуациях, допускают индивидуализацию членов группы, создают хорошие возможности для знакомства и имеют позитивный фон и результаты. В дополнение контакты имеют более позитивные результаты, когда члены одной и другой групп имеют сходство по базисным убеждениям и ценностям, равную компетентность и схожи по численности.
Исследования влияния информации, лекций, фильмов, пропаганды и т. д. в целом демонстрируют позитивные результаты (Stephan, 1985; Williams, 1947), но большинство таких исследований не велись продолжительное время и не включали поведенческие данные. Межгрупповые рабочие группы, группы для тренинга сензитивности из представителей разных рас и т. п., похоже, имеют быстрый позитивный эффект (Stephan, 1985), и эти групповые техники демонстрируют некоторые возможности в разрешении межобщинных и международных конфликтов (Burton, 1969; Doob, 1970; Kelman & Cohen, 1979).
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1518;