Процессы, ведущие к закреплению и эскалации конфликта
Некоторые конфликты, похоже, живут своей собственной жизнью. Они продолжаются даже тогда, когда проблемы, которые первоначально их вызвали, давно забыты или стали неактуальными. Другие конфликты подобны злокачественной опухоли; они выходят из-под контроля и опутывают их участников паутиной враждебных взаимодействий и защитных маневров, которые продолжают ухудшать ситуацию, заставляя их чувствовать себя в меньшей безопасности, более уязвимыми и более обремененными. Я выявил ряд ключевых составляющих, которые вносят свой вклад в развитие и закрепление болезненного процесса (Deutch, 1983). Они включают: 1) анархическую социальную ситуацию; 2) ориентацию на отношения типа «выигрыш—проигрыш» или соперничество; 3) внутренние конфликты (внутри каждой из сторон), которые проявляются через внешний конфликт; 4) когнитивную ригидность; 5) ошибочные суждения и искаженное восприятие; 6) непроизвольную связанность; 7) самоисполняющиеся пророчества; 8) порочные спирали эскалации; 9) азартную игровую ориентацию, которая уводит конфликт от вопросов о том, что в реальной жизни выигрывается и проигрывается, к абстрактному конфликту за «власть».
Ранее я касался некоторых из этих факторов. Здесь я хотел бы чуть более детально остановиться на анархических социальных ситуациях и непроизвольной связанности.
Анархическая социальная ситуация. Это тип ситуаций, которые препятствуют «рациональному» поведению, поскольку не существуют условия социального порядка или взаимного доверия. Характерным признаком таких «нерациональных ситуаций» является попытка части индивидов или сообщества увеличить свое собственное благополучие или безопасность, не обращая внимания на защиту своего благополучия или безопасности другими.
Такие ситуации, которые описываются «Общинной дилеммой» и игрой «Дилемма заключенного», широко изучены мной (Deutch, 1958, 1973) и другими социальными учеными (см. всестороннее обсуждение в: Alker & Hurwitz, 1981). При столкновении с такими социальными дилеммами единственный путь для индивида или национального сообщества избежать того, чтобы попасть в капкан взаимно подкрепляющих самозащитных циклов состоит в том, чтобы попытаться изменить ситуацию так, чтобы могла быть создана основа социального порядка или взаимного доверия, или, если это возможно, покинуть ее.
Непроизвольная связанность. В злокачественном социальном процессе стороны не только становятся сверхприверженными своим жестким позициям, но также становятся невольно связанными своими убеждениями, защитами, вкладами, вовлеченными в осуществление конфликтных действий. Тем самым конфликт поддерживается и закрепляется обязательствами, принятыми на себя его участником в ходе злокачественного конфликта, и соответствующими действиями. В рамках ограничений чем более действие, которое вы предпринимаете, основано на ваших убеждениях, тем больше потребность уменьшить любые предшествовавшие действиям сомнения, которые вы могли иметь относительно ваших убеждений (Festinger, 1957).
Одной из характеристик патологического защитного механизма является то, что он подкрепляется скорее неудачами в обеспечении безопасности, чем успехами. Индивид может, например, попытаться защитить себя от такого чувства, как неудача, даже не предпринимая реальных попыток, объясняя неудачу недостаточным усилием, а не отсутствием способностей. Результатом является то, что человек не достигает цели и не устраняет тревогу и сомнения относительно своей способности быть успешным. В результате, когда он опять сталкивается с ситуацией, которая тревожит его возможной неудачей, индивид прибегнет к той же защите «не пытаться»; она обеспечивает временное уменьшение тревожности, хотя и закрепляет потребность в защите, так как индивид уводит себя от возможности удачи.
Хотя многие индивиды, группы и сообщества запутываются в злокачественных конфликтных процессах, очень мало известно о том, как выйти из таких процессов. Без сомнения их легче предупредить, чем разрешить.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 552;