Вклад Ф.Энгельса в экономическую науку
Основными экономическими трудами Ф.Энгельса наряду с его первой политэкономической работой "Наброски к критике политической экономии" являются "Положение рабочего класса в Англии"6 (эта работа была в значительной мере использована при написании "Капитала"), "Анти-Дюринг"7 и "Происхождение семьи, частной собственности и государства"8.
Поводом для написания "Анти-Дюринга" послужили публикации немецкого философа Евгения Дюринга, в которых тот заявил о создании системы знаний, представляющей собой переворот в философии, политической экономии и теории социализма. Критикуя взгляды Дюринга, Энгельс излагал собственные воззрения по широкому кругу вопросов, "полемика превратилась в более или менее связное изложение диалектического метода и коммунистического мировоззрения"9.
"Анти- Дюринг" появился в 1877-1878 гг. сначала в виде серии статей, а затем был издан отдельной книгой. Она состоит из введения и трех крупных отделов: "Философия", "Политическая экономия" и "Социализм".
Во введении Энгельс пишет о теоретических и исторических предпосылках марксизма, а также о двух открытиях Маркса, которые сделали социализм наукой, - о разоблачении тайны производства прибавочной стоимости и материалистическом понимании истории.
В отделе "Философия" основной объект критики - субъективный идеализм Дюринга. Здесь же рассматриваются и отдельные вопросы, связанные с экономикой. Исследование общества Дюринг начинает с его простейшей модели - общества двух абсолютно равных людей. Энгельс пишет, что такого равенства в действительности не существует никогда, а само понятие "равенство" - историческая категория: так, при капитализме равенство заключается в равенстве шансов для конкурентов.
Отдел второй - "Политическая экономия" - начинается с формулировки предмета исследования. Политическую экономию в самом широком смысле Энгельс определяет как науку о законах, управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе. Распределение зависит от производства, хотя и оказывает на него обратное влияние. В некоторый момент система распределения приходит в противоречие со способом производства, в результате чего происходит переворот как в способе производства, так и в системе распределения материальных благ.
Значительное место в теоретической системе Дюринга принадлежит теории насилия, которой философ пытается объяснить все экономические явления. Энгельс отстаивает в полемике противоположную позицию: причины политического "насилия" следует искать в экономике соответствующей эпохи. Насилие всегда основано на распоряжении определенными средствами производства, в том числе средствами уничтожения, первоначально созданными трудом. Все капиталистическое экономическое неравенство, весь ход развития капиталистической экономики, с ее подъемами и спадами, можно объяснить, не прибегая к представлению о насилии, - из факта взаимного обмена стоимостей.
В отделе третьем - "Социализм" - Энгельс дает развернутое изложение материалистического понимания истории. Это понимание основано на признании того, что производство составляет фундамент всякого общественного строя. Производство диктует способ распределения и обусловливает разделение общества на классы. Капитализм превращает средства производства в общественные, используемые массой людей в условиях планомерной организации производства в виде деятельности отдельных предприятий. При этом в стихийном общественном хозяйстве противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистическим присвоением его результатов проявляется как периодические кризисы перепроизводства, которые показывают, что производительные силы переросли форму их использования. Возникают новые формы организации производства - акционерные компании, государственная собственность.
Пролетариат, рожденный и организованный крупной промышленностью, с необходимостью совершает политический переворот, в ходе которого он прежде всего превращает средства производства в государственную собственность. Государство заменяет управление лицами управлением вещами и производственными процессами и вместе с тем отмирает как государство, т.е. как аппарат политической власти одного класса над другим.
С появлением общественной собственности в форме государственной исчезает товарное производство. Анархия производства заменяется сознательной организацией общественного хозяйства. Труд каждого отдельного лица становится непосредственно общественным, исчезает необходимость удостоверения его общественного характера в стоимости. Общество должно примерно знать и уметь сопоставлять полезные эффекты от потребления различных продуктов и затраты труда, необходимые для их производства.
Последние из приведенных положений книги Ф.Энгельса "Анти-Дюринг" в настоящее время подвергнуты существенному пересмотру по трем основным направлениям. Прежде всего, надо учитывать, что современный капитализм значительно отличается от капитализма конца XIX в. Развитая система социальной защищенности, размывание границ пролетариата как класса, новые формы организации производства (система участия в прибылях, коллективные формы собственности), ослабление профсоюзного движения ставят под сомнение тезис о необходимости для пролетариата совершения социалистического политического переворота. Далее, государственная собственность не является формой общественной собственности. Государственная собственность на основные средства производства без развитых форм демократического контроля усиливает властную функцию государства, ставит его над обществом, приводит к размежеванию интересов государства и общества. Наконец, товарное производство и обмен представляют собой адекватный хозяйственный механизм любой развитой экономической системы. Нетоварный обмен характерен лишь для экономики примитивного типа. Эффективное функционирование экономики на основе централизованного учета всех пропорций воспроизводства невозможно.
Работа Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства"10, написанная в 1884 г., демонстрирует огромную эрудицию этого ученого и философа в вопросах, касающихся человеческого общества. Энгельс рассматривает развитие общества, выделяя в нем три крупных этапа: дикость (от первобытного человека на стадии возникновения речи до изобретения примитивных орудий труда), варварство (от низших форм домашнего хозяйства - животноводства и растениеводства до появления железных орудий труда) и цивилизацию (основной ее признак - развитие промышленности). Он рассказывает об истории и формах организации семьи, исследует роль женщин в общественном производстве, формы разрешения внутренних и внешних политических конфликтов, эволюцию государства и классов.
С точки зрения экономической теории особый интерес представляет та часть работы, в которой рассматриваются этапы развития разделения труда и товарного производства. Энгельс пишет о том, что товарному производству и обмену предшествовал случайный обмен при неразвитом общественном разделении труда. Первое крупное общественное разделение труда - отделение пастушеских племен от земледельческих - привело к развитию регулярного товарного обмена между ними. За этим последовали возникновение института частной собственности, разделение общества на классы, появление городов. Второе крупное общественное разделение труда - отделение ремесла от земледелия привело к развитию товарного производства, когда обмен основан не на существовании излишков продуктов, а на производстве специально для продажи. В результате появляются металлические деньги, обмен ведется через благородные металлы по их весу. Развитие денежной системы, возникновение ростовщичества связаны с третьим крупным общественным разделением труда - отделением торговли от ремесла и земледелия. После выделения науки в обособленную сферу деятельности в структуре экономики закрепляется отделение города от деревни, умственного труда от физического. Преодоление такой системы разделения труда, по мнению Энгельса, является одной из основных задач будущего общества.
В заключение следует отметить, что марксизм представляет собой стройную экономическую теорию, которая отражала реалии своего времени и опиралась на многочисленные фактические экономические данные. Естественно, в конце XX в., тем более - в XXI в. невозможно применять ее целиком, однако фундаментальные открытия, которые сделал Маркс (капитал как самовозрастающая стоимость, двойственный характер труда, теория прибавочной стоимости, издержки производства и прибыль), могут полностью использоваться в современной экономике.
Приведем высказывания о Марксе и марксизме современных американских экономистов. Так, Е.Хант утверждает: "Я верю в то, что если когда и будет создано общество, основанное на принципах истинного равенства и свободы, его создатели будут многим обязаны идеям К.Маркса"11. А крупнейший ученый П.Самуэльсон отмечает: "Марксизм слишком ценен, чтобы оставить его одним марксистам"12.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 3073;