Мировоззрение Ноя
Исходя из этого культурного контекста, давайте теперь попробуем воспринять мировоззрение Ноя или тех месопотамских авторов, которые записали рассказ о Потопе. Где-то после 2500 г. до н.э. история о Потопе могла быть передана или в устной, или в письменной форме Аврааму и его потомку Моисею (как мы предположили в главе 2).
Если Ной был «царём» Шуруппака, как сказано в Списке царей, он, вероятно, был хорошо образован и богат. Он мог знать математику, а также приобрести знания о том, строить такие корабли, какие курсировали по реке Евфрат около его города. Он или его разветвлённый род могли участвовать в строительстве и содержании каналов, поскольку эта деятельность была основополагающей для пропитания каждого гражданина. Ной мог также заниматься импортом кедра с гор Аманос и битума из Хита – и то, и другое было необходимо для сооружения ковчега.[87] Ноя окружала бы политеистическая и жестокая культура. Однако в Библии сказано, что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом»(Бытие 6:9).
Несмотря на то, что Ной был человеком Божьим, его научные знания, как и знания более поздних библейских авторов, состояли бы только из того, что он лично мог наблюдать. То есть, у них было бы то же космологическое мировоззрение жителей древнего Междуречья, о котором мы говорили в главе 1 (рис. 1.1). Их мир состоял из плоской аллювиальной равнины, «поддерживаемой» (окружённой) горами. «Земля» была сушей, простирающимся до горизонта плоским диском, где ходили и работали люди. «Ворота шлюзов» в тверди (небе) могли открываться и изливать дождь, аналогично тому, как открывались шлюзы каналов, давая воде доступ к возделываемым полям. Вода появлялась и из глубокого подземелья в виде родников (источники изначальной бездны). Это космологическое мировоззрение совершенно логично, исходя из донаучных знаний и повседневного опыта жителей Междуречья.
Важнее всего то, что известный Ною и библейским авторам мир состоял в основном из аллювиальной Месопотамской низменности и окружающих горных районов. Жившие в то время люди имели бы скудные знания о цивилизациях за пределами этих районов, и определённо ничего не знали бы о других далёких цивилизациях, существовавших тогда на планете Земля (см. гл. 7). Именно в этом ограниченном мире происходит Потоп в Книге Бытие, и именно в рамках этого донаучного географического мировоззрения надо интерпретировать рассказ о Потопе.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 846;