Когда жил Ной?
Время, когда мог жить Ной, ограничено библейскими и археологическими данными. Библия датирует жизнь Ноя, прослеживая родословие от Адама до Авраама по линии Сифа (Быт. 5). Известно, что Авраам жил около 2000-1900 гг. до н.э.,[70] а поскольку хронологически в Библии рождение Ноя помещено приблизительно за 900-1000 лет до Авраама, получается, что Ной жил около 3000-2900 гг. до н.э. Хотя одно «поколение» в Библии необязательно означает прямой переход от отца к сыну (как говорилось в главе 3), заметно всё же, что в Библии перечислено 9 «поколений» от Адама до Ноя и 7 «поколений» от Адама (через Каина) до Иавала, Иувала и Тувалкаина (Быт. 4). Если допустить, что средняя продолжительной поколения для обоих родов была одинаковой (40-летнее «полное поколение»),[71] получается, что Иавал, Иувал и Тувалкаин жили где-то до Ноя – возможно, за 80 или около того лет. Иавал, Иувал и Тувалкаин важны для нашей темы потому, что в Библии упомянуты их занятия, которые можно связать с археологическими данными. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема (Быт. 4:19-22).
Слово «отец» в стихах 20 и 21 подразумевает, что Иавал и Иувал были первыми, кто занимался такими делами. Однако это слово можно перевести и как «предок»,[72] что даёт альтернативу – эти люди могли быть всего лишь первыми в том роду, в котором стали практиковаться такие занятия. В клинописных текстах из Урука, одного из древнейших городов, существовавших в Южном Междуречье (рис. 4.1), упоминаются как уже закрепившиеся к 3100-3000 г. до н.э. следующие профессии: пахарь (земледелец), пастух овец и коз, пастух крупного рогатого скота, рыбак, кузнец (мастер по металлу), ткач (изготовитель тканей) и гончар (изготовитель керамики).[73] Поскольку эти занятия к 3100 г. до н.э. уже существовали, это подразумевает, что и Иавал, и Иувал, и Тувалкаин жили около или раньше (если они были первыми) этого времени.
Иавала, отца живущих в шатрах со стадами, трудно поместить в археологическом контексте в конкретное время. Известно, что одомашнивание коров, овец и коз произошло около 6500 г. до н.э. в районах вокруг Междуречья.[74] Известно также, что кочевники заняли Негев (к западу от Южного Междуречья) к раннему бронзовому веку (ок. 3000 г. до н.э.).[75] Представляется, что эти древние кочевники вели образ жизни, как у современных бедуинов, которые раскидывают шатры и совершают сезонные перемещения, чтобы обеспечить пастбищами одомашненных ими животных. Занятие Иувала музыков тоже приблизительно соответствует 3000 г. до н.э. Шумерские письменные знаки с изображением арф найдены на каменных табличках конца урукского периода (ок. 3100 г. до н.э.; таблица 4.1).[76]
5000-4000 гг. до н.э. | Убейдский |
4000-3200 гг. до н.э. | Урукский |
3200-3000 гг. до н.э. | Джемдет-Насрский |
3000-2750 гг. до н.э. | Раннединастический I |
2750-2600 гг. до н.э. | Раннединастический II |
2600-2350 гг. до н.э. | Раннединастический III |
2350-2150 гг. до н.э. | Аккадская династия |
2350-2000 гг. до н.э. | III династия Ура |
2000-1600 гг. до н.э. | Старовавилонский |
Таблица 4.1. Археологические периоды в Междуречье
Наиболее уместной из трёх профессий, названных в Бытие 4, является ремесло Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. Бронза – это металл, состоящий из сплава меди или с мышьяком, или с сурьмой или с оловом. Общепризнано, что начало бронзового века на Ближнем Востоке приходится примерно на 3200 г. до н.э. (рис. 7.1).[77] Таким образом, Тувалкан, если он первым в Междуречье изготовлял бронзовые предметы, мог жить уже в 3200 г. до н.э. Все эти датировки (ок. 3200-3000 гг. до н.э.) жизни Иавала, Иувала и Тувалкаина помещают Ноя в приблизительные временные рамки 3000-2900 гг. до н.э.
В двух клинописных текстах, известных как эпос о Гильгамеше и Шумерский список царей, имеются дополнительные археологические данные о времени жизни Ноя и Потопа. Оба эти документа свидетельствуют об огромном наводнении, пережитом Зиусудрой, шумерским Ноем (он же Ут-напиштим или Атра-хасис, альтернативные имена для Ноя), которым был «царём» древнего города Шуруппака (рис. 4.1). Гильгамеш был пятым царём первой династии Урука после великого потопа, и известно, что он был реальным человеком, правившим в Междуречье около 2650 г. до н.э.[78] Поэтому разумно предположить, что Потоп произошёл где-то до 2650 г. до н.э. – и возможно, раньше лет на 200, так как предполагается, что он был пятым царём после Потопа.
Рисунок 4.1. Страны Междуречья. Красным показаны древние области: Вавилония, Шумер и Аккад в Южном Междуречье, Сузиана в Иране и Урарту на юге Турции. Чёрными треугольниками обозначены четыре наиболее часто называемых места остановки Ноева Ковчега. Показаны также схемы погодных циклонов (изогнутые белые стрелки), преобладающие ветры (чёрные стрелки), болота (штриховка), упомянуты в тексте древние города, современные государства и современные города (подчёркнуты). Названия рек и источников нанесены синим. Большая белая прямая стрелка показывает гипотетическое направление, в котором Ноев Ковчег мог плыть из Шуруппака до «гор Араратских» (Урарту).
В Шумерском списке царей тоже упоминаются 10 допотопных царей, причём Зиусудра – это тот «царь», который жил в Шуруппаке прямо перед Потопом. Упоминание Шуруппака важно, потому что древние развалины этого города существуют и сегодня в виде археологического объекта Фара, частично раскопанного в современную эпоху. По типам керамики, цилиндрическим печатям и протоклинописным табличкам, найденным в Фаре, археологи определили, что этот город был основан в джемдет-насрский период (таблица 4.1) и был в то время значительным городским центром.[79] Признаков поселения в Шуруппаке ранее джемдет-насрского периода нет, следовательно, если Ной действительно жил в Шуруппаке, этого не могло быть примерно до 3100 г. Тигр и Евфрат
Из указанных выше археологическим данных можно сделать вывод, что Ной, вероятнее всего, жил где-то около 2900 г. до н.э. (± 200 лет) – или почти точно в то время, к которому он относится по библейской хронологии, основанной на родословиях.[80]
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1566;