Введение в вазологию
Эта схема выглядит примерно так. Инициатор обращения звонит по телефону, и семейный психотерапевт задает ему минимально необходимое количество вопросов, чтобы сформулировать первичную гипотезу. Лучше всего, когда с семьей работает психотерапевтическая команда. В этом случае психотерапевт - это представитель команды. Команда обсуждает первый телефонный разговор и формулирует первичную гипотезу. Семья приходит на прием. Психотерапевт беседует с семьей, а команда (еще один-три человека) наблюдает за процессом приема из другого помещения с помощью зеркала Гезелла. Зеркало Гезелла - однонаправленное: со стороны приемной комнаты оно выглядит как зеркало, со стороны наблюдающей команды - это прозрачное стекло. Между этими смежными помещениями существует телефонная связь. Существует несколько моделей участия команды в работе с семьей. Члены команды могут вмешиваться непосредственно в процесс приема по телефону с просьбой задать тот или иной вопрос, изменить позу или пересесть. Последнее бывает в тех случаях, когда команде кажется, что психотерапевт слишком долго или слишком часто общается с каким-то одним членом семьи, то есть нарушает техническую нейтральность. В других моделях команда не вмешивается в процесс приема, но планирует встречу и обсуждает ее по окончании приема.
Обычно процесс приема занимает до полутора часов. В течение часа осуществляется циркулярное интервью, затем психотерапевт оставляет семью, а сам удаляется к команде. Они обсуждают случай, формулируют специальные психотерапевтические воздействия, которые через полчаса психотерапевт излагает устно и письменно. Назначается следующая встреча. Семья удаляется.
Эта классическая модель - очень дорогостоящая, поскольку несколько человек работают с семьей, но она имеет ряд преимуществ.
Во-первых, таким образом обеспечивается нейтральность; во-вторых, психотерапевтическая команда является хорошим диагностическим инструментом для оценивания семейной системы, потому что то, что происходит в семье, как правило, отражается во взаимодействии терапевтов между собой при обсуждении. Системы при, взаимодействии отражаются друг в друге. И очень часто правильный семейный диагноз можно поставить, если проанализировать еще взаимодействия терапевтической команды при обсуждении этого случая.
В последнее время предлагается несколько новых моделей командного взаимодействия. Том Андерсон, норвежский семейный психотерапевт, предложил модель рефлектирующей команды. Терапевтическая команда обсуждает свои впечатления и наблюдения о приеме в присутствии семьи. Это обсуждение строится по определенным правилам - безоценочность, бездискуссионность и позитивное мышление.
Так или иначе, выслушав или нет обсуждение команды, семья получает предписание - прямое или парадоксальное - и уходит на неделю, на две, на два месяца, а потом или приходит на следующий прием, или нет. Если считается, что достаточно однократного приема, а такое тоже бывает, то семья должна позвонить в какой-то момент. Никогда работа с семьей не делается чаще раза в неделю, потому что семейная динамика происходит гораздо медленнее, чем индивидуальная, особенно если вы даете какой-то сложный ритуал, который семья должна выполнить и как-то пережить его. В таком случае нет никакого смысла видеть их каждую неделю, они вам материал не принесут, они еще не почувствуют какого-то нового опыта, не сформируют своего отношения к нему.
Введение в вазологию
С |
осудистая система, заполненная кровью и лимфой, обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ, обмен между кровью, лимфой и тканями, а также выведение продуктов обмена и углекислого газа в органы выделения. Кроме того, по сосудам к органам и тканям приносятся гормоны, витамины и другие активные биологические вещества, необходимые для гуморального управления процессами жизнедеятельности.
Кровеносные сосуды состоят из артерий, вен и многочисленных микроскопических сосудов, которые связывают между собой артерии и вены и выполняют важнейшие функции по обмену веществ. Микроскопические сосуды – самое распространенное звено, как в кровеносной, так и в лимфатической системе. В кровеносной системе оно включает артериолы, прекапилляры, капилляры, посткапилляры и венулы. Все они отличаются строением стенки, протяженностью и калибром, разным гидростатическим и онкотическим давлением крови в них. Микрососуды располагаются в соединительной ткани, заполняющей межтканевые и внутритканевые пространства органов.
Общая площадь развернутой эндотелиальной поверхности всех волосковых микроскопических сосудов (капилляров) равняется 1500 гектарам, а суммарная длина - 100000 км. Магистральные капилляры напрямую соединяют артериолы и венулы, а разветвляющиеся, сетевые капилляры между артериолами и венулами образуют в тканях сплетения, способные к саморегулированию. Микрососуды по строению и функции проявляют органную специфичность. В каждом органе и даже его части они устроены по-особому и это, прежде всего, касается строения и расположения капиллярных сетей, устройства стенки микроскопического сосуда, размеров и площади насыщения кровоснабжаемых им тканей.
В современной литературе часто встречаются термины микроциркуляторное русло и микроциркуляция. Под руслом понимают структурный комплекс, включающий:
1) кровеносные микроскопические сосуды с артериальным, капиллярным, венозным и анастомозным (шунтирующим) звеньями;
2) лимфатические капилляры и посткапилляры – преколлекторы;
3) находящиеся внутри тканей и между клетками узкие, полые промежутки и пространства, каналы и щели, ограниченные волокнами и аморфным веществом соединительной ткани. Эти последние структуры (каналы и щели) обозначают не редко как прелимфатикс, так как в него открываются люки лимфатических капилляров.
В свою очередь топографическое объединение кровеносных и лимфатических микрососудов, приходящееся на единицу тканевой площади называют лимфангионом. В структурах микрорусла циркулируют и взаимодействуют между собой, тканями, клетками, аморфным веществом кровь, лимфа и тканевая жидкость. При этом в норме всегда поддерживается в циркуляции и обмене жидкостей строго определенное равновесие, обусловленное перепадами гидростатического и онкотического давления, линейной и объемной скоростью плазменного и лимфатического потока, проницаемостью всей площади сосудистой стенки.
Артериолы содержат в своей стенке по три оболочки:наружную (адвентициальную), среднюю (мышечную) и внутреннюю (эндотелиальную). Но все оболочки в отличие от артерий — очень тонкие, состоящие из одного слоя клеток, волокон, межклеточного и межволоконного вещества. Наружная оболочка включает адвентициальные клетки, соединительно-тканные волокна и аморфное вещество. В средней оболочке находятся гладкие мышечные клетки, расположенные в один циркулярный слой и связанные друг с другом при помощи щелевых контактов. Внутренняя оболочка содержит эндотелий на базальной мембране и очень тонкую эластическую мембрану с окнами, которая у части артериол отсутствует. Некоторые эндотелиальные клетки в стенке артериолы своими отдельными отростками проникают через базальную мембрану в среднюю оболочку и соединяются с миоцитами при помощи щелевых контактов (нексусов). В диаметре артериолы имеют 50-150 мкм.
Артериолы разветвляются на короткие и узкие (14–16 мкм) прекапилляры, во внутренней оболочке которых сохраняется базальная мембрана, но навсегда утрачивается мембрана эластическая. В артериальных капиллярах (прекапиллярах) средняя оболочка представлена отдельными и редкими гладкомышечными клетками, которые иногда и отсутствуют. Но в дистальной части прекапилляра миоциты, располагаясь циркулярно, образуют сфинктер. В части прекапилляров в сфинктере присутствуют только циркулярные эластические волокна. Сфинктеры прекапилляров и мышечная оболочка артериол регулируют силу и скорость кровотока, и они выступают в виде своеобразных кранов кровеносного микрососудистого русла (И. М. Сеченов). При сжатии сфинктеров давление и скорость движения крови в капиллярах снижаются, проницаемость стенки увеличивается. При расслаблении повышается давление и объем циркулирующей крови в капиллярах, но проницаемость стенки уменьшается. Определяющими факторами диффузии жидкости в ткани и обратно являются перепады гидравлического и онкотического давления, объем и скорость кровотока, общая площадь эндотелиальной поверхности микрососудистой стенки. Они взаимосвязаны между собой и регулируются при помощи вегетативных нервов, гормонов и вазоактивных биохимических соединений, клеточного и тканевого самоуправления сосудистой стенки и крови.
Гемокапиллярная стенка состоит из эндотелиального, базального и адвентициального слоев, то есть по строению повторяет стенку артериолы. Но слои представлены отдельными структурами – клеткой, мембраной, волокном. Во внутреннем, эндотелиальном слое находятся клетки однослойного плоского эпителия - эндотелиоциты. В среднем слое лежит базальная мембрана эндотелия, а внутри нее — отростчатые клетки – перициты. Наружный, адвентициальный слой образован сетью ретикулиновых волокон и аморфным веществом. В капиллярах мозга наружный слой состоит из отростков глиальных астроцитов, расширенные концы которых футляром оплетают сосуд и ложатся на базальную мембрану.
В тканях и органах капилляры образуют сплетения и сети, петли и дуги (кожа и синовиальные оболочки), сосудистые клубочки (почка). Наиболее распространенными являются многомерные, объемные и плоскостные сети разного калибра, которые сильно варьируют по размерам и форме ячеек, протяженности и площади, что зависит от строения органов и структурно-функциональных единиц в них.
По просвету своего русла капилляры в поле зрения светового микроскопа делят на 1) истинные или мышечные с диаметром от 3-5 до 6-7 мкм. 2) кожные с диаметром 8-11 мкм, 3) синусные – до 40 и более мкм. Синусные капилляры находятся в печени, иммунных и кроветворных органах, железах внутренней секреции. Мышца сердца имеет в два раза больше капилляров на единицу площади.
На электронно-микроскопическом уровне различают капилляры 1) с непрерывной эндотелиальной выстилкой и сплошной базальной мембраной, 2) с окончатым (фенестрированным) эндотелием и непрерывной базальной мембраной, 3) с межклеточными щелями и окончатой базальной мембраной. По функции различают фильтрационные капилляры, например, в сосудистом клубочке почки, и более распространенные трофические или обменные капилляры. В части капилляров может протекать только плазма, и они называются плазматическими.
В посткапиллярах или венозных капиллярах появляются мало заметные складочки эндотелия – прообраз полулунных клапанов. Возникающие из посткапилляров венулы подразделяются на собирательные и мышечные, эндотелиальные складки в них выражены сильнее, а гладкие миоциты и эластические волокна формируют сфинктеры. Собирательные венулы имеют диаметр 30-50 мкм и содержат в средней оболочке эластические волокна и отдельные мышечные клетки, которые на границе с посткапилляром образуют сфинктер. Мышечные венулы, с диаметром 50-100 мкм, содержат один, два тонких пучка гладкомышечных клеток и более мощные сфинктеры.
Капилляры по проницаемости стенки подразделяют на высоко проницаемые в костном мозге, печени, селезенке; средне проницаемые в почках, кишках, железах и низко проницаемые в коже, легких, скелетных мышцах, мозге. Проницаемость стенки посткапилляров и собирательных венул выше, чем в артериальном звене микрососудов. Сокращение посткапиллярных сфинктеров приводит к застою крови и увеличивает диффузию жидкости через микрососудистую стенку. В норме через стенку венозного звена мигрируют лейкоциты, лимфоциты и макрофаги, просачивается плазма и извлекается из тканей большая часть жидкости. В широко известной гипотезе Э. Старлинга диффузию плазмы через капиллярную стенку в сторону тканей обеспечивает разница гидростатического давления крови в 9-10 мм рт. ст. между пре-, и посткапиллярами. В артериальных капиллярах оно выше, в венозных капиллярах – ниже. Онкотическое давление направлено в просвет капилляров, и оно преобладает в венозной части микрососудов.
Между рядом расположенными артериолами и венулами возникают прямые анастомозы или шунты с калибром в 30-500 мкм и протяженностью до 4 мм. Через истинные, типичные шунты сбрасывается только артериальная кровь, проходя в прямые соустья, имеющие вид петель или ветвящихся соединений. Через атипичные артериоло-венулярные анастомозы протекает смешанная кровь (артериальная и венозная). Шунты разгружают переполненное капиллярное русло.
Лимфатические капилляры представляют замкнутые с дистального конца и многоотростчатые эндотелиальные микротрубочки с диаметром в 30–200 мкм. Стенка у них состоит из крупных и тонких эндотелиальных клеток, часто без базальной мембраны или с истонченной и прерывистой мембраной. В стенке лимфатического капилляра между соседними, крупными эндотелиоцитами расположены обращенные в интерстициальное пространство люки в виде щелей с шириной в 25-60 нм. Люки чередуются с черепицеподобными наложениями эндотелиальных клеток, которые служат своеобразными клапанами. Второе звено лимфатических микрососудов — это постлимфатические капилляры, стенка которых кроме эндотелия имеет еще соединительно-тканную оболочку, а в лимфатических сосудах, стволах и протоках появляется и мышечная оболочка. С окружающими тканями оба звена (лимфокапилляр и постлимфокапилляр) связаны тонкими фиброзными нитями, которые называются стропными или фиксирующими филаментами. Насыщенность тканей дренажными путями устанавливается произведением числа лимфо- и постлимфокапилляров на их диаметр. Лимфокапилляры отсутствуют в головном и спинном мозге, нервных волокнах, селезенке, плаценте, костном мозге, склере и хрусталике, в эпителии и хряще.
Топографическое расположение преколлекторов — лимфокапилляров и постлимфокапилляров обусловлено локализацией кровеносных капилляров и поэтому сети тех и других между собой практически неразделимы. Но лимфатические капилляры больше прилежат к венулярному звену кровеносных сосудов. Однако, различают следующие формы пространственных взаимоотношений кровеносных и лимфатических капилляров: 1) кровеносные капилляры лежат в петлях лимфатических, при этом размеры петель прямо пропорциональны диаметру сосудов, 2) кровеносные капилляры сопровождают лимфатические, 3) лимфокапилляры окружают кровеносные микрососуды, образуя периваскулярные лимфатические пути. Интенсивность лимфатического оттока зависит и от плотности расположения кровеносных капилляров.
Необходимым условием микрососудистой циркуляции является гематолимфатическое равновесие, что можно выразить формулой S = V + L. При дегидратации формула меняется S < V + L. При отеке она записывается так: S > V + L.
Наличие лимфовенозных анастомозов подтверждается фактом впадения грудного и правого лимфатических протоков (коллекторов) в яремные венозные углы шеи или вены их образующие. Однако существование других прямых макросвязей между венами и лимфососудами в здоровом организме не установлено. По распространенной гипотезе считается, что повышение лимфатического давления приводит к формированию таких соединений. В патологических и экспериментальных условиях находят несколько форм лимфовенозных анастомозов: впадение лимфатических капилляров в венулы, соединение сетей лимфатических и кровеносных капилляров, врастание приносящих и выносящих лимфатических сосудов в вены, вначале прилипанием, а потом с прободением венозной стенки.
Дренаж тканей осуществляется не только кровеносными и лимфатическими капиллярами, но и щелями, каналами интерстициального пространства, которые проходят параллельно друг другу и имеют между собой много соединений. Каналов и щелей в интерстиции особенно много там, где располагаются венозные фенестрированные капилляры. К дистальным отделам межтканевых каналов примыкают своими замкнутыми концами лимфатические капилляры и это вместе взятое (дистальные участки каналов и начало лимфокапилляров) составляет новую структуру – прелимфатикс.
Из капилляров в интерстициальные щели, каналы и обратно жидкость проходит через узенькие межэндотелиальные промежутки в стенках микрососудов, которые на электронномикроскопическом уровне подразделяются на коммуникационные, открытые и замыкающие. Кроме того, существуют трансцеллюлярные пути движения жидкости - плазмалеммальные (гладкоконтурные и шероховатые), по которым продвигаются микропиноцитозные везикулы.
Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 837;