Ревизия марксизма слева
Не раз предпринимались попытки пересмотра и ревизии социально-философских, экономических и политических идей и установок, разработанных К. Марксом и Ф. Энгельсом. Поэтому неудивительно, что при всем своем внешнем единстве марксизм является многоплановым и сложным течением политико-философской мысли. В его рамках можно обнаружить множество как национальных, так и идеологических различий и оттенков.
Первоначально марксизм лег в основу программ и платформ социал-демократических партий, возникших в конце XIX в. Однако, как отмечалось выше, начиная с этого времени и особенно на протяжении всего XX в. социал-демократия постепенно подвергла ревизии
важнейшие положения марксизма справа, т. е. на путях отказа от его революционных лозунгов и разработки собственного реформистского пути преобразования общества. Этот путь привел подавляющее большинство социал-демократов к полному отказу во второй половине XX в. от основных положений и установок марксизма.
Марксизм подвергся также существенной ревизии слева в направлении конкретизации и ужесточения заложенных в нем революционных принципов. На этом пути отдельные его положения были использованы для разработки в конце XIX — начале XX в. политической доктрины левого крыла социал-демократии в лице ленинизма и родственных ему течений. Инициатива в этом деле принадлежала русской левой социал-демократии во главе с В. И. Лениным. Поэтому новое течение и получило название марксизма-ленинизма или просто ленинизма, который в свою очередь лег в основу левототалитарной большевистской теории общества и государства.
Если К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что социалистическая революция произойдет первоначально в экономически наиболее развитых странах, то В. И. Ленин пришел к выводу о возможности ее победы в относительно отсталых индустриально-аграрных странах, к числу которых относилась Россия. Не менее важно и то, что в отличие от Маркса и Энгельса, по мнению которых социалистическая революция достигнет успеха лишь в том случае, если она произойдет одновременно в группе наиболее развитых стран Европы, Ленин обосновывал мысль о возможности ее победы в одной, отдельно взятой, стране.
Но дело не только и не столько в этом. В. И. Ленин и его сподвижники настолько пересмотрели и дополнили учение своих предшественников, что, оценивая ленинизм, правомерно говорить по сути дела о новом политико-философском или идейно-политическом течении, во многом по своим базовым установкам существенно отличающемся от классического марксизма.
История предоставляет нам множество примеров того, что одни и те же идеи в разных исторических условиях могли использоваться для обоснования совершенно разных интересов и целей. Более того, на основе одного и того же набора данных можно построить разные, иногда несовместимые друг с другом философские и идейно-политические конструкции. Часто большее значение приобретает не просто какая-либо идея, взятая сама по себе, а то, как она интерпретируется, в каких и в чьих интересах она используется.
Во-первых, из самого марксизма, наряду с ленинизмом и другими течениями левототалитарной политической мысли (сталинизмом,
титоизмом, маоизмом, троцкизмом и др.) вышли также социал-демократизм, австромарксизм, неомарксизм, еврокоммунизм, отдававшие приоритет реформистскому пути преобразования общества. В данной связи нельзя не обратить внимание на тот факт, что примерно такое же положение наблюдается применительно к другим важнейшим течениям политико-философской мысли.
Так, из лона классического либерализма вышел не только социальный или реформистский либерализм XX в., но и разного рода радикальные течения индивидуалистического анархизма, либерта-ризма, твердого индивидуализма. Напомним в данной связи и тот неоспоримый факт, что сам марксизм во многом являлся детищем либерализма.
В. И. Ленин совершенно обоснованно говорил о трех известных источниках марксизма. Точно так же сам ленинизм помимо марксизма, который, как уже говорилось, был подвергнут существенной ревизии, черпал идеи из целого ряда других источников. На дух ленинизма, по-видимому, существенный отпечаток наложили якобинство периода Великой французской революции, бланкизм с его теорией заговора и конспирации, нечаевщина с ее террором, некоторые идеи русских революционных демократов.
Следует особо отметить также то, что помимо упомянутых выше коррективов, которые были внесены в первоначальные установки марксизма, В. И. Ленин, как незаурядный политический деятель и идеолог, творчески переосмыслил все эти идеи, строго ориентировав их на цели захвата и удержания государственной власти. С этой точки зрения его вклад состоял в предельной политизации и идеологизации марксизма, выхолащивании его научного содержания и потенциала, сведении его к нескольким догмам, служащим всецело обоснованию и продвижению революции.
Ленин разработал пути и средства, стратегию и тактику захвата и удержания государственной власти. Речь идет о революционной партии нового типа, теории социалистической революции, теории и практике диктатуры пролетариата, демократического централизма и социалистического государства, создании нового типа изоляции противников режима в виде концентрационных лагерей, а также машины широкомасштабного государственного террора. Все эти компоненты и сделали ленинизм одним из вариантов тоталитарной модели переустройства общества.
Наряду с ленинизмом тоталитарные альтернативы переустройства капиталистического общества на революционном пути сформировались и на правом фланге. Речь идет прежде всего о фашизме и
национал-социализме. С ними тесно связано еще одно течение, называемое авторитаризмом. Они более подробно рассмотрены в главе, посвященной политическим системам диктаторского типа.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1333;