Марксизм
Марксизм представляет собой одно из крупных течений идейно-политической и социально-философской мысли, включающее в себя комплекс воззрений по широкому комплексу общественно-исторических, экономических, социальных, политических, идеологических и множеству других проблем. Основные его положения были разработаны в XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом. Их идеи в дальнейшем были развиты многочисленными последователями: Э. Бернштейном, Г. В. Плехановым, В. И. Лениным, К. Каутским и др.
Марксизм возник и развивался в общем русле европейской политико-философской мысли, и в этом смысле он являлся детищем Просвещения и рационалистической традиции. Его родовая близость, например, к либерализму выражается, в частности, в наличии в нем целого ряда положений, которые либералы могут принять без особых оговорок. Речь идет, например, о таких положениях, как «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», «свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный», «нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» и др.
В то же время в марксизме содержались элементы, которые стали основой для радикального пересмотра и отрицания важнейших положений породившей его капиталистической парадигмы. Главное внимание уделялось обоснованию мысли о том, что экономический базис определяет структуру и характер политической и идеологической надстройки. Именно противоречие между производительными силами и производственными отношениями служит движущим фактором общественно-исторических изменений. «Способ производства
материальной жизни, — писал Маркс, — обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание... С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».
Иначе говоря, в рамках каждой общественно-политической системы производительные силы могут развиваться до определенного предела, который становится препятствием для их дальнейшего развития. Наступает эпоха социальной революции, в результате которой создаются новые экономические и политические отношения, соответствующие уже более развитым производительным силам. Исходя из такой установки, Маркс выделял азиатский, рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства, названные им социально-экономическими формациями.
Причем, выходя далеко за пределы экономической теории, марксизм претендовал на всеохватывающее толкование смысла истории и самого человеческого существования. В нем выделяются две части: диалектический материализм и исторический материализм. Общим является признание первичности материи и вторичности духа. Если диалектический материализм изучает законы развития физического мира, то исторический материализм претендует на познание законов развития общества.
Особенно важную роль в марксизме играет теория классов и классовой борьбы. Как утверждали Маркс и Энгельс, в каждой из следовавшей одна за другой формации существовали класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. При рабовладельческой формации это были рабовладельцы и рабы, при феодальной — феодалы и крестьяне, при капиталистической — буржуазия и рабочий класс. Неотъемлемой чертой общества, построенного на эксплуатации человека человеком, является классовая борьба, которая разворачивается вокруг вопроса о собственности и контроле над средствами производства.
Поэтому, по мнению марксистов, на протяжении всей истории именно эта борьба определяла характер и направления общественного развития. Все политические институты, духовные ценности, правовые нормы вторичны относительно экономических отношений и формируются правящим классом, в руках которого сосредоточена экономическая власть.
Важное место в марксизме занимает концепция общества, сформулированная в качестве альтернативы строю частной собственности, эксплуатации и классового противостояния. Схематично, но «красочно» и эмоционально К. Маркс рисовал картину будущего, которое
несет коллективную собственность на средства производства, социальное равенство, свободу от классового разделения.
Необходимость перехода к коммунистическому обществу возникает, когда производительные силы при капитализме достигают такой высокой степени развития, что существующие производственные отношения становятся главным тормозом экономического прогресса. Наступает эпоха социалистической или коммунистической революции, призванной ликвидировать все формы классового угнетения и построить бесклассовое общество на принципах социальной справедливости и всеобщего равенства.
В основе изложенной схемы лежало убеждение марксистов в том, что капитализм в силу его классовой и антагонистической сущности имеет преходящий характер и обречен на исчезновение. Капитализм сам создает себе могильщика в лице рабочего класса, который неизбежно, в силу присущего капитализму закона абсолютного и относительного обнищания масс, становится на путь революционной борьбы за свержение власти буржуазии. В результате победоносной социалистической революции устанавливается диктатура пролетариата, имеющая целью уничтожение всех враждебных классов и построение социализма как первой стадии на пути перехода к коммунизму.
Однако в работах классиков марксизма мы не найдем сколько-нибудь подробной характеристики конкретных социально-экономических и политических параметров социалистического и коммунистического типов общества, весьма слабо разраббтана теория государства. По сути дела здесь мы имеем не столько теорию, сколько критику существующего буржуазного государства. Независимо от формы государственно-политического устройства, будь то античные демократии, древнеримская империя, восточные деспотии, абсолютизм средневековой Европы или парламентские представительные демократии XIX в., утверждали основоположники марксизма, содержание и смысл господства остаются одинаковыми: это диктатура эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством.
Что касается буржуазного государства, то Маркс называл его «комитетом, управляющим общими делами всего класса буржуазии». Соответственно буржуазная демократия рассматривалась в марксизме лишь как политико-правовая оболочка классового господства капитала над наемным трудом, буржуазии — над трудящимися массами.
Поскольку любое государство представляет собой орудие господства одного класса над другими классами, с исчезновением классовых
различий и сосредоточением всех средств производства в руках рабочего класса сама потребность в «публичной власти», т. е. в государстве, потеряет всякий смысл. Однако исторический опыт XX в. убедительно продемонстрировал жизнеспособность и, более того, необходимость государства в деле решения важнейших проблем, стоящих перед обществом.
Противоречия и конфликты не могут исчезнуть из жизни людей. Результатом исчезновения или ликвидации государства, призванного разрешить эти конфликты и противоречия, стали бы хаос и анархия, которые по своим разрушительным возможностям могут оказаться хуже любой диктатуры и деспотизма. Тем более тот же опыт XX в. показал, что результатом социальных революций, в том числе и социалистической, как это было в России и Китае, становится не уничтожение государства, а многократное его усиление и расширение.
Таким образом, суть социальной теории марксизма можно свести к следующим основным положениям:
• экономический базис общества определяет его политико-идеологическую надстройку;
• противоречие между производительными силами и производственными отношениями и классовая борьба определяют основные направления общественно-исторического развития;
• капитализм в силу своей классовой эксплуататорской сущности носит преходящий характер;
• капитализм порождает своего могильщика в лице рабочего класса, который в ходе социальной революции свергает власть буржуазии и устанавливает диктатуру пролетариата как переходного этапа к коммунизму.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 869;