Западная и восточная цивилизации

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особеннос­ти восприятия мира Рациональное, противоречивое восприятие — «фаустовско-гамлетовское» Эмоциональное, це­лостное восприятие (икебана, вера в бесконечную цепь смертей и возрожде­ний)
2. Отношение к природе Стремление под­чинить себе при­роду. Человек — венец природы и все создано для его пользы. Для возмещения не­совершенства че­ловека создается и используется тех­ника Стремление быть в гармонии с приро­дой. Человек — орга­ническая часть при­роды (боевые ис­кусства, медицина построена на изуче­нии законов приро­ды). Усовершенство­вание своей души и тела
3. Соотноше­ние личности и общества Приоритет сво­бодной личнос­ти, обладающей гражданскими правами. Цен­ности индивиду­альной свободы Приоритет системы подчинения личнос­ти (подданных) об­ществу (государству). Господство традиций коллективизма

 

 

Продолжение таблицы 4

4. Отношения власти Принцип разделе­ния властей. Сословно-представительные структуры. Парламентаризм Политический мо­низм. Восточная дес­потия (неограни­ченная власть, обо­жествление монарха)
5. Отношения собственности Господство част­ной собствен­ности Преобладание госу­дарственной иоб­щинной собственнос­ти. Принцип влас­ти — собственности (власть рождает соб­ственность, а утра­тивший власть ста­новится, как и все, бесправным)
6. Отношение к прогрессу Стремление к прогрессу, по­стоянное изме­нение форм де­ятельности, использование новаций. Развитие обще­ства носит по­степенный, по­ступательный характер Стремление к восп­роизводству самих себя, поддержанию традиционного об­раза жизни. Разви­тие общества носит циклический харак­тер

 

В этих понятиях также отражаются и различные подходы к рассмотрению развития истории человечества. Так, марксистский подход, как указано выше, рассматривает развитие истории с позиции применения категории ОЭФ и соответственно вмещает всю историю в пять ОЭФ, отдавая предпочтение экономическим факторам развития. Современная школа рассматривает развитие истории с позиции применения категории «цивилизация»,не отдавая предпочтения какой-либо одной стороне жизни общества, а рассматривая его в совокупности. При таком подходе процесс истории выглядит как процесс смены и существования одновременно различных цивилизаций, проходящие ступени ОЭФ. Различия в двух подходах состоят в том, что в первом, т. е. формационном подходе предпочтение отдается, как уже отмечалось, материальному производству. При этом отрицается качественная специфика народа, своеобразие отдельных государств. Второй, т. е. цивилизационный подход наоборот видит в каждой цивилизации свою особую неповторимость при существовании общих характеристик. Кроме этого, эти подходы отличаются и тем, что по-разному определяют направленность общественного прогресса и его определения. В формационном подходе главный критерий – совершенствование производственных отношений и направленность имеет вектор от более низкого уровня к более высокому, а в цивилизационном – прогресс рассматривается как относительное явление, которое может охватывать отдельные стороны жизни цивилизации и каждая цивилизация при этом неповторима. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация – уникальном, своеобразном.

Таблица 5








Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 18938;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.