ТЕМА №1.2 ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

I . Понятие «цивилизация» стало употребляться в эпоху Просвещения, в 18 веке. В это время стали противопоставлять в истории человечества эпоху варварства и эпоху цивилизации, имея в виду под цивилизацией развитое общество, основанное на принципах разума, закона и религиозной терпимости. Одновременно это слово стало употребляться для обозначения «цивилизованного человека», для которого характерны образованность, хорошие манеры и чувство художественного вкуса.

В более глубоком социально-философском смысле понятие цивилизации выражало в ту эпоху идею прогрессивного развития человеческого общества. Основным фактором прогресса цивилизации философы-просветители считали развитие «разума»: избавление от религиозных суеверий, развитие науки, воплощение в жизнь рациональных форм общественной жизни.

В середине 19 века марксистская школа обществознания, ключевым понятием которой является категория «общественно-экономическая формация» (ОЭФ) дало свое понимание понятия «цивилизация». Основоположник этой теории К.Маркс, считал, что развитие цивилизаций происходит через закономерную смену ОЭФ. Движущей силой этого развития выступает неуклонный рост производительных сил, в результате чего происходит смена экономических отношений (отношения собственности), в свою очередь, вызывающая перестройку политических, правовых и культурных отношений в обществе. Маркс выделил пять основных ОЭФ: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую (социализм и коммунизм). В структуре каждой формации выделялись экономический базис (производственные отношения) – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства) и надстройка (совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом). Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса. Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того ли иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силысоставляли способ производства, понимаемый часто как синоним ОЭФ. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы, средства труда. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену ОЭФ.

В наше время понятие цивилизации обычно используется для обозначения характера и уровня развития материальной и духовной культуры общества и его социальной структуры. При этом не выделяются некие базисные элементы, т. к. считается, что цивилизация – это целостное образование, где духовное столь же значимо, как и материальное. Существуют различные трактовки понятия цивилизации:

  • определенная стадия в развитии локальных культур (доиндустриальная, индустриальная, постидустриальная) (Освальд Шпенглер);
  • как синоним культуры (Арнольд Тойнби);
  • как ступень исторического развития общества, уровень материальной и духовной культуры, т. е. как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития (например, китайская, египетская и т. д.) (Олвин Тоффлер);
  • как уровень (ступень) развития того или иного региона, отдельного этноса (варварство, дикость, цивилизация).

Однако при всем их разнообразии считается, что для любой цивилизации необходимы такие признаки, как образование государства, появление городов, возникновение письменности, отделение ремесел от земледелия и расслоении общества на классы.

Наиболее распространенным ныне является подход, в котором выделяются два основных типа цивилизаций: традиционная, индустриальная.В последние десятилетия все больше сторонников придерживаются идеи, что самые развитые общества вступают в новый – постиндустриальный тип цивилизации.Такжевыделяетсязападный и восточный тип цивилизаций.В целом же можно сказать, что в понятии цивилизации выражается, прежде всего, достаточно высокий уровень развития материальной культуры, социальных отношений и духовной жизни определенного общества.

Таблица 4








Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 1486;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.