Политическая философия
Еще более сложным в приведенном выше рисунке оказывается вопрос о том, где кончается духовная сфера и начинается мир политического. Человек является существом не только социальным, политическим и экономическим, но и духовным, носителем определенных социокультурных, политико-культурных, морально-этических норм и ценностей. Поэтому речь идет прежде всего о парадигмальном и мировоззренческом измерении при изучении мира политического, которое и является объектом политической философии.
Политическая философия — это, во-первых, особая дисциплина, располагающаяся на точке пересечения философии и политической науки, их самостоятельный раздел. В этом качестве она призвана изучать духовные и мировоззренческие аспекты мира политического. Во-вторых, это та сфера духовной деятельности людей, где формируются мировоззренческие, ценностные и нормативные основы мира политического, сама идея политического, идеи государства и власти. Иначе говоря, сама политическая философия является частью политической действительности. В данном параграфе политическая философия рассматривается как самостоятельная научная и образовательная дисциплина или раздел политической науки. Во втором ее понимании она более или менее подробно анализируется в гл. 17.
Хотя некоторые идеи, положенные в основу политической философии, были выдвинуты еще мыслителями Античности — Платоном, Аристотелем, Полибием и др., как самостоятельная дисциплина или раздел политологии в ее современном понимании она сформировалась в Новое время. Само понятие «политическая философия» впервые начало входить в научный лексикон в конце XVIII в. Одним из первых его использовал известный философ истории И. Г. Гердер в своем фундаментальном труде «Идеи к философии истории человечества», вышедшем в свет в 1784—1791 гг. Но первыми политико-философскими трудами в собственном смысле слова можно считать «Основы философии» и вторую часть «Шесть книг о государстве» Ж. Бодена, «О праве войны и мира» Г. Гроция, «Левиафан», «О государстве» Т. Гоббса, «Два трактата о правлении» Дж. Локка, «О духе законов» Ш. Л. Монтескье и др.
В целом, рассматривая государство как высшую ценность и самодовлеющую сущность, выступающую в качестве гаранта справедливости, жизни и основных благ своих граждан, эти мыслители способствовали освобождению идей государства от теологии и фидеизма, узаконили проблему государства в качестве самостоятельной и самодостаточной сущности. Именно им принадлежит приоритет в разработке идей о договорном происхождении государства и власти, неотчуждаемых правах человека, разделении власти. В их работах разработаны такие онтологические и гносеологические вопросы, как сущность мира политического, государства и власти, условия и факторы их возникновения, жизнеспособности и исчезновения, формы, в которых они могут существовать, и т. д.
Развитию политической теории, идеям конституционного строя, республиканской и либерально-демократической формам правления, а также вызреванию предпосылок формирования и утверждения институтов, отношений и норм, соответствующих этим теориям и идеям, был дан существенный толчок Просвещением, а затем Великой французской революцией, Войной за независимость США конца XVIII в. и серией революций в XIX в. Это особенно отчетливо проявилось в английской, американской, и французской политических традициях, где республиканская и демократическая системы рассматривались как наилучшие формы правления, соответствующие самой природе человека.
Свой вклад в планы разработки основополагающих постулатов, установок, положений политической философии внесла целая плеяда ученых, философов, мыслителей, среди которых особо следует отметить И. Канта («Учение о праве») и Г. В. Ф. Гегеля («Основы философии права») и др. Важнейшие проблемы, выдвинутые в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля и других мыслителей Нового времени, получили свою дальнейшую разработку и развитие во второй половине ХГХ — начале XX в. в работах К. Маркса, Г. Спенсера, В. Парето, Г. Моски, М. Вебера, Ж. Мишле, Л. Дюги, Б. Кроче, К. Шмитта и др.
Соответственно были разработаны основополагающие концепции и теории политики и мира политического. Началось формирование целого ряда политико-философских школ и направлений в виде либерализма, консерватизма, марксизма, социал-демократизма, различных вариантов радикализма. Сформировались различные варианты так назьшаемой органической теории государства. Развернулись споры и дискуссии о преимуществах и недостатках различных форм правления.
Политическая теория и политическая философия продолжали более или менее успешно развиваться в 1950—1960-х годах, т. е. в период так называемого триумфа позитивизма. Об этом свидетельствуют, к примеру, работы Б. Скиннера, Л. Страусса, Э. Вогелина, X. Арендта, Дж. Роулса и др.
Чтобы выявить место, роль и предназначение политической философии, ее взаимосвязь, с одной стороны, с парадигмальным, мировоззренческим аспектами общественной жизни и, с другой стороны, с политологией и философией, снова обратимся к рис. 1. Здесь на линии ВС положение дел оказывается еще более сложным и запутанным, чем на линии АС, при определении статуса политической социологии. И действительно, где на этой линии кончается духовная сфера и начинается мир политического? Главное предназначение политической философии как раз и состоит в том, чтобы выявить и проанализировать мировоззренческие и парадигмальные основы мира политического, которые в завершенной форме проявляются как раз в этой точке пересечения духовной и политической сфер.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1611;