Политическая психология
Политическая психология, как и политическая философия, является самостоятельным разделом политологии и результатом восприятия представителями того или иного народа или конкретной страны политических реальностей через призму своей психологии. Следует подчеркнуть, что речь здесь идет скорее о социальной психологии, а не об общей психологии. Политическая психология возникла на пересечении психологии и социальных наук, прежде всего политологии. Соответственно ее можно отнести как к психологии, так и к политологии.
Первые идеи, положенные в ее основу, появились в конце ХГХ — начале XX в. Не будет большим преувеличением утверждение, что возникновение и институционализация политической психологии теснейшим образом связаны с постепенной демократизацией всех сфер жизни, выдвижением на политическую авансцену широких народных масс в конце ХГХ — начале XX в., ростом их политической активности. В этом отношении пальма первенства принадлежит, пожалуй, известному французскому социальному психологу, социологу и антропологу Г. Ле-бону, который одним из первых поставил своей целью обосновать феномен массы и выдвинул теорию о наступлении эры господства масс.
Свою позицию Г. Лебон развернуто разработал сначала в работе «Психология народов и масс» (1895), а затем в книгах «Психология
социализма» и «Эволюция материи». В основе его конструкций лежала идея, согласно которой поведение всякой массы людей, особенно когда они составляют толпу, определяют бессознательные инстинкты и иррациональные побуждения. Почти одновременно с названными появились работы итальянского исследователя С. Сигеле «Преступная толпа», известного французского социального психолога Г. Тарда «Социальная логика» и др.
Считается, что значительный вклад в становление и институци-онализацию политической психологии внес американский социолог и социальный психолог Г. Ласуэлл. Его книга «Психопатология и политика» (1930) представляла собой исследование «глубинной психологии политики», проведенное на основе анализа деятельности конкретных политиков, часть из которых имела нарушения психики. В другой своей книге, «Мировая политика и личная незащищенность» (1935), Г. Ласуэлл сконцентрировал основное внимание на психологических основах и политическом поведении личности как субъекта политики. Определенную популярность получила его книга «Власть и общество», написанная в соавторстве с А. Капланом и опубликованная в 1950 г. В ней главное внимание уделено выявлению и анализу социально-психологических оснований политики и власти.
В 20-30-е годы XX в. дальнейшее развитие некоторых идей, сформулированных Г. Лебоном, нашло в работах известного испанского философа и культуролога X. Ортеги-и-Гассета. Особенно большую популярность получила его работа «Восстание масс» (1920—1930), в которой идея о восхождении века господства масс получила свое законченное выражение.
Многое для становления и дальнейшего развития политической психологии внесли представители психоанализа в лице фрейдистов и неофрейдистов. Следуя идеям 3. Фрейда, К. Юнга и др., они искали скрытые мотивы политического поведения людей в бессознательных пластах их психологии, сформировавшихся еще в детском возрасте, в тех конфликтах, которые оставили в душе будущего субъекта политической деятельности разного рода психологические травмы.
Особенно сильный толчок политическая психология получила с развертыванием после Второй мировой войны так называемой бихевиористской революции, которая более подробно анализируется в гл. 3. Здесь укажем лишь, что особенно стремительно она развивалась в США в период развертывания в 1950—1960-х годах бихевиористской революции, представители которой концентрировали усилия на выявлении и анализе поведения людей в политическом процессе.
В 1968 г. при Американской ассоциации политических наук был создан исследовательский комитет по политической психологии, преобразованный в 1979 г. в Общество политических психологов, который получил статус Международного общества политической психологии. Это общество начало издание своего профессионального журнала «Политическая психология».
Определенных успехов политическая психология достигла в Европе. Среди исследователей, внесших свой вклад в данную область, можно назвать германских авторов — Д. Клингеманна, Г. Ледерера, Х.-Г. Мозера, П. Шмидта и др., французов — А. Дорна, С. Московичи, А. Першерона, англичан — М. Биллига, А. Сэмюэля и др.
Свой вклад в развитие советской социальной психологии, которая охватывала и политические феномены, в 1960—1970-е годы внесли Б. Ф. Поршнев, Ю. Н. Давыдов, В. Д. Парыгин, Ю. Ф. Замошкин и др. Они в значительной степени открыли советскому читателю труды западных ученых в этой области.
Новый этап в развитии отечественной политической психологии, впрочем, как и целого ряда других социальных и гуманитарных дисциплин, начался с переходом России от тоталитаризма к гражданскому обществу и политической демократии. Глубокие и широкомасштабные трансформации, вовлекшие в политический водоворот широкие массы людей, способствовали стимулированию интереса к истокам и формам проявления политического поведения, проблемам восприятия образов власти и политиков, лидерству, политической социализации и т. д.
В 1993 г. создана Российская ассоциация политических психологов, которая является коллективным членом Международного общества политической психологии. При всех положительных успехах в этой области знаний следует все же констатировать, что российская политическая психология как самостоятельный раздел политической науки в настоящее время находится в процессе становления.
Политическая психология призвана изучать роль установок, ориентации, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей. Особенно широко исследования такого рода используются при изучении общественного мнения, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества, электорального поведения, политических установок и т. д. Немаловажное место в политической психологии занимают проблемы, связанные с ценностями, интересами, конформизмом и агрессией, политической социализацией, политическими отношениями, политической символикой и мифологией, политической культурой и т. д.
Политическая психология тесным образом связана с политической социологией, особенно в контексте изучения массового сознания, общественного мнения, социальных и социокультурных оснований политики.
Политико-психологические исследования все чаще используются в прикладных целях. Представители этой дисциплины широко привлекаются при поисках решений в конфликтных ситуациях, разработке и применении политических технологий, особенно при подготовке и проведении избирательных кампаний. Политические деятели используют результаты этой дисциплины для налаживания отношений с общественностью, мобилизации общественного мнения в поддержку своих программ, того или иного политического курса, решений по важнейшим проблемам общественной жизни.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 815;