Этнополитология
Двадцатое столетие вместе с другими проявлениями можно назвать также веком национализма. Как будет показано в соответствующей главе, если в начале XX столетия на политической карте было всего чуть больше 50 государств, то к рубежу XX—XXI вв. это число возросло до 190. Результатом двух мировых войн стал распад многонациональных, большей частью колониальных, империй, в результате которого образовалось множество новых независимых государств.
Возросли и интенсифицировались миграционные потоки, особенно из Азии, Африки и Латинской Америки, в индустриально развитые страны Запада. Образовались новые и значительно пополнились старые диаспоры. На глазах меняются демографические, этнонациональные и конфессиональные контуры этих стран. Во внутренней и внешней политике государств все более внимание уделяется проблемам национальных, культурных, языковых меньшинств. В целом ряде стран, таких, как США, Канада, Австралия, разрабатывается и реализуется на практике так называемая политика мультикультурализма.
На повестку дня вышла проблема противоречия между правами человека и коллективными правами национальных, культурных, языковых и иных меньшинств. Усугубляется противоречие между правом народа на самоопределение, вплоть до создания самостоятельного государства, и принципом сохранения территориальной целостности государства. Для многих этносов сепаратизм и требования создания независимых этнических государств стали лозунгами дня. В конце столетия этнические и национальные противоречия и коллизии
вылились в острые конфликты, часто превращавшиеся в настоящие гражданские и межгосударственные войны.
Воочию обнаружилось, что этносы и нации являются реальными феноменами, оказывающими существенное влияние на различные сферы общественной жизни, в том числе и на мир политического. Не случайно в гуманитарных и социальных науках широкое распространение получила концепция, рассматривающая нацию как политическое явление, тесно связанное с формированием государства, по сути дела отождествляющая ее с государством.
Отсюда возникло понятие «нация-государство» (от англ. nation-state). Еще известный английский экономист и социолог XIX в. Дж. Милль говорил о «совпадении границ распространения власти правительства с границами расселения данных наций». Вслед за ним не менее известный германский социолог М. Вебер подчеркивал, что нация адекватно самовыражается в собственном национальном государстве. Еще более четко эту мысль изложил германский философ истории О. Шпенглер, который утверждал: «государство есть внутренний порядок народа для достижения внешних целей». Очевидно, что во всех перечисленных примерах нация рассматривается в теснейшей связи с государством и даже отождествляется с ним.
Поэтому понимание политических реальностей современного мира будет неполным без анализа их этнонациональных аспектов. На основе синтеза этих двух начал сформировался еще один раздел политической науки — этнополитология. Это одна из самых молодых дисциплин или разделов политологии, возникшей на стыке самой политологии и этнологии, социологии, демографии, социальной психологии. При этом нужно учитывать, что отдельные аспекты, ныне охватываемые этнопо-литологией, изучаются культурной антропологией на Западе, а в советский период в той или иной форме затрагивались этнографией.
Немаловажный вклад в формирование идей и принципов исследования, вошедших в теоретическую и методологическую копилку этно-политологии, внесли английский историк Э. Хобсбаум («Нация и национализм»), американские специалисты по национализму Г. Кон, Э. Геллнер, Б. Андерсон и др.
Свою лепту в изучение проблем, связанных с этническим фактором в политике, внесли такие западные исследователи, как Э. Блэк, К. Гирц, Дж. Ротшильд, А. Смит, Б. Уильяме, Ч. Фостер и др. В их работах впервые были использованы многие термины и понятия, такие, например, как этничность, этническая политика, политизация этичности, этническая мобилизация и др., которые ныне фигурируют в этнополитологии.
Безусловно, толчок к формированию этой дисциплины в России дали распад бывшего многонационального СССР, предшествовавший этому всплеск этнонациональных конфликтов и образование новых независимых государств. Причем новые руководители некоторых из этих государств не скрывали своих претензий на создание этнократических государств.
Глубокие всепланетарного масштаба трансформации последних десятилетий, главным содержанием которых стали процессы транснационализации и глобализации, дали сильнейший толчок к возрождению национального самосознания многих народов, особенно тех, которые входят и продолжают входить в состав многонациональных государств. Эта тенденция особенно ярко проявилась в бывших СССР и Югославии в период их постепенного упадка и стремительного распада, а также на постсоветском и постюгославском пространствах.
Особенно большой интерес этнополитология вызывает в полиэтнических государствах, в частности в России. Это вполне объяснимо, если учесть, что жизнеспособность и перспективы сохранения таких стран зависят от согласия входящих в них народов продолжать жить в составе единого государства, готовности его руководителей признать и защищать права, свободы, интересы и цели всех граждан независимо от их национальности, вероисповедания, идеологических и партийно-политических пристрастий. Немаловажное значение приобретает также обеспечение представительства национальных, культурных и языковых меньшинств во властных структурах.
Среди российских исследователей, много сделавших для изучения политических аспектов проблем национализма и этноса или, точнее, характера и особенностей проявления национализма и этноса в политике, следует назвать В. А. Тишкова, А. Г. Здравомыслова, Э. А. Позднякова и др.
Этнополитология занимается изучением механизмов и форм проявления социокультурных, социально-психологических, традиционных особенностей разных этносов и наций, их психического склада, национального характера, стереотипов и т. д. в политической сфере. В центре ее интересов — политическая жизнь этнических общностей, их поведение, ценности, установки в отношении государства, политических институтов, все то, что относится к властным отношениям, естественно, в преломлении через систему их этнических менталитетов. Естественно, она не может обойтись без изучения этнонациональных аспектов политической культуры.
Большое внимание эта дисциплина уделяет этническим и национальным движениям за власть и влияние в обществе. В этом плане несомненный интерес представляет тот факт, что эти движения оказывают заметное влияние на общественно-политическую ситуацию и на саму политику соответствующих стран. В качестве примера можно привести движение курдов в Ираке и Турции за автономию и даже за независимость. В нашей стране деятельность таких националистически ориентированных движений, как «Рух» на Украине, «Саюдис» в Литве, «Крунх» в Нагорном Карабахе, в конце 1980-х — начале 1990-х годов оказали значительное влияние на общеполитическую ситуацию и внесли определенную лепту в развал СССР.
Немаловажное место в этнополитологии занимают причины, формы, характер и цели этнополических конфликтов, основные направления и принципы этнической политики государства, программных установок различных партий и движений по вопросам национальной политики и межнациональных отношений.
В целом этнополитология призвана выявить и анализировать этнос как субъект и объект политики, влияние этнических факторов на политические процессы, политическое поведение граждан, на политическую сферу в целом.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 994;