Новое мировоззрение
Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришелся в основном на XIV — XVI столетия, а в Италии начался еще в XIII в., принято называть эпохой Возрождения (Ренессанса). Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры.
Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возвращение к античности, ибо его представители вовсе не отбрасывали достижения средневековой культуры и с известной долей критичности относились к античному наследию. Феномен Возрождения — это весьма многогранное явление в культурном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Как видим, такое понимание сути человека не только отличается от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой теологии. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная система взглядов получает название «гуманизм» (от лат. humanus — человечный).
Что же лежало в основе нового мировоззрения? Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Феномен Ренессанса был вызван рядом факторов, среди которых можно назвать следующие, наиболее общие для большинства стран Западной Европы. В рассматриваемый период достаточно отчетливо наблюдался процесс формирования новых (буржуазных или рыночных) отношений, которые требовали разрушения сдерживающей их развитие системы средневекой регламентации хозяйственной жизни. Новые формы хозяйствования предполагали высвобождение, выделение субъекта хозяйства в самостоятельную свободную единицу. Этот процесс сопровождался соответствующими переменами в духовной жизни общества и прежде всего тех его слоев, которые находились в эпицентре изменений.
Что составляет непременное условие личного успеха как не большее знание и умение, большая энергия и упорство в достижении цели? Осознание этой истины заставляло многих современников Возрождения обращать свои взоры к науке и искусству, вызывало рост потребности в знаниях в обществе, поднимало общественный престиж образованных людей.
Следует учитывать и весьма важный фактор достаточного уровня культурного развития средневекового общества, оказавшегося в целом способным воспринять новые идеи, культуру и искусство Возрождения. Вот как говорил об этом известный французский философ и искусствовед, глубокий знаток эпохи Возрождения Ипполит Тэн (1828—1893):
... на искусство эпохи Возрождения нельзя смотреть, как на результат счастливой случайности; тут не может быть и речи об удачной игре судьбы, выведшей на мировую сцену несколько более талантливых голов, случайно произведшей какой-то необычайный урожай гениев.., едва ли можно отрицать, что причина такого чудного процветания искусства крылась в общем расположении к нему умов, в изумительной к нему способности, расположенной во всех слоях народа. Способность эта была мгновенная, и само искусство было таково же1.
Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, ложились на благодатную почву. В результате более чем двухвековой эпохи Ренессанса мировая культура обогатилась духовными сокровищами, ценность которых непреходяща.
Однако эпоха Возрождения не может рассматриваться только как одновекторный, исключительно поступательный социокультурный процесс. Прежде всего следует обратить внимание на противоречивость концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию. Гуманистическая направленность ее не гарантировала вовсе от подмены понятия свободы личности на понятие вседозволенности, низменного своеволия — по сути на антиподы гуманизма. Примером этому могут служить взгляды итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469—1527), оправдывавшие любые средства для достижения власти, а также английского гуманиста Томаса Мора (1478—1535) и итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568—1639), видевших идеал социальной гармонии в обществе, выстроенном по жесткой иерархической системе, регламентирующей все сферы жизни. Впоследствии эту модель назовут «казарменным коммунизмом». В основе этой метаморфозы лежит достаточно глубокое ощущение мыслителями Возрождения двойственного характера свободы. Весьма уместной в этой связи представляется точка зрения крупнейшего западного психолога и социолога Эриха Фромма (1900-1980):
Индивид освобождается от экономических и политических оков. Он приобретает и позитивную свободу — вместе с активной и независимой ролью, какую ему приходится играть в новой системе, — но при этом освобождается от связей, давших ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить свою жизнь в тесном мирке, центром которого был он сам; мир стал безграничным и угрожающим. Потеряв свое определенное место в этом мире, человек потерял и ответ на вопрос о смысле жизни, и на него обрушились сомнения: кто он, зачем он живет? Рай утрачен навсегда; индивид стоит один, лицом к лицу со своим миром, безграничным и угрожающим1.
Дата добавления: 2015-02-23; просмотров: 913;