Информационные системы
А. Систематическое изменение личности
Практическое применение выводов о личности.
В большем или меньшем масштабе нам постоянно приходится иметь дело с индивидами в новых положениях. Зная частичные реакции индивидов и то, как они функционировали в целом при прошлых положениях, мы имеем возможность сделать законные выводы о том, как они будут действовать при столкновении с новым положением. Изучение личности в той или иной форме существенно для каждого вида общественной жизни. Все мы ежедневно в своей жизни сталкиваемся с проблемами личности. Мы становимся лицом к лицу с серьезными проблемами личности, когда нам приходится высказать суждение по поводу выбора нашим ребенком товарища для игр, избрать компаньона на всю жизнь в предприятие или для университетской работы, приступить к изучению и новой тренировке какого-либо индивида, личность которого больна или извращена. При менее серьезных обстоятельствах мы сталкиваемся с этой проблемой, когда помещаем двух людей вместе за обедом, или составляем список гостей для партии бриджа, или даже сводя вместе двух наших близких друзей. Умные хозяйки очень хорошо понимают общественную сторону проблемы, но они скажут вам, что их успех вызывается не каким-либо особым вдохновением с их стороны, а тем обстоятельством, что они изучают интимные подробности жизни их друзей и хорошо о них осведомлены.
Путаница в представлении о личности.
Хотя каждый согласился бы с тем, что факторы, которые мы сейчас обсудили, составляют часть изучения личности, все же многие считали бы, что такой простой способ рассмотрения личности не выражает всей истины. Они утверждали бы, что она включает все эти стороны, но кроме того и еще “нечто”. Если спросят, что такое это самое “нечто”, то никакого прямого ответа не будет дано. Вместо рабочего определения термина будут применены разные качественные прилагательные: “я подразумеваю, что его личность подавляющая и покоряющая”, “что в нем есть что-то магнетическое”, “что он увлекателен или обворожителен”, “внушает внимание или почтение”, “его личность напоминает собою комнату”. Такой способ понятен. Преобладают два элемента. Не вдаваясь в них слишком глубоко, мы можем сначала коротко установить, что такой тип описания построен на основе детских и юношеских реакций на авторитет. Во время детства и юношества отец, а также врач, представитель культа и т. д. представляют авторитет. Когда они говорят, должно быть быстрое и молчаливое послушание. Ребенок ввергается в эмоциональное состояние и бежит исполнять приказание. Такая наклонность реагировать на авторитет никогда не теряется вполне и вновь и вновь появляется в наших реакциях по отношению к некоторым индивидам в наших деловых и общественных кругах. Поэтому в дальнейшей жизни те ораторы и компаньоны, которые вновь возбуждают следы реакции на старое авторитетное положение, являются такими индивидами, которых мы определили бы как сильные личности.
Второй элемент, лежащий в основе суждений о личности в таком популярном смысле, – это половой или эмоциональный, причем пол понимается здесь не в популярном смысле, а в современном, психопатологическом. Если этот элемент является наиболее сильным, т. е. если оратор или компаньон (стимул) вызывает такие наклонности к положительным реакциям, то популярная характеристика облекается в несколько отличные слова. Мужчина или женщина – личности “привлекательные”, “обаятельные” или “захватывающие”.
Дружба начинается почти мгновенно, преимущественно на основе этого элемента. Следует напомнить, что, придерживаясь современного толкования, этот род реактивной наклонности возбуждается не только лицами другого пола, но и того же самого пола. Автор, проделав статистический анализ факторов, участвующих в возникновении дружбы, нашел, что на первом месте оказался элемент правдивости, а на втором верности. Это, конечно, условно правильный ответ, и полученное распределение элементов таково, как его можно было бы ожидать в пестрой массе.
Если опросный лист опрашивал о других важных элементах, то видное место занимали такие, как симпатия, духовное родство и т. п. Обычно отвечали положительно на следующий вопрос: “решаете ли вы сейчас же, как только сталкиваетесь с данным лицом, что имеется основа для дружбы?” Величайшие затруднения испытывали те, которые пытались произвести анализ. До того в жизни им не приходилось выражать этот фактор в словах. Мы сталкиваемся с тем же затруднением при попытке ответить на вопрос, почему мужчины любят своих жен, а женщины – мужей или родители – своих детей. Выдвигаются причины из области условностей. Более глубокие причины лежат ниже уровня организованных слов, в неразгаданных (невыраженных словами) эмоционально инстинктивных и принадлежащих ранним навыкам склонностях. Это и есть причина, почему так трудно добиться того, чтобы люди разумно высказали, что они подразумевают под личностью.
Сочинения, которые мы имеем из рук многих научных писателей о “Я”, о личности и характере дают немногим лучшую основу для работы. Почти всякий психолог и медицинский писатель имеет на фоне своей ранней тренировки известные религиозные или метафизические предпосылки. Он не находит способа вплести их в недвусмысленное научное обсуждение инстинкта, эмоции и навыка.
Поэтому он выдвигает их в заключительном обсуждении “Я” и личности, где задачи обыкновенно не так отчетливо разработаны и поставлены. Опять-таки в сочинениях ученых мы также встречаем ранние реакции на авторитет. Это сказывается в нежелании допустить, что индивид имеет внутри себя все факторы, определяющие действие. Считают необходимым ввести для обоснования “Я” или личности, если не открыто, то хотя бы скрытым образом, какое-то ядро, какую-то сердцевину или сущность, которые не поддаются анализу, которые не могут быть выражены посредством ясных факторов наследственных и приобретенных реакций и их объединений. Это через всю историю философии иллюстрирует “дух” Беркли (Berkley), “сознание” и “Я” современных писателей психологов и “бессознательной” фрейдистских мистиков.
Представление о личности в науке о поведении и в здравом смысле.
По-видимому, мы опять дошли до такого пункта в психологии, когда прогресс может быть достигнут наиболее быстро тем, что мы отбросим все эти туманные представления о личности и начнем с предпосылок, которые доставят нам полезные и практические результаты, укладывающиеся в обычные понятия научного языка. Будем подразумевать под термином “личность” все то, чем обладает индивид (в действительности или в потенции), и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций. Под тем, чем он обладает, мы подразумеваем, во-первых, общую массу его oрганизованных навыков, социализированные и урегулированные инстинкты, социализированные и умеренные эмоции и сочетания и взаимоотношения этих последних и, во-вторых, высокие коэффициенты как пластичности (способности образования новых навыков и видоизменения старых), так и способности удержания (готовность установления навыков функционировать после периода непользования ими). Рассматриваемый с другой точки зрения актив его – это та часть снаряжения индивида, которая служит его приспособлению и равновесию в настоящей среде и также потенциальные или возможные факторы, которые подготовили бы его подъем для того, чтобы справиться с изменившейся средой. Выражаясь подробнее, мы подразумеваем, что можем перечислить причины его настоящей неприспособленности в таких терминах, как “недостаточность навыков”, “отсутствие общественных инстинктов” (инстинкт, не измененный навыком), “бурность эмоции” или “недостаток или отсутствие эмоций”, и что мы можем заключить, что с его настоящим снаряжением и пластичностью индивид не в состоянии достигнуть удовлетворительного приспособления ни к настоящей обстановке ни, может быть, к какой-нибудь другой.
В том случае, когда его потенциальный актив достаточен, мы можем перечислить и начать запечатление тех факторов, которые будут пригодны для его приспособления.
Этот способ рассматривания личности требует как будто нормы для приспособленности и как будто предполагает, что такая норма действительно существует. Норма, которой мы пользуемся в настоящее время, носит практический характер и основана на здравом смысле. На практике мы в нашей обыденной жизни берем индивидов, с которыми знакомы, и отмечаем существенные факторы, на основании которых они могут занимать то место, которое занимают в социальной и общественной жизни. Чем лучше мы подготовлены, тем точнее мы можем отметить эти факторы. Вопрос о том, будем ли мы когда-либо иметь научные и точные нормы, может не занимать нас в настоящий момент.
Информационные системы
Построение и развитие информационного общества признается ведущей мировой тенденцией XXI в., которая определяет необходимость формирования глобальных информационного и экономического пространств. Новая технологическая парадигма информационного общества базируется на электронике и генной инженерии, а ее основой являются информационные системы и технологии (ИСиТ). Эта парадигма заменяет парадигму индустриального общества.
К основным направлениям влияния ИСиТ на экономику относятся: активизация процессов рыночного взаимодействия; создание рынка информации и информационных услуг; увеличение потребностей в информационных ресурсах; глобализация международного бизнеса за счет развития сетей типа Интернет; изменения организационных структур предприятия и др.
Продвижение России к информационному обществу является основой долгосрочной стратегии ее социально-экономического развития, так как только в этом случае Россия интегрируется в мировые информационное и экономическое пространства как сильный и равноправный партнер, опирающийся на конкурентные преимущества инновационной экономики и информационные технологии.
Центральное место в этой стратегии отводится процессу подготовки кадров для новой экономики. Включение дисциплины «Информационные системы и технологии в экономике» в учебные планы экономических специальностей вузов свидетельствует о большой значимости этого курса в деятельности экономистов любого профиля.
Предлагаемый учебник написан в соответствии с государственным стандартом по дисциплине «Информационные системы и технологии в экономике», а также с учетом стандартов по дисциплинам «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в экономике» и «Защита информации и информационная безопасность». В нем изложены не только обязательные разделы программы, но и дополнительный материал, поясняющий состояние дел в области создания и эксплуатации современных ИСиТ, а также перспектив их развития. Учебник состоит из 20 глав, объединенных в восемь разделов.
Раздел I (гл. 1—3) содержит понятийный аппарат дисциплины, основные определения экономической информации, информационных ресурсов, процессов и информационной сферы производства. Раскрываются сущность, значение и закономерности развития ИСиТ в современной экономике, при-
12/
водятся основные экономические законы развития информационных технологий (ИТ) и их классификация, поясняется структура базовой ИТ, показывается место информационных Систем (ИС) в экономике, приводятся различные ее виды, их классификация и жизненный цикл.
В разделе II (гл. 4—8) подробно рассматриваются ИСиТ, используемые при управлении предприятием; приводится краткая характеристика базовых технологий управления предприятием на основе ИТ (MRP I, CRP, CL MRP, MRPII, WCM, ERP, ERPII, МВС), а также ИТ организационного развития и стратегического управления предприятием (ВРМ, BPI, BSC); строятся модели предприятия как объекта управления, опираясь на системный, информационный, стратегический и объектно-ориентированный подходы; подробно рассматривается система документационного обеспечения как составная часть корпоративной информационной системы управления; анализируются инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности и интеллектуальной поддержки управленческих решений. Особенности применения ИСиТ по областям деятельности изложены в разд. III—VI.
Раздел III (гл. 9,10) посвящен особенностям применения ИСиТ в области маркетинга.. В нем маркетинг рассматривается как объект управления, приводится структура, состав маркетинговой ИС, разработанных на основе современных технологий (CRM, CSRP, CALS), анализируются программные продукты для маркетинга, роль Интернет и электронной коммерции.
Раздел IV (гл. 11,12) включает в себя описание ИСиТ для бухгалтерского учета. В нем рассматриваются принципы ведения бухгалтерского учета, его функциональная архитектура и основы учетной политики. С точки зрения компьютерных информационных технологий дается анализ современных программных продуктов.
В разд. V (гл. 13—15) рассматривается специфика применения ИСиТ в организации банковской деятельности в России, анализируются проблемы создания автоматизированных банковских систем, в том числе современные, платежные системы и Интернет-банкинг.
В разд. VI (гл. 16,17) даны понятия страховой деятельности как объекта управления, перечислены основные функции, виды и формы страхования, дан сравнительный анализ программного обеспечения информационных систем страхования.
Раздел VII (гл. 18,19) посвящен стандартизации информационных технологий. В нем приводятся основы построения системы стандартов, архитектурных спецификаций (эталонных моделей), рассматриваются инструменты функциональной стандартизации, понятие профиля ИС и их свойства.
В разд. VIII (гл. 20) рассматриваются основы информационной безопасности, анализируются угрозы, риски и проводится их классификация, дается определение защищенной ИС и формулируются требования к ее архитектуре для обеспечения безопасности функционирования.
В конце каждого раздела приводятся контрольные вопросы и задания, а также дается список литературы.
13/
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 1144;