Традиционный анализ.
Под традиционным, классическим анализом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Интересующая Социолога информация, заложенная в документе, обычно присутствует там в скрытом виде, в форме, отвечающей целям, с которыми документ был создан, но далеко не всегда отвечающей целям социологического анализа. Проведение традиционного анализа означает преобразование первоначальной формы этой информации в необходимую исследовательскую форму. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование роений, направленных на выявление сути анализируемого материала. Он позволяет улавливать основные мысли и идеи, прослеживать их генезис, выяснять логику их обоснования, взвешивать следствия.
Традиционный, классический анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документа: этот анализ стремится как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание. Традиционный анализ есть анализ интенсивный.
Основной слабостью этого метода является субъективность. Как бы ни был добросовестен исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно рассмотреть материал, интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективна.
Анализ документа в рамках каждого исследования есть самостоятельный творческий процесс, зависящий от формы и содержания самого документа, целей и условий проведения исследования богатства опыта и творческой интуиции исследователя и т. п. Однако можно выделить и некоторые общие требования.
При проведении традиционного анализа социолог должен ответить на следующие вопросы.
Что представляет собой документ? (Задаваясь этим вопросом, следует обратить внимание на вид, форму Документа, решить, потребует ли его анализ применение каких-либо специальных методов и т. п.)
Каков его контекст? ,
Кто его автор?10
Каковы цели, с которыми был создан документ?
Какова надежность самого документа?
Какова достоверность зафиксированных в нем данных?
Каково общественное действие, общественный резонанс документа? (Этот вопрос вытекает из того обстоятельства, что документы могут представлять собой только свидетельства о каких-либо общественных явлениях, например записки политического деятеля о событиях, а могут и сами быть этими явлениями, например публичное выступление того же политического деятеля.)
Каково оценочное содержание документа? (Результатом ответа на этот вопрос должна быть полная ясность относительно того, что именно в документе можно считать выражением оценок мотивов, установок — вообще ценностных представлений, получивших в нем отражение.)
Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в документе?
Какие выводы можно сделать об оценочных установках, содержащихся в документе?11
Какие выводы можно сделать относительно автора документа? Этим вопросом задаются далеко не всегда, а лишь в тех случаях, когда целью исследования является получение представления о личности автора, о ценностных представлениях социальной среду или эпохи, к которым принадлежит автор.
Достаточно ли полны сведения, содержащиеся в проанализированном документе, насколько эти сведения отвечают целям исследования, есть ли необходимость привлекать для дальнейшей работы дополнительный материал?
Перечисленные вопросы служат лишь ориентировочными пунктами для постановки более конкретных вопросов.
Например, если публичные выступления, агитационные документы избирательных кампаний анализируются с точки зрения их действенности, то подлинность документа почти всегда очевидна, однако возникает вопрос о правдивости фактов, ссылками на которые аргументировалась агитация. Если людям, к которым была обращена, агитация, было заведомо известно о ложности приводившихся примеров, то это могло резко повлиять на действенность агитации. Первейшее значение приобретает в таком случае вопрос об общественном резонансе документа. Но вопросы о выводах, которые можно, сделать относительно фактов и оценок, а также относительно автора и контекста документа, возникают только в том случае если исследователь задается дополнительным вопросом: почему данная агитация имела то или иное воздействие.
Если исторический документ анализируется с целью установления достоверности фактов, то неважно, какие выводы можно сделать из его содержания или какой общественный резонанс он получил в свое время. В данном случае основное значение приобретают проблемы подлинности документа.
В традиционном анализе различают внешний и внутренний. Внешний анализ — это анализ «исторического контекста» документа, т. е. анализ контекста документа в собственном смысле этого «лова и всех тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению. Цель внешнего анализа — установить вид Документа, его форму, время и место появления, автора, инициатора, цели его создания, насколько он надежен и достоверен, каков его контекст.
Пренебрежение таким анализом во многих случаях грозит неверным истолкованием содержания документа. Определенная политическая ситуация может способствовать тенденциозному освещению событий в прессе; требования цензуры могут заставить автора скрыть свои взгляды или выразить их в завуалированной форме; внутренние трения между членами руководства какой-либо организации могут отразиться на содержании документов, описывающих деятельность этой организации, и т. д.
Внутренний анализ — это исследование содержания документа. По существу, вся работа социолога направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление различия между фактическим и литературным содержанием, установление уровня компетенции автора документа в делах, о которых он высказывается, выяснение его личного отношения к описываемым в документе фактам.
Предубеждения или симпатии автора часто являются источником намеренных или ненамеренных, искажений. Но искажения могут возникать не только в результате личной симпатии или антипатии автора; источником искажения выступает и методологическая позиция автора. Так, авторы, придерживающиеся разных мировоззренческих теорий, могут, признать существенными в объяснении конкретного явления два разных факта. Немало таких примеров можно найти в работах буржуазных социологов, которые, исходя из субъективно-идеалистических концепций, объясняют многие социальные явления и процессы.
Отдельные виды документов в силу своей специфики требуют специальных методов анализа и привлечения для их выполнения специалистов данных областей знаний.
Юридический анализ применяется для всех видов юридических документов. Егo специфика заключается, прежде всего в том, что в правовой науке разработав особый, словарь терминов, в котором значение каждого слова строго однозначно определено. Незнание юридического словаря при анализе юридических документов может привести исследователя к грубым ошибкам.
Психологический анализ. Этот вид анализа применяется, как правило, при рассмотрении личных документов. Его основная цель получить выводы об авторе документа на основе заключенной в документах информации.
Этот вопрос может быть несколько расширен; внимание может быть сосредоточено, например, не на личности автора, а на его отношении к какому-либо политическому или социальному явлению. В результате может быть получен представление о формирований божественного мнения, Общественных установок.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 2203;