в ПСИХОЛОГИЮ 12 страница

Восприятие есть активный процесс, использующий информа­цию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер же этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта лич­ности. Как показали результаты исследований, при предъявлении испытуемым незнакомых фигур, представляющих произвольное сочетание прямых и кривых линий, уже на первых фазах восприятия осуществляется поиск тех эталонов, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.

Таким образом, при восприятии какого-либо предмета активи­зируются и следы прошлых восприятий. Поэтому естественно, что один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми.

Так, в эксперименте двум группам испытуемых предъявляли относительно многозначные фигуры. Каждая из этих фигур получала два словесных обозначе­ния. Одной группе при предъявлении давали первый список названий, а другой группе — второй. Испытуемые должны были после предъявления всех фигур воспроизвести их. Оказалось, что словесное обозначение фигуры существенно влияет на ее воспроизведение. Для первой группы испытуемых 74% воспроизве­денных фигур были похожими на объекты, названные в первом списке. Для второй группы испытуемых 73% воспроизведенных фигур напоминали объекты, названные во втором списке.

Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия было подтверж­дено в эксперименте, в ходе которого испытуемые носили вмонтированные в оправу очков призмы, переворачивающие сетчаточное изображение на 180" по вертикали. В первые дни опыта испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, за исключением тех предметов, перевернутое положение которых было физически невозможным. Так, незажженная свеча воспринималась перевер­нутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т.е. пламя было направлено вверх.

Представляют интерес и опыты с «перекошенной комнатой» американского психолога А. Эймса. Она построена таким образом, что благодаря использованию правил перспективы дает такой же образ на сетчатке глаза, что и обычная прямоугольная комната. Когда в «перекошенную комнату» помещают какие-либо объекты, то наблюдатель воспринимает их искаженными в размере (например, взрослый человек кажется меньше маленького ребенка). По-видимому, люди настолько привыкли к нормальным прямоугольным комнатам, что в восприятии искажаются скорее любые помещенные в «перекошенной комнате» объекты, чем сама комната. Но интересно, что жены не видят своих мужей измененными в такой комнате; они воспринимают мужей обычными, а комнату видят искаженной.

При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор. Результат выбора определяется предварительным опытом субъекта: хорошо знакомые предметы комната не искажает. Знакомство с комнатой путем ощупывания приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения других предметов, и наконец сама комната начинает восприниматься правильно, т.е. перекошенной.

Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъек­та. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей и мотивами его деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы восприни­маем всю музыкальную ткань в целом, не выделяя в ней звучания каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Тогда звук этого инстру­мента выступит на передний план, станет объектом восприятия, все же остальное составит фон восприятия.

Существенным фактором, влияющим на содержание восприя­тия, является установка субъекта. Описано очень много случаев, когда восприятие субъекта искажалось под влиянием установки, подобно тому как это произошло в комедии Н.В. Гоголя «Реви­зор» при появлении Хлестакова в городе, ожидавшем приезда высокопоставленного лица.

В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Важная роль эмоциональных реакций в восприятии подтверждается целым рядом различных экспериментов.

Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоцио­нального состояния (сюда же можно отнести и убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т.п.) показывают, что восприятие — активный процесс, которым можно управлять.

Физиологические основы восприятия. Восприятие, как и ощу­щение, - рефлекторный процесс. И.П, Павлов показал, что в осно­ве восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные

связи, образующиеся в коре больших полушарий головного1 мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружаю­щего мира. Последние выступают в качестве комплексных раздра­жителей. В ядрах корковых отделов анализаторов осуществляется сложный анализ и синтез этих комплексных раздражений. «...В гар­монии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полу­шариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многоразличные комплексы (синтезировались)»1. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из общего фона. На основе анализа осуществляется синтез всех свойств объекта восприятия в целостный образ.

По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма аналитико-синтетической деятельности мозга. Так, незна­комая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток. Для осмысленного восприятия речи, т.е. ее понимания, необходимо расчленить речь на отдельные фразы, слова с их значениями. В то же время в процессе восприятия речи одно­временно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему- мы воспринимаем не отдельные разрозненные звуки, а. слова и фра­зы. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Первый случай наблюдается при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Таким раздражи­телем может быть мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой ана­лизатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только на сами раздражители, но и на их отношение — временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.

Другой вид нервных связей, образующихся при воздействии комплексного раздражителя, - это связи в пределах разных анализаторов. И.М. Сеченов объяснял восприятие предмета или пространства ассоциацией зрительных, кинестезических, осязатель­ных и других ощущений. К этим ассоциациям у человека обяза­тельно присоединяется и слуховой образ слова, которым обозна­чается данный предмет или пространственное отношение.

1 Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга // Поли, собр. соч. 2-е изд., доп. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - Т. Г/. - С. 163.

В акте зрения при восприятии величины предметов, их уда­ленности и т.д. чисто зрительные ощущения всегда ассоцииру­ются с мышечными. Некоторое нарушение этих связей путем усиления или ослабления глазных мышц можно вызвать дейст­вием определенных лекарственных веществ. При этом наблю­дается макрония (кажущееся увеличение предметов) или микрония (кажущееся уменьшение предметов).

Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов и явлений внешнего мира. Благодаря связям, образующимся между анализаторами, мы отражаем в восприятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспо­собленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес). Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощу­щениях.

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализа­торных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раз­дражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Классификация восприятий. В основе классификации восприя­тий, так же как ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой ана­лизатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимо­действующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

2. Восприятие Роль моторных компонентов в восприятии. Восприя-как действие тие — своеобразное действие, направленное на об­следование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения руки, ощупывающей предмет, движения глаза, прослеживающего ви­димый контур предмета, движения гортани, воспроизводящей слышимый звук, и т.д.

Моторные компоненты играют большую роль в акте осязания. Известно, что пассивное осязание свойственно всей кожной поверхности организма человека. Активное осязание характери­зуется высокой точностью — адекватность отражения предмета возникает при перемещении движущейся руки относительно воспринимаемого предмета.

В работе руки и глаза есть много общего. Глаз, как и рука, последовательно осматривает, «ощупывает» контуры рисунка и предмета. ИМ. Сеченов писал об этом: «...Идет ли речь о контурах и величине или об удалении и относительном расположении предметов, двигательные реакции глаза при смотрении и рук при ощупывании совершенно равнозначны по смыслу...*1. Рука «учит» глаз своим приемам ощупывания, «учит» своеобразной стратегии и тактике этого ощупывания.

Анализ функций движений руки в процессе осязания и глаза в процессе зрения показал, что они делятся на два больших класса. В первый входят движения поисковые, установочные и кор­ректирующие. С их помощью осуществляется поиск заданного объекта восприятия, установка глаза (или руки) в «исходную позицию», корректировка этой позиции. Во второй класс входят движения, участвующие в построении образа, в измерении простран­ственных характеристик объекта, в опознании знакомых объектов и т.п. Это класс собственно гностических движений, перцеп­тивных действий.

Критерии адекватности образов восприятия действительности вырабатываются под влиянием условий жизни и обучения и под-взржсны перестройкам. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о восприятии слепорожденных в первые дни после удаления катаракты. Наблюдения над человеком, ослепшим в де­сятимесячном возрасте, которому зрение было возвращено через 51 год, показали, что после операции, когда повязка была снята с глаз больного, он не увидел ничего, кроме расплывчатых

1 Сеченов И.М. Осязание как чувство, соответствующее зрению. // Избр. философ, и психолог, произведения. - М.: Госполитиздат, 1947. - С. 555.

очертаний. Он не увидел весь мир предметов, как видим его мы, открывая глаза. Постепенно зрение его восстановилось, однако он воспринимал мир тусклым и расплывчатым. В течение длитель­ного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он узнал ранее путем осязания. Он так и не научился читать глазами, однако мог зрительно узнавать печатные заглавные буквы и числа, потому что в школе для слепых его учили читать именно заглавные буквы. Его рисунки свидетельствовали о неспо­собности воспроизвести что-либо, о чем он раньше не знал через осязание. Ему даже через год после возвращения зрения не уда­валось нарисовать сложный предмет, если он не мог исследовать его руками.

Наблюдения над слепорожденными, которым зрение было возвращено в зрелые годы, дают основания утверждать, что мы не можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать.

Восприятие — это система перцептивных действий, и овладение ими требует специального обучения и практики.

Наблюдение. Важная форма произвольного восприятия -наблюдение — преднамеренное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

В наблюдении восприятие выступает как самостоятельная дея­тельность. Нужно научиться пользоваться органами чувств, на­учиться осязать, видеть, слышать и т.д. Мы часто не различаем отдельные звуки иностранного языка, не слышим фальши в ис­полнении музыкального произведения или не видим ее в передаче цветовых тонов картин. Наблюдению можно и нужно учиться. Так же, как говорят о культуре речи, можно говорить и о культуре восприятия, наблюдения. В этой связи уместно вспомнить слова известного голландского астронома М. Миннарта: «От вас самих зависит прозрение — вам стоит лишь дотронуться до своих глаз магическим жезлом под названием "знай, на что смотреть"»1.

Действительно, успех наблюдения в значительной степени определяется четкой постановкой задачи. Наблюдателю нужен «компас», указывающий направление наблюдения. Таким «ком­пасом» и является задача, стоящая перед наблюдателем, план наблюдения.

Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем богаче опыт человека, тем больше у него зна­ний, тем богаче его восприятия. Эти закономерности наблюдения должен учитывать учитель, организуя деятельность учащихся. Чтобы обеспечить успешное восприятие нового учебного мате-

1 Мнннарт М. Свет и цвет в природе. — М.: Наука, 1969. — С. 14.

риала, учитель должен подготовить учеников, активизировать их прошлый опыт и помочь связать его с новым материалом, на­править восприятие учащихся, ставя перед ними новые задачи.

Наконец, той же цели - организации наблюдения учащихся и обеспечению более эффективного усвоения новых знаний -служит и издавна разрабатываемый в педагогике принцип нагляд­ности обучения. Еще К.Д. Ушинский (1824—1870), говоря о нагляд­ности в обучении, писал, что наглядное обучение — «это такое обучение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководством наставника или прежде, самостоятельным наблюде­нием ребенка...»1.

Наглядность обучения достигается использованием специаль­ных средств (наглядных пособий, оборудования, демонстраци­онных опытов, различных экскурсий и т.п.) в сочетании их со словом учителя.

Роль этих средств до сих пор рассматривалась как вспомо­гательная: их привлекали как иллюстративный материал, облег­чающий усвоение знаний и способствующий пробуждению у школьников интереса к изучаемому материалу. Однако результаты проведенных в последнее время экспериментальных исследований позволяют в ином плане подойти к реализации принципа нагляд­ности в обучении.

Очевидно, процесс обучения не должен заключаться в пассив­ном восприятии информации, которую сообщает на уроке учи­тель, лучше, если он организован как активная мыслительная деятельность учащегося. Конечный результат этой деятельности -открытие новых для учащихся знаний - и есть цель процесса обучения. Какими же средствами может быть достигнута эта цель для обеспечения наиболее прочного усвоения знаний? Экспери­ментальные исследования показали, что существенным компо­нентом процесса принятия решения является манипулированием образа ситуации, сложившимся на основе ориентировочно-исследовательской перцептивной деятельности. Эта фаза — фаза отвлечения от реальной ситуации - есть не что иное, как деятельность по переструктурированию образа в соответствии с поставленной задачей.

Необходимость перевода проблемной ситуации во внутренний план для процесса принятия решения свидетельствует в пользу чрезвычайной важности правильного подхода к использованию

1 Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся // Собр. соч.. — М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. - Т. 6. - С. 265-266.

принципа наглядности в обучении. Наглядные пособия не долж­ны быть лишь иллюстрацией к излагаемому материалу. Для того чтобы акт открытия новых знаний не был для учащегося столь мучительным, как процесс решения творческих проблем в науке или в искусстве, использование наглядности в обучении должно на­правлять не только процесс создания образа ситуации, но и процесс переструктурирования этого образа в соответствии со стоящей задачей. При таком подходе существенное значение приобретает не только характер используемых наглядных пособий, их подбор, но и динамика предъявления их на уроке. Последовательность использования наглядных пособий на уроке должна направлять деятельность учащихся по созданию модели изучаемого мате­риала.

Таким образом, только активное наблюдение и активная умственная деятельность учащихся обеспечивает эффективное и прочное усвоение знаний.

3. Восприятие Восприятие пространства играет большую роль во пространства взаимодействии человека с окружающей средой, яв­ляясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно сущест­вующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и на­правления, в котором они находятся.

Взаимодействие человека со средой включает и само упело чело­века с характерной для него системой координат. Сам ощущаю­щий человек — материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее известными пространствен­ными признаками (величиной, формой, тремя измерениями тела, направлениями движений в пространстве).

Определение формы, величины, местоположения и перемеще­ния предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предме­тов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтети-ческой деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов, ни одному из которых не присуща монопольная роль в анализе простран­ственных факторов среды.

Особую роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными анализаторами. К специаль-

ным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятель­ности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осяза­ние, дириническое обоняние и т.д. Важную роль в отражении про­странственных свойств предметов играет функциональная асим­метрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отношении ведущей, доми­нирующей. Было показано, что отношения между сторонами анализатора в смысле их доминирования динамичны и неодно­значны. Так, глаз, доминирующий по остроте зрения, может быть не ведущим по величине поля зрения и т.д.

Восприятие формы предметов. Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезического анализаторов.

У некоторых животных наблюдаются врожденные реакции, так называемые врожденные пусковые механизмы поведения, при воз­действии объектов, имеющих определенную форму. Эти врожден­ные механизмы строго специализированы. Примером может служить оборонительная реакция молодняка семейства куриных на картонный крест, имитирующий силуэт хищной птицы.

Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, это контур. Именно контур служит разделительной гранью двух реальностей, т.е. фигуры и фона. Благодаря микродвижениям глаз может выделять границы объек­тов (контур и мелкие детали). Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществляется посредством движений глаза, которые как бы вторично выделяют контур и яв­ляются необходимым условием создания образа формы предмета.

Аналогичный процесс мы имеем в осязательном восприятии. Чтобы определить на ощупь форму невидимого предмета, необхо­димо брать этот предмет, поворачивать его, прикасаться к нему с разных сторон. При этом рука ощупывает предмет легкими движениями, то и дело возвращаясь назад, как бы проверяя, правильно ли воспринята та или иная его часть. Формирующийся образ предмета складывается на основании объединения в комп­лекс тактильных и кинестезических ощущений.

Зрительное восприятие формы предмета определяется усло­виями наблюдения: величиной предмета, его расстоянием от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объек­та и фона и т.п.

Восприятие величины предмета. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке

глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществля­ется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции.

Аккомодация — это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. Так, при взгляде на близко расположенные предметы происходит мышечное сокраще­ние, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика и его форма становится более выпуклой. С возрастом хрусталик постепенно становится менее подвижным и теряет способность к аккомодации, т.е. к изменению своей формы при взгляде на различно удаленные предметы. В результате развивается даль­нозоркость, которая выражается в том, что ближайшая точка ясного видения с возрастом отодвигается все дальше и дальше.

Аккомодация обычно связана с конвергенцией, т.е. сведением зрительных осей на фиксируемом предмете (рис. 4). Определенное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведе­ния зрительных осей, и наоборот, тому или иному сведению зри­тельных осей соответствует определенная степень аккомодации.

Рис. 4

Угол конвергенции непосредственно используется как индика­тор расстояния, как своеобразный дальномер. Можно изменить угол конвергенции для данного расстояния с помощью призм, помещенных перед объектом. Если при этом угол конвергенции увеличивается, видимая величина объекта тоже увеличивается, а воспринимаемое до него расстояние уменьшается. Если же призмы расположены так, что угол конвергенции уменьшается, то видимый размер объекта тоже уменьшается, а расстояние до него увеличивается.

Комбинация двух раздражителей — величины изображения предмета на сетчатке и напряжение глазных мышц в результате

аккомодации и конвергенции — и является условнорефлекторным сигналом размера воспринимаемого предмета.

Восприятие глубины и удаленности предметов. Аккомодация и конвергенция действуют лишь в очень небольших пределах, на небольших расстояниях: аккомодация — в пределах 5—6 метров, конвергенция — до 450 метров. Между тем человек способен различать глубину воспринимаемых предметов и занимаемого ими пространства на расстоянии до 2500 метров.

Эта способность оценивать глубину на первый взгляд кажется

врожденной.

В эксперименте ребенка-ползунка помещали на настил, рядом с которым находится обрыв, где поверх пустого пространства было положено толстое стекло (рис. 5). Эксперимент показал, что ребенок, свободно ползающий по настилу, не покидает его и останавливается перед стеклом.

Рис.5

При более углубленном исследовании выяснилось, что останавливает ребенка не глубина, а новизна ситуации, вызывающая ориентировочную реакцию и за­держку движения. Аналогичный результат наблюдался, когда за пределами настила под стеклом помещали блестящую фольгу — ребенок также останавливался на границе двух разных поверхностей.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению. При бинокуляр­ной фиксации дальних объектов (например, звезд на небе) зри­тельные линии обоих глаз параллельны. При этом изображения удаленных предметов видятся нами в одних и тех же местах пространства, независимо от того, падают ли эти изображения на сетчатку правого или левого глаза или обоих глаз. Следовательно, некоторым точкам сетчатки одного глаза соответствуют опреде­ленные точки сетчатки другого глаза. Эти симметрично распо­ложенные точки сетчаток обоих глаз называются корреспонди-

рующими точками. Корреспондирующие точки — такие точки сет­чатки, которые совпали бы, если бы при наложении одной сетчатки на другую вертикальные и горизонтальные оси совместились.

Возбуждение корреспондирующих точек сетчатки дает ощуще­ние одного объекта в поле зрения. При каждом положении глаз корреспондирующим точкам сетчаток соответствуют строго опре­деленные точки во внешнем пространстве. Графическое изобра­жение точек пространства, обеспечивающих видение одного объекта при данном положении глаз, называется гороптером (рис. 6).

Рис. б

Если изображение предмета падает в оба глаза на различно удаленные от центра сетчатки некорреспондирующие, или диспа­ратные, точки, то возникает один из двух эффектов: появление двойственных изображений (если диспаратность точек достаточно велика) или впечатление большей или меньшей удаленности данного объекта по сравнению с фиксируемым (если диспарат­ность невелика). В последнем случае появляется впечатление объемности, или стереоскопический эффект.

Этот эффект можно наблюдать с помощью стереоскопа — аппарата для раздельного предъявления двух картин левому и правому глазу. Эти картины образуют стереопару, которая получается при раздельной съемке двумя фотокамерами, распо­ложенными на расстоянии, равном расстоянию между глазами. Таким образом получаются диспаратные изображения, при рас­сматривании которых возникает рельефное изображение.

Если в стереоскопе предъявляют два изображения, различия между которыми настолько велики, что не обеспечивают слияния изображений, то возникает своеобразный эффект: то одна, то другая фигура появляются в чередующейся последовательности. Это явление известно как бинокулярное соревнование. Иногда при этом два объекта выступают в форме, представляющей собой комбинацию обеих фигур. Например, рисунок изгороди, предъяв­ляемый одному глазу, и рисунок лошади, предъявляемый другому, могут вызвать впечатление, что лошадь прыгает через изгородь.

Восприятие глубины может достигаться благодаря вторичным признакам, являющимся условными сигналами удаленности; ви­димая величина предмета, линейная перспектива, загораживание одних предметов другими, их цвет.

Хорошо известны рисунки, дающие двойственное восприятие глубины (рис. 7, 8, 9). В некоторых ситуациях тот факт, что интерпретация глубины может полностью меняться на обратную, имеет исключительное значение. Так, при посадке самолета вос­приятие пилотом посадочной полосы может быть перевернутым по глубине. Подобное явление наблюдается ночью или во время тумана, когда не видны те детали обстановки, которые служат для пилота условными сигналами, помогающими адекватному отраже­нию удаленности предметов.

Таким сигналом является, например, яркость огней на поса­дочной полосе (известно, что яркие источники света кажутся расположенными ближе, чем тусклые), и достаточно неудачного сочетания световых сигналов, чтобы возникло перевернутое вос­приятие глубины.

Восприятие направления. Один из важных моментов простран­ственного различения — восприятие направления, в котором нахо­дятся объекты по отношению к другим объектам или наблюда­телю. Направление, в котором мы видим объект, определяется

местом его изображения на сетчатке глаза и положением нашего тела по отношению к окружающим предметам. Для человека характерно вертикальное положение тела по отношению к го­ризонтальной плоскости земли. Это положение, созданное обще­ственно-трудовой природой человека, является исходным для определения направления, в котором человек распознает окру­жающие предметы. Поэтому в пространственном видении, в том числе и восприятии направления, помимо зрительных ощущений, большую роль играют не только кинестезические ощущения движений глаз или рук, но и статические ощущения, т.е. ощу­щения равновесия и положения тела.

При бинокулярном зрении направление видимого предмета определяется законом тождественного направления. По этому зако­ну раздражители, падающие на корреспондирующие точки сетчат­ки, видятся нами в одном и том же направлении. Это направ­ление дается линией, соединяющей пересечение зрительных линий обоих глаз с точкой, соответствующей середине расстояния между обоими глазами. Иными словами, изображения, попадаю­щие на корреспондирующие точки, мы видим на прямой, идущей как бы от одного «циклопического глаза», находящегося посере­дине лба.








Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 637;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.