Упражнение 3.13. Звуки музыки

Цели:

-через постановку творческой задачи стимулиро­вать взаимодействие интеллектуальных, воле­вых, эмоциональных функций;

- содействовать переходу от обычной формы мы­шления к необычной;

- развить способности к соединению противопо­ложных идей из разных областей опыта и ис­пользовать полученные ассоциации для решения творческой задачи.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: звуковоспроизводящая аппаратура, бумага для рисования, краски, фломастеры, карандаши, резинки , пластилин.

Время: 1,5-2,5 часа.

Ход упражнения

Эта встреча целиком посвящена музыке, нашему восприятию музыки, тем эмоциям и воспоминаниям, которые вызывают в нас музыкальные произведения различных жанров.

Сначала имеет смысл побеседовать с участниками тренинга об их музыкальных предпочтениях, о том, чей стиль им ближе и почему. Есть ли в их жиз­ни музыкальное произведение, с которым связаны особые события? Владеют ли участники тренинга музыкальными инструментами? какими? Что повлияло на выбор того или иного инструмента?

Второй этап начинается с прослушивания приго­товленного тренером музыкального произведения. Его фрагмент не должен превышать трех-четырех минут. Это должна быть инструментальная музыка, позволяющая свободный полет фантазии, не конкре­тизированная текстом, - классическое произведение, джазовая импровизация, опыты в электронной музы­ке...

Вслед за прослушиванием просим участников взять листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски или пластилин и попытаться отразить цветом, лини­ей или объемной формой те ассоциации, которые воз­никли у них во время прослушивания музыкально­го произведения. В то время как участники работа­ют, тренер несколько раз вновь воспроизводит тот же музыкальный фрагмент, становящийся фоном творчества. Через 20-25 минут приглашаем группу сесть в полукруг и представить друг другу то, что удалось создать.

Третий этап упражнения заключается в свобод­ном, соответствующем стилю и характеру музыки движении участников по площадке. Это ни в коем случае не танец, скорее импровизация в движении - попытка найти пластический образ музыки, который выразится через пластику тела. Если в предыдущем задании музыка "обрабатывалась" средствами изоб­разительного искусства, то здесь инструментом ста­новится тело, ритм, движение.

Четвертый этап продолжается с использованием или того же самого фрагмента или, если тренер за­метит в группе признаки усталости от многократно­го повторения одного музыкального материала, дру­гой фонограммы, В таком случае нужно подобрать произведение, которое отличалось бы от первого и по стилю, и по характеру, и по инструментовке. Все участники под музыку начинают спонтанное движе­ние по комнате. Просим их делать по возможности широкие движения, активно работать всеми частями тела. Внезапно музыка останавливается, все застыва­ют на месте в той позе, в которой застала их пауза. Задание: попробуете увидеть свою позу со стороны, представить, как вы выглядите с разных, точек ком­наты. По хлопку тот, к кому подойдёт тренер, выйдет из состояния "заморозки" и попытается продолжением движе­ния логически оправдать существовавшую позу. На­пример, один из участников был застигнут остановкой музыки в положении, когда его туловище и руки были наклонены вперед в сторону правой ноги. Одно из возможных продолжений позы - по хлопку тренера начать завязывать шнурки ботинка. А может быть, человек нашел что-то и поднимает найденную вещь с пола. Не исключено, что предыдущая поза- это начало действия, которое должно завершиться тем, что человек удобно усядется на полу... Вариантов множество. Тренер, переходя от игрока к игроку, "открывает" их, разрешая действие. Когда все нашли продолжение позы, вновь включаем музыку. Музыка - движение - пауза - фриз – хлопок - оправдание позы в продолжающемся действии...

Пятый этап - завершающий. Он потребует не менее 40-60 минут. Группа вновь возвращается к работе над изначально услышанным музыкальным произведением. Все располагаются свободно. Могут сесть или даже лечь на пол, принять самую удобную мину, закрыть глаза и вслушаться в музыку. Дать мимо ассоциациям, воспоминаниям, фантазиям...

Закончив прослушивание, просим группу разделится на подгруппы по 4-6 человек. В этих подгруппах участники поделятся друг с другом теми воспоминаниями и эмоциональными картинами, ко­торые сопровождали прослушивание музыкального фрагмента, а затем все рассказы, все услышанное в подгруппе попытаются объединить в некий театраль­ный коллаж. Не требуется искать логическое нача­ло, связующее звено для всех историй. Нужно скон­центрироваться на максимально полном и ярком от­ражении чувств, на том, чтобы действие легло на му­зыку. Пусть фрагменты сочетаются друг с другом на основе сходства или по контрасту, а может быть, составят некое причудливое ожерелье историй. Когда подойдет время показа, тренер даст всем группам возможность провести репетицию, включив музыку. В ходе показа каждая группа будет работать с му­зыкальным сопровождением, на базе которого и раз­ворачивается созданная театральная фантазия.

Завершение

Обычно после выполнения заданий этого цикла участники переполнены чувствами и охотно делятся своими впечатлениями о встрече. Тренеру достаточ­но поощрить высказывания и дать группе общаться в свободной форме, уважая при этом мнения, эмо­ции и взгляды товарищей по группе.

Примечание: в случае необходимости задания этого цикла можно разделить, предлагая их группе на разных этапах тренинга. Но надо заме­тить, что погружение в материал, в атмосферу занятия на длительный срок ( полтора—два часа) придают работе особые атмосферу и смысл.








Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 725;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.