Графика
Основными художественными средствами рекламного дизайна являются графика, типографика и фотографика.
Так как графика является основой графического дизайна, то именно с нее следует начать разговор. Графика (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения, основывающиеся на искусстве рисунка.
Можно сказать, что рисунок является основой дизайна любого рекламного графического объекта, даже в тех случаях, когда дизайн-графика выполнена средствами компьютерной техники, так как именно рисование является главным методом рекламного дизайна. Сама графика в рекламном дизайне находит выражение в рисунках, чертежах, оформительской, прикладной и деловой графике. Владение рисунком «от руки» включает в себя знание композиционно-выразительных средств, различных графических техник и умение ими пользоваться. Это обеспечивает успешную деятельность дизайнера, а обращение к такому виду рисунка на любом этапе проектной деятельности повышает профессионализм дизайнера-рекламиста через развитие творческого, образного мышления.
Рисунок может представлять собой иллюстрацию, а также являться приемом создания рекламного образа. Он используется реже, чем фотография, в связи со следующими факторами:
— обладает малой реалистичностью, поэтому вызывает меньшее доверие у зрителей;
— его создание представляет более трудоемкий процесс(рис. 12.1-12.2).
Несмотря на эти обстоятельства, без рисунка невозможно обойтись. Достоинство рисованной иллюстрации — это возможность использования различных материалов, способствующих созданию многообразных форм исполнения (рис. 12.3.). Материалы, используемые художником-графиком, такие как уголь, соус, сангина и т.п., востребованы в работе рекламного дизайнера.
|
Рис. 12.1. Журнальная реклама «РОСГОССТРАХ АВТО»
Рис. 12.2. Журнальная реклама радио MONTE CARLO
Чертеж, являясь видом рисунка, также является объектом не только инженерного конструирования, но и графического дизайна.
Рис. 12.3. Реклама шоколадных конфет «Комильфо» |
Поэтому деятельность дизайнера-рекламиста невозможна без применения различных чертежных инструментов. В рекламном проектировании использование чертежей или методов чертежной графики происходит при создании любого объекта рекламного дизайна. В качестве примера можно привести разработку визитки, создание ее макета. Структурные элементы композиционного решения визитки, обобщенные до геометрических тел, представляют собой целостность, которая осуществляется посредством
невидимых линий связи или направляющих. В полной мере использование технического рисунка находит отражение в разработке упаковки, фасада и других дизайн-объектов, графическое решение которых зависит от конструктивных особенностей самого объекта.
Оформительская графика связана с использованием различных декоративных украшений, орнаментов, что позволяет достичь большей выразительности, наглядности объекта. Наиболее часто оформительская графика встречается в дизайне печатной продукции, оформлении витрин магазинов, праздников и т.д. Средствами оформительской дизайн-графики являются виньетки, буквицы, орнаменты, бордюры и т.д. Наибольшее распространение в дизайн-проектировании получил орнамент (узор), основанный на растительных, геометрических элементах. Свое использование он находит в качестве элемента фирменного стиля, афиши, эмблемы и т.п.
Одним из наиболее распространенных примеров прикладной графики является товарный знак (фирменный знак) (см. рис. 11.1—11.33).
Товарный знак — официально принятый термин, обозначающий зарегистрированное, согласно установленному порядку, оригинально оформленное художественное изображение, служащее средством отличия товаров или услуг, предприятий, а также объектов рекламы.
Отмечая место и роль товарных знаков, теоретики и практики графического дизайна выделяют следующие группы товарных знаков:
— изобразительные — конкретные изображения (животные, птицы, люди и т.д.), а также абстрактные изображения, композиции типа орнаментов, художественно трансформированные буквы и цифры, различные сочетания перечисленных элементов (см. рис. 11.3, 11.6, 11.9 и т.д.);
— словесные — слова или буквосочетания, имеющие характер слова. Товарный знак можно выполнить как в стандартном, так и в оригинальном графическом исполнении (логотип) (см. рис. П.1, 11.2,11.4);
— комбинированные — совмещающие изображение и слово, (см. рис. П.5., 11.7, 11.8, 11.10 и т.д.);
— объемные - характеризуются объемной формой изделия (на
пример, оригинальный брусок мыла или его упаковка — бутылка, коробка).
Существуют различные пути создания знака:
знак-индекс - на основе формальной композиции, с использованием абстрактных элементов (см. рис. П.12, 11.19, 11.27);
изобразительный знак - путем стилизации объекта по собственному или заданному свойству (см. рис. 11.3, 11.6, 11.13),
логотип - на основе шрифтовых элементов (см. рис. 11.1, 11.2, П.26).
Практическому выполнению товарного знака предшествует аналитическая работа по композиции. Работа над знаком — это, прежде всего работа над композицией.
Деловая трафика может быть использована в буклетах, каталогах годовых отчетах, печатной рекламе и т.д. Она представляет собой схемы, графики, карты, диаграммы и т.д.
Представляется, что основой графики, как в изобразительном искусстве, так и в рекламном дизайне является использование линии,
штриха, пятна, которые контрастируют с поверхностью бумаги - основного графического материала. Для нее характерно использование
тональных отношений, но также не исключено применение цвета (см.
рис. 12.1, 12.2).
Практическая работа над товарным знаком предполагает также выбор оптимальной техники исполнения. Она может быть «геометричной» (см. рис. 11.12,11.14), если осуществляется на основе элементов, характеризующихся четкостью начертания. Она может состоять из аморфных или шрифтовых форм и выполняться в «рукотворной» технике — кистью, мягким материалом и т.п. (см. рис. 11.1, 11.15, 11.33). Не исключен и путь, сочетающий в себе разные техники.
Каковы критерии оценки товарного знака как особого дизайн-объекта?
Как показывает анализ, в настоящее время к графическому решению товарного знака предъявляются требования, свидетельствующие о значительном опыте проектирования в этой области. Согласно этому
товарный знак должен быть:
— простым, без лишних деталей;
— «выдерживать» любое уменьшение, но оставаться при этом читабельным;
—эффективным в рекламном смысле, действенным;
— однозначным и хорошо запоминающимся;
— зрительно отличающимся от других знаков;
— отвечать требованиям регистрации.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 3601;