Композиция в дизайне рекламы
Проектирование дизайн-объекта невозможно без идеи, которая через композиционные поиски будет находить то или иное образное воплощение. Цель композиции в проектной деятельности — создание дизайн-образа. Можно сказать, что композиционное решение в дизайне имеет первоочередное значение и заслуживает самого внимательного рассмотрения. Овладение дизайнерской деятельностью невозможно без изучения теории композиции.
Термин «композиция» стал регулярно употребляться с эпохи Возрождения. «Композиция - построение, внутренняя структура произведения (подбор, группировка и последовательность изобразительных приемов организующих идейно-художественное целое)» [23, с. 269]. Как отмечает Е. А. Грегорян: «Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание» [6]. «Сюжет отождествляют иногда с композицией, что, конечно, неверно и уводит в размышления литературные, а не пластические. Один и тот же сюжет может решаться композиционно по-разному» [7, с. 166].
Поскольку объекты графического дизайна могут представлять собой двухмерное и трехмерное визуальное решение, то диапазон композиционных построений достаточно широк. Выделяют следующие виды композиций:
— плоскостная — композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью. В данном случае общее решение заключено в двух направлениях — по вертикали и горизонтали, а глубина выражена неявно (см. рис. 10.1—11.33).
— объемно-пространственная — композиция из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях. Такая композиция рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон и ее
разительность зависит от угла зрения (рис. 11.34—11.35).
Рис. 11.34. Объемно-пространственная
конструкция в виде увеличенного
макета кубика MAGGI
Рис. 11.35. Сложная объемная металлоконструкция
— глубинно-пространственная — композиция, создающая связь предметов с пространством, в котором они размещены. Данная композиция может рассматриваться со всех сторон (рис. 11.36).
Работа над композицией начинается еще до создания визуального изображения, т.е. в процессе мыслительной работы дизайнера. Формулировка идеи организует композиционные поиски будущего объекта в сознании дизайнера, который стремится найти оригинальные образы и выразительные средства, раскрывающие идею будущего объекта, воздавая композиционное решение объекта, дизайнер должен учитывать особенности его психологического воздействия: эмоциональ-
Рис. 11.36. Декоративное оформление интерьера торгового зала полноцветными постерами
ность, которая создается через общую композиционную структуру объекта, включая ее цветность, и ассоциативность, когда зритель находит связи воспринимаемого объекта со своим предыдущим опытом. Дизайнер пытается через композиционное решение воздействовать на ум и эмоции зрителя.
Кроме того, при создании композиции дизайнер должен учитывать психофизиологические особенности восприятия. Одновременно человек может воспринимать не более семи элементов. Под элементом композиции понимается ее составная часть, ограниченная одним или несколькими замкнутыми контурами. Принцип цельности в многоэлементной композиции сохраняет позиции основного. Для его реализации необходимо объединять отдельные элементы в группы, при этом созданные таким образом группы не должны нарушать соподчиненность и «спорить» с главным ее элементом. Многоэлементной может быть как плоская композиция, например оформление печатного текста, включающего различные типы иллюстраций, так и глубинно-пространственная, где дизайн-графика представляет собой единый комплекс с окружающим пространством. Созданию цельной многоэлементной композиции способствует ограниченное использование материалов, цвета, форм и т.п. Это не создает ощущения перенасыщенности.
Любая материальная форма представлена совокупностью ряда свойств: пространственностью, массивностью, геометрическим строением с характерными особенностями линий, фактуры материала и т.п. Эти свойства представляют собой визуальные особенности строения рекламного объекта, определяют его целостность. Для успешного проектирования эстетически выразительной формы необходимо владеть средствами и приемами композиции.
Развитие дизайна способствовало разработке подходов к проектированию выразительных объектов. Но не существует правила, выполнение которого обещает высокий результат проектного процесса. Само мышление дизайнера, предполагающее креативность, определяет необходимость творчества и постоянного поиска новых способов создания оригинальных и выразительных объектов. Но, тем не менее, практическая деятельность способствовала выработке определенных принципов, создающих возможность достижения более значительного результата проектирования.
Как отмечает А. Дейнека: «Под композицией понимают цельность произведения, его, пластическое единство, обусловленность формы идейным содержанием» [7, с. 166]. Целостность объекта, т. е. единство формы и содержания, является принципом организации композиции, а средства и приемы композиции реализуют собой существенные особенности проектируемого объекта, его творческое исполнение. Как отмечает В. Т. Шимко: «Целостность объекта проектирования в дизайне — органическое единство воспринимаемых потребителем эмоциональных и прагматических впечатлений, характеризующих произведение дизайнерского искусства. Здесь они образуют ансамбль — согласованность, стройность частей единого целого [...] Преодоление несоответствий, сведение внешне несводимого в целостность и есть цель и искусство композиции» [26, с. 100].
Использование композиционного средства не является обязательным в каждой композиции, и любое из средств может охватывать лишь часть элементов композиции. «Но, — как отмечает архитектор П. Кудин, — должны существовать такие связи между элементами композиции и их признаками, которые, во-первых, должны присутствовать в любой композиции, а во-вторых, должны охватывать все ее элементы, такие связи называются принципами композиции» [13, с.1].
Выделим следующие принципы композиционной организации;
— повторение целого в его частях (единство по ведущему признаку);
— доминанта (наличие главного);
— соподчиненность (единство, достигаемое объединением всех элементов композиции вокруг главного);
— соразмерность (единство, обеспечиваемое общей количественной закономерностью);
— равновесие (единство, обеспечиваемое уравновешенностью сил);
— единство.
Повторение целого в его частях (большое в малом). Элементы, которые составляют композицию, обладают различными признаками, но среди этих признаков может быть выделен ведущий, главный. «Ведущий признак — это признак целого, которым должны обладать все элементы композиции в той или иной степени [...]. Наличие близких значений одного и того же признака создает условие для суммации сигналов от различных элементов композиции в воспринимающей системе, что способствует возникновению доминирующего перцептивного образа» [13, с. 2].
Близость элементов, тождество ведут к быстрому пониманию объекта и снижению внимания при его восприятии, а различия в близких элементах способствуют сохранению внимания.
Восприятие любой композиции происходит этапами, человеческий взгляд совершает перемещение по композиции от одной зоны внимания к другой, в итоге создавая общий образ увиденного. При наличии основного признака в элементах, находящихся в различных группах или зонах внимания композиции, происходит последовательное, преемственное их восприятие.
Принцип доминанты (лат. dominas — главный, господствующий) предполагает наличие смыслового центра в композиции. В. Т. Шимко определяет доминанты следующим образом: «наиболее важные, самые заметные, привлекающие максимум внимания компоненты композиции. Как правило, они крупнее остальных, активнее по цвету, пластике и выделяются на фоне других слагаемых композиции большинством визуальных параметров. Они же концентрируют и содержательные характеристики композиции — как функциональные, так и эмоционально-эстетические» [26, с. 109-110]. Как отмечает Е. А. Грегорян: «С доминанты начинается восприятие произведения, она как бы точка отсчета, эмоционально-смысловой и структурный Центр» [6].
Каждый объект графического дизайна имеет свои характерные особенности, которые определяют его общий замысел или идею. Поэтому можно сказать, что любая композиция представляет собой комплекс главного и второстепенного. Второстепенные элементы не Должны «спорить» с главным, тем самым, затемняя сущность объекта,
его дизайн-концепцию, что затрудняет понимание объекта, его особенностей, своеобразия, теряется его выразительность. На этом основании можно выделить принцип соподчиненности второстепенных элементов, который означает упорядоченность элементов или групп в композиции по одному из признаков.
Как характеризует данный принцип П. Кудин: «Признак, по которому происходит соподчинение, может не совпадать с ведущим признаком, положенным в основу принципа «большое в малом». Так как соподчиненность основана на различии, а не на сходстве, то этот принцип предполагает наличие в композиции зон, неодинаково воздействующих на воспринимающие системы. Различие между зонами должно легко восприниматься, т.е. оно должно превосходить некоторую величину. Среди этих зон всегда будет такая, которая вызовет максимальный эффект в воспринимающей системе и может являться отправным пунктом в последовательности восприятия. Соподчиненность обеспечивает иерархию зон внимания, приводит к упорядочению процесса восприятия, предотвращает колебания внимания» [13, с. 1]. Соподчиненность определяет последовательность при восприятии дизайн-объекта.
Принцип соразмерности. «Соразмерность — это единая мера соизмерения признаков элементов или их групп между собой, а также между элементами, группами и целым; при этом между количественными характеристиками признаков должны существовать вполне определенные функциональные зависимости [...]. Количественные закономерности в композиции улавливаются воспринимающими системами не сразу. Требуется определенная работа для их выявления. Но, будучи выявлены, они значительно облегчают процесс восприятия, что позволяет усложнять композицию» [20, с. 1].
Принцип равновесия означает уравновешенность целого и частей относительно пространственных осей. Говоря о равновесии, следует иметь в виду психологические особенности-восприятия человека вертикальных и горизонтальных осей, первая из которых занимает определяющую позицию за счет психологической установки вследствие закона тяготения.
Принцип единства предполагает взаимосвязь названных ранее принципов, которая обеспечивает целостность композиции. «Процесс обеспечения единства противоречив. В одном случае противоречия связаны с различием между характеристиками признаков, в другом — с неравенством между главным и второстепенным элементами композиции, в третьем случае — с различием в количественной мере элементов, в четвертом — с противоположной направленностью сил. Перечисленные четыре принципа, будучи реализованы в композиции, вы-
ступают не изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, дополняют и видоизменяют друг друга, порождая новое качество композиции — ее единство. Единство композиции можно рассматривать как интегральный ее принцип» [13, с. 1].
Реализация данных принципов в композиции обеспечивает создание целостного дизайн-объекта, в котором форма сумела найти оптимальное решение для выражения содержания. Как отмечает Е. А. Грегорян: «Единство и цельность — важнейший признак композиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели — идее, художественному замыслу. Эта связанность проявляется и в сюжетно-образном решении произведения, и в гармонической упорядоченности его формы, в единстве содержания и формы» [6]. Названные признаки представляют собой средства гармонизации как дизайн-графики, так и любого объекта дизайн-проектирования.
Каждая форма обладает своим эмоциональным и ассоциативным воздействием, которое определяется особенностями композиционной организации. В особенностях композиционного устройства находят отражение различные законы и явления природы. Так, закон гравитации (всемирного тяготения), объясняющий симметричность строения живых организмов как необходимость равновесия в построении композиции, определяет значение вертикалей, горизонталей и диагоналей. Он объясняет необходимость равновесия, значение симметричных форм, понятие верха и низа в композиции.
Все выделяемые методы или средства композиционной организации определяются психофизическим состоянием человека, касающимся его органов восприятия и мозга, а также спецификой отражения в его сознании объективной реальности.
Композиционный прием представляет собой синтез различных средств композиции. Как отмечает А. А. Барташевич: «Композиционный прием воплощает в себе единство использованных средств композиции. В силу этого он является важнейшим средством, которое выступает организующим началом в работе над формой и определяет стратегию творческого поиска» [1, с. 91]. Проектирование дизайн-графики зависит от ее функциональной схемы, которая будет определять диапазон и степень используемых композиционных средств, но роль композиционного приема от этого менее значительной не становится.
Владение методами, приемами композиционной организации определяет успешность композиционного решения дизайн-объекта. Рассмотрение их будет строиться на основе формальных композиций.
Статика и динамика. Статичность — это выражение в чувственном восприятии состояния покоя, неподвижности, незыблемости, устойчивости, равновесия.
Выделяют следующие композиционные приемы по созданию статичной композиции: «Выражение статичности достигается распределением массы по высоте изделия, направленной к опорной поверхности, использование опорных элементов с повышенной площадью, горизонтального членения массивного объема, расширяющимся книзу основанием» [8, с. 124]. Можно сказать, что массивное, увеличенное по площади основание создает устойчивое впечатление от общей организации композиции. Масса — зрительно воспринимаемое количество материала, которое может заполнить пространство в пределах видимой геометрической формы. Большой по объему объект создает ощущение большей массы, следовательно, выглядит статичнее (рис. 11.37).
Рис. 11.37. Наружная реклама мебельной компании KRAFT
Кроме того, для создания статичной композиции используется отказ от диагоналей, создающих ощущение движения, рекомендуется использование метрического, нежели ритмического ряда. Включение ритма в композиционную структуру возможно, если он не влияет на общий композиционный строй, т.е. носит характер скрытого, приглушенного или присутствует в определенной зоне .внимания композиции, не влияя на весь ее строй.
Для создания статичного композиционного строя также характерно использование симметрии и минимума свободного пространства.
Также большое значение имеет выбранный формат композиции -квадрат, треугольник, овал, которые способствуют статичному характеру будущей композиции.
В зависимости от выработанной дизайн-концепции возможно создание не абсолютно статичной композиции, а композиции с усиленным свойством статичности, что способствует передаче состояния уравновешенности и покоя при сохранении элементов динамики.
Динамичность выражается в форме объекта, имеющего определенную направленность, передающую движение (рис. 11.38). Создание статичной и динамичной композиции представляет собой противоположные методы композиционной организации. Динамичность способствует созданию образной выразительности, которая основывается на использовании ритма, развития, роста.
Рис. 11.38. Наружная реклама «МДМ Банка»
Так, использование форм, элементов композиции, масса которых приближается к линии, способствует созданию динамичной композиции. Для выражения динамики используют диагональные линии, ритмические ряды. Если хотят показать движущийся объект, то изображают его в момент кульминации движения и оставляют перед ним свободное пространство для создания впечатления продолжительного во времени движения, которое еще совершается.
Симметрия и асимметрия. Симметрия - определенный порядок, математическая закономерность, с которой располагаются повторяющиеся элементы друг относительно друга на плоскости или в пространстве.
Данный метод композиционной организации используется очень давно. В древности симметричность композиции являлась условием ее гармоничности, эстетичности, красоты и целостности восприятия, поэтому отдельные времена характеризуются каноничным пониманием симметричного композиционного устройства.
Если в организации композиции используется симметрия, то она проявляется ярко и наглядно. Симметрия позволяет выявить главное в композиции, объединить ее элементы. Поэтому использование симметрии как метода композиционной организации позволяет создать целостное восприятие композиции.
Любая симметрия обладает своим центром, осью и плоскостью, в зависимости от этих составляющих образуются различные ее виды. Так, можно выделить следующие варианты симметрии:
Рис. 11.39. Рекламный щит для ресторана «МАРИО» |
Рис. 11.40. Дизайн билборда для ресторана «КАФКА» |
— зеркальная (рис. 11.39-11.41);
Рис. 11.41. Билборд «НТВ-Интернет»
— осевая — характерна для центричных объектов, которые могут вращаться, симметрия поворота (рис. 11.42);
С КОМПАНИЕЙ КРЕДО-СЕРВИС ТУР ПО ВСЕМУ МИРУ ЗА РЕАЛЬНУЮ ЦЕНУ!
Рис. 11.42. Журнальная реклама компании «Кредо-сервис Тур»
— симметрия переноса — объекты располагаются на равном рас стоянии вдоль прямой оси (различные орнаменты) (рис. 11.43,11.44);
Рис. 11.43. Реклама ювелирных изделий de GRISOGONO
Рис. 11.44. Реклама косметики MaxFACTOR
— винтовая — перенос элементов вдоль оси с поворотом. Используется в объемно-пространственных и глубинно-пространственных композициях.
Наблюдение симметрии в окружающем мире способствовало выработке данного метода композиционной организации. Но в природе нет абсолютно симметричных объектов. Абсолютная симметрия встречается в неорганической химии (кристаллы). Несмотря на то что объекты при поверхностном восприятии кажутся симметричными, при детальном изучении оказывается, имеют различия в деталях. Это явление называется дисимметрией. Дисимметрия — разрушение точного сходства повторяемых элементов при симметричности обшей формы.
Существует еще одно понятие — антисимметрия — симметрия с полярно противоположными свойствами, противопоставлением. Она представляет собой сильное средство для усиления выразительности и может быть использована для привлечения внимания, запоминаемости дизайн-объекта (в рекламе, оформлении обложки печатного издания или буклета и т.д.).
Асимметрия — как противоположность симметрии, представляет собой полное ее нарушение. Но если симметрия является признаком гармоничной композиции, то асимметрия не оказывается признаком дисгармоничной формы, так как мера ее проявления (асимметрии) имеет различный характер, придающий объекту своеобразие, индивидуальность.
Симметричная композиция характеризуется равновесием, асимметричная композиция может быть как уравновешенной, так и нет. При построении асимметричной композиции требуется больше логики и анализа, такую композицию организовать будет сложнее, так как нет связующей оси симметрии. Потребуется мера в выражении элементов.
Приемы создания равновесия в асимметричной композиции могут быть различными. Большой светлый элемент можно уравновесить маленьким темным. Множество незначительных по размеру элементов уравновешиваются одним большим. Существуют варианты создания равновесия по массе, потону, по цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространства между ними (рис. 11.45—11.46).
Рис. 11.45. Реклама аромата линии YOHJI
Рис. 11.46. Журнальная реклама MIKIMOTO COSMETICS
Использование асимметрии вызывает эмоциональный импульс, который создает впечатление изменения или движения. Умелое использование композиционных приемов зависит от опыта и профессионализма дизайнера.
Формат. Формат представляет собой границу поля изображения и является композиционным средством, позволяющим создать определенное эмоциональное и ассоциативное воздействие композиции на зрителя (рис. 11.47). Так как восприятие объекта совершается от общего к частному, а затем опять к общему, то можно сказать, что формат позволяет определить форму и ритм композиционного решения при первом его восприятии.
Возможно использование различных вариантов формата: овальный, треугольный, прямоугольный и т.д., выбор его определяется идеей создаваемого объекта. Так, прямоугольный формат, вытянутый вертикально, создает ощущение вытянутости вверх, стройности, возвышенности, а горизонтальный — дает ощущение простора, повествовательное, ослабляя чувство замкнутости.
Использование квадратного формата с каким - либо композиционным средством по организации статичной композиции будет представлять собой прием композиционной организации статичной композиции.
Рис. 11.47. Пример нестандартного формата рекламы PARLIAMENT |
Пропорции, пропорционирование. Любая композиция строится на размерных отношениях элементов, в связи с этим пропорционирование является важным средством композиционной организации объекта. Пропорции выражают собой соразмерность элементов, согласованность системы в отношении частей между собой и целым. С помощью пропорций выделяется главное и второстепенное, связь между воспринимаемыми частями, логика композиционного построения.
Пропорции, как и другие композиционные средства, явились отражением природных закономерностей, вследствие чего стали использоваться на практике по созданию объектов искусства или дизайна. Грамотное применение этого композиционного средства делает создаваемый объект более приятным для восприятия, способствуя достижению эстетической выразительности.
Используемая система пропорций в какой-либо композиционной структуре определяется ее идеей, дизайн-концепцией, поэтому про-порционирование предполагает не заимствование систем, а создание такой системы, которая бы способствовала выявлению сущности объекта, его идеи. Оно устанавливается в результате осмысления особенностей проектируемого объекта и зависит также от господствующих идеалов времени, используемых приемов выразительности, социально-экономических условий.
Так, пропорции могут строиться на контрасте или нюансе соотносимых величин, развивать ритм или метрический повтор, а также определять характер формы. Особенности пропорционирования зависят еще от тех дополнительных средств (тонового контраста, светотеневой структуры и т.д.), которые будут использованы для усиления выразительности композиции. От пропорций зависит статичность или динамичность композиции, каким образом будет выявлен композиционный центр, какой характер будет иметь ритм и т.д.
Рис. 11.48. Журнальная реклама обуви марки BrunoMAGLI |
Если пропорции оказывают влияние на композиционный строй объекта, то, следовательно, при взаимосвязях с другими композиционными средствами представляют важный композиционный прием, определяющий
выразительность композиции, ее эмоциональность (рис. 11.48).
Масштаб, масштабность. Масштаб предполагает соразмерность принятому эталону, которым является человек. Гиперболизация размеров рекламируемого объекта создает впечатление его значимости в жизни потребителя (рис. 11.49-11.50). Приуменьшение, литота, позволяет подчеркнуть компактность рекламируемого товара (Рис. 11.51) или его доступность для потребителя (рис. 11.52).
Рис. 11.49. Рекламный образ аромата от NINA RICCI
Рис. 11.50. Рекламный образ аромата от CHANEL
Рис. 11.51. Журнальная реклама автомобиля MICRA от NISSAN
Рис. 11.52. Журнальная реклама техносалона VI RATI О
Зависимость формы объекта от его масштаба человек наблюдает из окружающей природы, например, появившийся росток и растение ребенок и взрослый человек и т.д. Объекты разной масштабности имеют различную форму, это свойственно как объектам природы, так и дизайн-объектам. Чем меньше масштаб объекта, тем форма его проще
Масштаб может восприниматься крупным, если размеры объекта в целом и отдельных элементов больше размеров аналогичных объектов. Масштаб воспринимается мелким, если размеры объекта, детали измельчены. Данное композиционное средство особенно широко используется при создании трехмерных объектов графического дизайна, хотя при создании объектов промышленной графики степень ее соответствия человеку по формату, по используемым художественным средствам (шрифт, изображение и т.д.) имеет большое значение.
В качестве приемов создания масштаба можно выделить степень расчлененности объекта, что может способствовать восприятию объектов крупного масштаба как объектов с более мелким масштабом, и наоборот.
Ритм, метр. Различные проявления природы способствовали возникновению у человека чувства ритма (восход и заход солнца, строение растений и деревьев и т.д.). Ритм предполагает определенный порядок чередования чувственно воспринимаемых элементов. Метр представляет собой частный случай ритма, когда происходит чередование элемента через одинаковые интервалы (рис. 11.53).
Метрический строй создает впечатление равновесия, инертности. При слишком близком расположении повторяющихся - элементов в метрическом ряду он может оказаться перенасыщенным. Метрический ряд может сочетаться с ритмическим, который добавляет в композиционную организацию большую выразительность и эмоциональность (рис. 11.53).
Значение ритма в организации композиции велико. Ритм способствует управлению движением взгляда зрителя, а также помогает создать целостное восприятие дизайн-объекта. Он определяет не только размерность, но и направление композиции.
Ритм может быть явным и приглушенным, скрытым. Если ритм слишком короткий, то он не в состоянии взять на себя организующую Роль. Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элементов. Три элемента еще не создают впечатления закономерного повтора, так как воспринимаются скорее как начало или фрагмент ряда. Активность ритма зависит от того, насколько выражено чередование в композиции. Ритм может строиться не только на чередовании изменения формы, но также и цвета, тона, пластики и т.д. (рис. 11.54). Через активное композиционное движение путем нарастания или убывания
Зависимость формы объекта от его масштаба человек наблюдает из окружающей природы, например, появившийся росток и растение ребенок и взрослый человек и т.д. Объекты разной масштабности имеют различную форму, это свойственно как объектам природы, так и дизайн-объектам. Чем меньше масштаб объекта, тем форма его проще. Масштаб может восприниматься крупным, если размеры объекта в целом и отдельных элементов больше размеров аналогичных объектов. Масштаб воспринимается мелким, если размеры объекта, детали измельчены. Данное композиционное средство особенно широко используется при создании трехмерных объектов графического дизайна, хотя при создании объектов промышленной графики степень ее соответствия человеку по формату, по используемым художественным средствам (шрифт, изображение и т.д.) имеет большое значение.
В качестве приемов создания масштаба можно выделить степень расчлененности объекта, что может способствовать восприятию объектов крупного масштаба как объектов с более мелким масштабом, и наоборот.
Ритм, метр. Различные проявления природы способствовали возникновению у человека чувства ритма (восход и заход солнца, строение растений и деревьев и т.д.). Ритм предполагает определенный порядок чередования чувственно воспринимаемых элементов. Метр представляет собой частный случай ритма, когда происходит чередование элемента через одинаковые интервалы (рис. 11.53).
Метрический строй создает впечатление равновесия, инертности. При слишком близком расположении повторяющихся' элементов в метрическом ряду он может оказаться перенасыщенным. Метрический ряд может сочетаться с ритмическим, который добавляет в композиционную организацию большую выразительность и эмоциональность (рис. 11.53).
Значение ритма в организации композиции велико. Ритм способствует управлению движением взгляда зрителя, а также помогает создать целостное восприятие дизайн-объекта. Он определяет не только размерность, но и направление композиции.
Ритм может быть явным и приглушенным, скрытым. Если ритм слишком короткий/то он не в состоянии взять на себя организующую Роль. Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элементов. Три элемента еще не создают впечатления закономерного повтора, так как воспринимаются скорее как начало или фрагмент ряда. Активность ритма зависит от того, насколько выражено чередование в композиции. Ритм может строиться не только на чередовании изменения формы, но также и цвета, тона, пластики и та (рис. 11.54). Через активное композиционное движение путем нарастания или убывания
Рис. 11.53. Пример рекламы косметики Рис. 11.54. Журнальная реклама
О-Р-I кухонь «Романов»
чередований ритмического ряда создается образное впечатление движения, его эмоционально-чувственное переживание.
Тождество, контраст, нюанс. В числе методов композиционной организации имеет место создание сходства и различий отдельных элементов. Контраст и нюанс определяют степень сходства и различия отдельных элементов формы по однородным характеристикам: геометрической форме, пропорциям, объему, фактуре материала, тону, цвету и т.д. Тождество предполагает отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи и т.п. Тождественные элементы часто образуют множество и создают фон.
Контраст представляет собой ярко выраженное различие элементов формы, мощное средство для усиления выразительности. Нюанс - отношение однородных элементов, незначительно отличающихся друг от друга. Обычно применяется как дополнение к контрасту, организуя фон (рис. 11.55-11.56). Как и контраст, нюанс проявляется пропорциях, ритме, цвете, пластике, декоре, фактуре поверхности и т.д.
В качестве композиционных приемов, в которых участвует контраст, можно выделить создание композиционного центра, его образа и характера.
Композиция, построенная на контрасте, характеризуется активным визуальным воздействием. Противопоставление ярко выраженных различий
|
Рис. 11.55. Журнальная реклама Рис. 11.56. Реклама весеннего аромата
шампанского «МОЕТ» YVES SAINT LAURENT
делает заметным сопоставляемые элементы. Контраст наделяет форму выразительностью, броскостью, создает композиционные акценты. Дизайн-графика, созданная на основе контраста, сразу обращает на себя внимание, лучше запоминается. Контраст может создаваться на основе противоположных характеристик: высокий и низкий, линия и пятно, темный и светлый и т.д. Умение использовать контраст зависит от художественной подготовки дизайнера. Но слишком явный контраст создает опасность потери цельности композиционного решения. Нюанс также требует проработки, чтобы избежать монотонности, однообразия.
Фактура, текстура. Композиция зависит не только от геометрической организации, но и от материалов, которые используются в ее создании, так как они наделяют элементы композиции дополнительными качественными характеристиками. Будет ли элемент гладкий или шероховатый, блестящий или матовый и т.д., все это оказывает влияние на выразительность композиции (рис. 11.57).
Фактура представляет собой рельеф поверхности. Текстура — рисунок поверхности, зависящий от свойства материала, его строения.
Существуют материалы с явно выраженной текстурой, например дерево, песок, что можно использовать при создании необходимого контраста в выделении композиционного центра.
Фактура воспринимается и зрительно и осязательно, от нее зависит восприятие цвета, так как она способна поглощать, преломлять или отражать солнечные лучи.
Можно сказать, что используемые в композиционной организации материалы и различные техники способствуют повышению выразительности, эмоциональности и образности, к примеру, создавать товару образ уникальности, эксклюзивности (рис. 11.58).
Рис. 11.57. Журнальная реклама изделий Рис. 11.58. Журнальная реклама сигарет из кожи от BOULIQUE от TRUSSARDI
Перечисленные средства, приемы композиционной организации представляют собой область практических знаний, которая расширяется по мере накопления опыта проектной деятельности. Не существует строго установленных правил по созданию композиций, сам автор в соответствии с проведенным анализом и выработке дизайн-концепции осуществляет поиск оптимального композиционного решения на основе представленных принципов, средств и основных приемов.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 8646;