Т е м а:СВОЕОБРАЗИЕ ИСПАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ТВОРЧЕСТВО ЭЛЬ ГРЕКО
Доменико Теотокопули кометой ворвался в мировое искусство ХVІ века, вспыхнув ослепительно, сгорел в огне своей славы, через столетие вновь восстал из пепла».
В.Липатов.
Цель урока: показать своеобразие испанской культуры. Познакомить с творчеством Эль Греко.
Задачи: создать условия для
- знакомства учащихся с особенностями развития испанской культуры на рубеже веков, с творчеством Эль Греко;
- развития умения определять художественные особенности произведений Эль Греко;
- формирования эстетического вкуса.
Наглядность: диапозитивы произведений Эль Греко.
Материал для учителя:
В VІІІ в. Пиренейский полуостров был завоеван арабами. Испанцы долго отвоевывали себе жизненное пространство, формируясь как нация и государство. В конце XV века в результате многовековой войны с маврами, прозванной реконкистой, в Европе образовалось мощное монархическое государство. Именно сюда, в Испанию, перемещается в XVI веке центр развития искусства Возрождения.
Долгая война, в которой принимали участие наравне и крестьяне и рыцари, сформировала особый тип национального характера: человека отважного, вольнолюбивого, для которого свобода и честь выше всех сокровищ мира. Крестьянин, который отличился в бою, мог стать кабальеро. И испанские крестьяне обладали гордым нравом и благородством души в не меньшей степени, чем представители высших слоев общества. Многие города и даже села сохраняли свои автономные права и вольности и в эпоху абсолютизма. Это способствовало укреплению свободолюбия испанцев.
Реконкиста велась под знаком религиозного движения «за христианскую веру», поэтому религиозный фанатизм становится особенностью испанского национального характера. Традиционная церковь в Испании была очень мощной, влияла на политику, торговлю, культуру, определяла быт людей.
Испания XVI в. – это мощная, богатая держава. Отсюда отправились в свои знаменитые путешествия Колумб и Магеллан, сюда стекалось золото, добытое конкистадорами при завоевании Америки. Однако недальновидная политика испанских королей, свирепствование инквизиции и разорительные войны негативно сказались на развитии страны. Королевская власть слабела и теряла свой престиж, казна периодически переживала банкротства. Государственный аппарат, созданный абсолютной монархией и правивший страной в интересах высшего дворянства, разваливался, разлагался изнутри чудовищной коррупцией. Испанское государство походило на гниющий труп, но испанское общество было полно жизни. Кризис вызвал неожиданный взлет национального испанского искусства.
В конце ХVI в. в литературе появляется особый и своеобразный жанр – плутовская новелла и плутовской роман. Широкое распространение получает сатирическая литература. Однако параллельно с ними быстро развивается реалистическая литература, яркий пример тому «Дон Кихот» Сервантеса. Роман имеет сложный внутренний смысл. Автор пытался разобраться в таком явлении, как человек. Подобно людям своего поколения, Сервантес успел разочароваться в реальном устройстве общественной жизни и предсказал с гениальностью провидца рождение нового людского божка – золотого тельца, культа денег, наживы и сопутствующего им материального «здравого смысла». Младшими современниками Сервантеса были драматурги Лопе де Вега и Кальдерон.
Традиционная набожность испанского народа, сохранившаяся от Реконкисты, была частью наивного и непосредственного восприятия жизни. Сочетание глубокой религиозности с гордым осознанием своего «я», повышенное внимание к чести и достоинству человека составили самобытность испанской живописи.
На рубеже ХVI – ХVII вв. испанская живопись становится явлением мирового порядка. Первым подлинно великим испанским художником был не испанец, а грек родом с острова Крит, за что и был прозван Эль Греко (ок.1541 – 1614), настоящее же его имя Доменико Теотокопули. Крит был тогда последним очагом угасшей византийской иконописи, и в юности Эль Греко, по-видимому, писал иконы. Потом он переселился в Венецию, учился у старого Тициана и вошел в круг венецианских колористов. Его картины этого периода – вполне итальянские по духу, больше всего они напоминали Тинторетто, но есть в них и индивидуальная нота, звучащая еще не в полную силу.
Эль Греко было уже около 35 лет, когда он в 1576 г. приехал в Испанию. Его живопись не понравилась Филиппу II, и Эль Греко не стал придворным художником – он поселился в Толедо. Старинный город Толедо, бывшая столица Испании, – трагический город, где не раз лилась кровь и сверкали мечи, город монахов и опальных поэтов, таинственный, бледно-серый, выстроенный из обнаженного камня на горном плато. Этот город стал страстью Эль Греко, его настоящей родиной и его вдохновителем, хотя только в зрелом возрасте он увидел его впервые. С тех пор скалистая панорама Толедо владела воображением Эль Греко: он писал её и отдельно, и как фон к своим религиозным картинам и даже к картине, изображающей Лаокоона.
Только в Толедо Эль Греко стал тем неповторимым художником, каким он вошёл в историю искусства. Трудно отнести его искусство к какому-либо из направлений. Позднее Возрождение, барокко, или, может быть, позднее эхо Византии и готики, или раннее предвестие экспрессионизма? Все это так или иначе можно усмотреть в живописи Эль Греко, но он остается в своем роде единственным. Один из его современников проницательно сказал о нём: «Это великий живописец, произведения которого достойны вечной славы, но этот особенный мастер шёл всегда одиноко по своему пути».
Эль Греко был религиозен, но и его религиозность странная: кажется, что у него была своя собственная религия, непохожая на общепринятую. Он писал во многих вариантах «Благовещение», «Крещение», «Воскресение», «Сошествие святого духа» и пр., трактуя их как сны, разворачивая действие и на земле, и на небе, сочетая их в какой-то промежуточной среде между небом и землей. Фигуры словно теряют материальность и вес. Они вытягиваются, причудливо колеблясь, как языки пламени. Его композиции порой напоминают отражения в волнующейся водной поверхности. В них всё пребывает в состоянии движения и изменения.
Реализм художника – в умении показать в человеке духовное. Вот, например, картина «Погребение графа Оргаса». Здесь представлены две сцены – одна земная другая на небесах. В нижней части композиции изображена траурная церемония. В верхней – загробный мир: душа графа Оргаса предстает перед Господом Богом и царицей небесной. Для Эль Греко нет различий между земным событием и чудесным видением, поэтому он помещает их на одном холсте. Вместе с тем реальный человек, не святой и не обитатель «царства небесного», изображается художником необыкновенно одухотворённым. Герои Эль Греко всегда таковы – с тонкими лицами, большими и выразительными глазами.
В «Погребении графа Оргаса» Эль Греко представил целую галерею портретных лиц толедских идальго. В них он прозревал такие духовные глубины, какие, быть может, им и не снились, а может быть, и таились в них, но нужен был Эль Греко, чтобы сделать их зримыми. Этих реальных людей художник сделал свидетелями чуда – святые опускают в гроб тело Оргаса, а в это время душа Оргаса предстает перед престолом Бога. Возможно, что и лица святых – молодого Стефана и старого Августина – тоже портретны. Нежно, бережно и печально Августин и Стефан поддерживают тело умершего. Таких тонких одухотворённых лиц, такого целомудренного воплощения красоты чистой, строгой юности и красоты старости искусство, пожалуй, еще не знало. Но ни в этих, ни в других лицах, написанных Эль Греко нет спокойной собранности, свойственной ренессансным портретам. В них всегда чувствуется неутолённое томление духа.
В поздних произведениях Эль Греко углубляется его трагическое и экспрессивное мироощущение, а субъективное начало заостряется…
В вихре света и цвета растворяются «Вознесение Марии» и «Вид Толедо». Композиции Эль Греко озарены призрачными вспышками света, не имеющего реально обоснованного единого источника. Больше всего они похожи на грозовое освещение, когда молнии вспыхивают то здесь, то там. У Эль Греко есть пейзаж «Толедо в грозу»: лихорадочные порывы света на тёмном, страшном небе, мгновенно обрисовывающие сверкающим контуром дома и башни. И всеми чарами своего венецианского колорита, лучистыми сочетаниями золотистых, голубых, оливковых, красных тонов, облагороженных наплывами лилово-серого, он тоже пользовался так, как повелевали ему его мечты.
Но визионерский мир Эль Греко был соткан из живых и глубоких впечатлений реальности. Он только комбинировал их по-своему. Небо на его полотнах – это настоящее небо Толедо, покрытое тревожными облаками; пейзаж Толедо – настоящий пейзаж Толедо, и настолько точный, что зрители узнавали на нём свои дома.
Изображая Толедо, город, который стал его родиной, жизнью, домом и который так неразрывно слился с его творчеством, Эль Греко вложил в этот образ как бы свой сокровенный мир переживаний.
«Апостолы Петр и Павел» - блестящий образец зрелой живописной манеры мастера. Картина построена на контрасте: с одной стороны, страстный и мятущийся Павел, с другой – сдержанный и меланхоличный Петр. Лицо апостола Павла – излюбленный тип Эль Греко. Он повторил его во многих работах.
Когда Эль Греко умер, его похоронили с почетом, знаменитый поэт Гонгора написал стихотворную эпитафию, тело заключили в порфировый гроб… и вскоре забыли. И порфировый гроб с его останками исчез, когда была разрушена церковь, где он хранился. Об Эль Греко по-настоящему вспомнили только в начале ХХ в. – через три столетия к нему пришла новая слава. В ХVІІ в. у него не было последователей.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1206;