Материал для учителя. Голландская республика была рождена Нидерландской революцией, начавшейся в 60-е гг

Голландская республика была рождена Нидерландской революцией, начавшейся в 60-е гг. ХVІ в. К середине ХVІ в. Голландия становится ведущей экономической державой Европы, а также одним из важнейших центров европейской культуры. Страна, где господствовала протестантская религия, не знала всесилия церкви и духовенства, и это благоприятствовало свободному развитию творческой мысли, в частности научной. Распространение кальвинизма сказалось и на характере голландского искусства.

Особенности голландской архитектуры ХVІІ в. были определены и новым укладом жизни, порожденным буржуазным строем, и природными условиями страны. В Голландии не возводились ни величественные дворцы, ни пышные церковные сооружения. Протестантские культовые постройки – это скромные здания, не украшенные ни фресками, ни иконами, ни скульптурным декором. Они невелики по размерам, просты по планам и композиции.

Бюргерский жилой дом сохранил традиционные для Нидерландов формы: узкий фасад в 2 – 4 этажа, высокая кровля, островерхий, часто ступенчатой формы фронтон. Тесно примыкавшие друг к другу они образовывали сплошную застройку улицы или набережной; иногда здания располагались прямо по берегам каналов. Голландское зодчество было тесно связано с практическими потребностями жизни. Здесь строились каналы, плотины, дамбы, шлюзы, здания общественного назначения – ратуши, госпитали, торговые ряды…

В середине ХVІІ в. в архитектуре Голландии утвердились формы классицизма. Самым значительным памятником голландского классицизма является здание ратуши в Амстердаме, построенное Якобом ван Кампеном. Ратуша с её величественным, строгим фасадом и пышно украшенными интерьерами стала символом свободы и процветания Голландской республики.

Главные достижения голландской художественной культуры ХVІІ в. связаны не с архитектурой и не со скульптурой ( в Голландии она вообще не имела почвы для самостоятельного развития), а с живописью. ХVІІ в. был временем её блестящего расцвета.

Лишённые таких могущественных заказчиков, как двор, знать и церковь, голландские живописцы в основном работали на продажу – нередко они торговали своими картинами на ярмарках. Приобретали их произведения купцы, владельцы мануфактур, ремесленники, зажиточные крестьяне. Картины писались небольшого формата, в расчёте на скромные по размерам интерьеры голландских домов.

Станковая живопись стала любимым искусством голландцев, так как была способна достоверно отразить многообразие действительности. Голландцы хотели видеть в картинах то, что им хорошо знакомо: природу, море, корабли, свой быт и дом, вещи, которые их окружают. Здесь развивались портрет и пейзаж, натюрморт и бытовой жанр.

Решающую роль в становлении национального искусства на ранней стадии развития голландской художественной школы сыграло творчество её первого великого мастера Франса Хальса. В ранний период своего творчества он больше всего писал групповые портреты офицеров, и этот скучновато-официальный жанр под его кистью совершенно преображался, из портрета исчезала всякая натянутость. Хальс застигал портретируемых в разгар веселья, в разнообразных непринужденных позах, с вином, музыкой, сверканьем голубых и оранжевых шарфов. И в групповых, и в индивидуальных портретах проявляются замечательные качества Хальса-художника. Во-первых, для него нет неинтересных лиц. Он умеет видеть характерное, интересное даже в самом заурядном персонаже, в каком-нибудь забубенном гуляке, залихватском офицерике, в щёголе с заломленной шляпой, в грузном толстяке. Он смотрит на них не без тайной насмешки, но искренно, как художник наслаждается их колоритными физиономиями. Во-вторых, Хальс чудесно схватывает мгновенные состояния, избегая застылости. В-третьих, ловя мгновения, он пишет быстрыми, экспрессивными ударами кисти, ничего не заглаживая, никогда не замазывая.

Одна из величайших тем голландского искусства – тема жизни частного человека – получила своё решение в жанровой картине. Тематика голландской жанровой живописи включала сцены из жизни крестьянства и городских низов и изображение буржуазного быта. В творчестве Адриана ван Остаде чувствовалась снисходительная или едкая усмешка горожанина над неотёсанностью и примитивностью деревенского жителя. Крестьяне, чаще всего изображавшиеся во время попоек и драк, показывались как существа грубые и жестокие: «Драка», «В деревенском кабачке».

Ранние жанровые картины Герарда Терборха и по мотивам и по выбору персонажей имеют демократический характер. Его ценили главным образом за искусную передачу фактуры материалов, особенно переливов тяжёлого атласа. Утончённое живописное мастерство и благородная красота колорита придавали его произведениям оттенок изысканности («Бокал лимонада»).

Жизнь персонажей картин голландских художников протекает в стенах дома или в маленьком дворике. Но интерьер в картинах голландских художников не просто место действия: это пространство, обжитое человеком. Эта словно физически ощутимая внутренняя связь интерьера и человека определила своеобразие лучших произведений голландского бытового жанра, прежде всего – композиций Питера де Хооха (1629 – после 1683). В его искусстве именно окружающая среда – интерьер, пространство, воздух и свет – ведет основную мелодию. Именно через ощущение среды мы и приобщаемся к интимной поэзии скромного бюргерского быта. В картине «Хозяйка и служанка» неторопливо беседуют женщины и так же размеренно спокойно идёт жизнь в этом уютном доме и вокруг него. Не шелохнутся деревья, тихо на улице.

«Великим малым голландцем» нередко называют Яна Вермера, вошедшего в историю живописи как Вермер Делфтский. Он писал те же бесхитростные пейзажи и бытовые сцены, что и его собратья по профессии. Величие же художника – в колористических находках, в умении искусно воплощать воздух, цвет и свет. Вермер, как никто другой, чувствовал световоздушную среду и стал первым среди живописцев писать пейзажи с натуры. Полотна Вермера играют яркими свежими красками, дарящими наслаждение глазу, а душе – настроение покоя и тишины.

Одним из наиболее характерных жанров голландской живописи был натюрморт. Именно в этой стране он приобрел специфические и во многом классические формы. Натюрморт в Голландии – это неподвижная жизнь. Выдающимися представителями этого жанра были Питер Клас, Виллем Калф, Виллем Хеда.

Вершина голландского искусства ХVІІ в. – творчество гениального художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669). Удивительно, но никуда не выезжая из страны и не получив широкого образования, Рембрандт создал творения мирового общечеловеческого звучания. Именно ему было дано соединить простые житейские истины с высоким духовным опытом человечества, пройдя путь исканий от барочных композиций до высокого реализма.

Художник родился в Лейдене в семье состоятельного мельника. Кончив латинскую школу, он записался в Лейденский университет, однако предпочел занятия живописью. Шумный успех, который выпал на долю Рембрандта-портретиста, приводит его в начале 1630-х гг. в Амстердам, где художник остается до конца своих дней.

В 1634 г. Рембрандт женится на любимой девушке Саскии ван Эйленбурх. Приданое невесты обеспечило материальную свободу, к тому же Рембрандт стал получать много выгодных заказов. Период жизни с Саскией был самым счастливым для художника. Он много работал, и из-под его кисти выходили образы, отмеченные радостью бытия. Свою юную жену, кстати, далеко не красавицу, он превратил в обворожительную богиню весны Флору. Ярче всего мироощущение Рембрандта в те годы передает «Автопортрет с Саскией на коленях». На полотне счастливый, упоённый любовью художник, приглашающий всех выпить здравицу за его семью.

В 1642 г. жизнь художника резко изменилась. Умерла Саския, исчезла муза, вдохновляющая мастера. С этого времени наступает новый период его творчества, начало которому положило знаменитое полотно «Ночной дозор». Работа создавалась как групповой портрет стрелковой роты. Военные хотели видеть на полотне свои собственные лица. Рембрандт же резко изменил традиции и создал картину с иным сюжетом: рота, обуреваемая патриотическим порывом, выступает в поход. Освещёнными в композиции оказались лишь немногие фигуры переднего плана, остальные же персонажи ушли в тень и перемешались с посторонними людьми, в числе которых маленькая девочка в золотистом платье. Возмущению заказчиков не было предела, они потребовали вернуть деньги. Мастер был оскорблен. С этого момента произошел разрыв Рембрандта с кругом аристократов, и кривая его благополучия резко пошла вниз.

С возрастом художник изменился сам, стали другими и его подходы к творчеству. Зрелого Рембрандта отличает удивительная простота, отсутствие внешних эффектов, лишних деталей. Он любил писать бедняков, слепых, нищих, старух и стариков, подчёркивая в их образах мудрое знание житейских проблем. Сюжеты Рембрандт чаще всего черпал в Библии.

В полумраке бедного жилища изображена простая семья: муж, занятый ремеслом, жена, приоткрывшая полог колыбели, чтобы посмотреть на спящего ребёнка. Таков незатейливый сюжет полотна «Святое семейство». Лишь ангелы напоминают о божественной сущности этой сцены. Однако за простотой повседневности художник сумел увидеть высшие ценности бытия, воспеть святость материнства.

Последнее десятилетие – самая трагическая страница жизни Рембрандта. Умерли вторая жена и сын. Окружающие считали его неудачником, несостоявшимся художником. Он растерял друзей и ютился в бедной квартирке на задворках Амстердама, но не утратил творческого дара.

«Возвращение блудного сына» – гениальный заключительный аккорд его живописного наследия. В евангельской притче, положенной в основу образа, заключена величайшая человеческая мудрость, выражаемая в словах «раскаяние», «любовь», «прощение». Композиция картины предельно проста. Сын-странник в грязном рубище, упавший на колени перед отцом, олицетворяет трагедию и раскаяние. Старик-отец, все простивший, счастливый, с выражением бесконечной доброты на полуослепшем лице, возложил руки на страдальца. В картине есть предельная напряженность чувств и озаренность мысли. А ещё тревожащий болью сердце вопрос: не так ли и мы, заблудшие души, должны припасть в раскаянии к стопам своего небесного Отца?

После смерти Рембрандта начинается упадок голландской живописи, а затем наступает конец великой эпохи взлёта национального художественного творчества. Быть может, поэтому голландцы и сегодня так любят и берегут своё блестящее прошлое.








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 630;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.