Материал для учителя. Испанские художники в своем творчестве пошли по пути «караваджизма»

Испанские художники в своем творчестве пошли по пути «караваджизма». Это не значит, что все они находились под влиянием Караваджо (хотя знали и интересовались его живописью). Речь скорее идет об аналогии, ибо идеалы караваджизма витали в воздухе, и воздух Испании оказался для них более благоприятным, чем воздух Италии.

На искусство Испании весьма значительное влияние оказывала церковь. Страна до такой степени была наводнена монахами, церковные обряды и традиции так укоренились в быту испанцев, а инквизиция была столь бдительна, что живопись просто не могла существовать помимо церквей и монастырей. Именно церковь давала художникам заказы, диктовала темы и многое запрещала (например, под запретом было изображение женской наготы).

Расцвет испанской реалистической школы открывается творчеством Хусепе Риберы (ок.1591 – 1652) и Франсиско Сурбарана (1598 – ок.1664).

Рибера, основатель школы Валенсии, обладал ярко выраженным даром художника-трагика. Во многих его произведениях раскрыты темы мученичества, страданий, нелегких судеб. Он любил изображать нищих, скитальцев-пилигримов, калек, подчеркивая в этих образах отнюдь не убогость, а извечную испанскую гордость, проступающую даже сквозь лохмотья. Таков его «Хромоножка» - портрет нищего мальчика-калеки с вывернутыми руками и ногами, весело, с вызовом глядящего на мир. Одно из лучших полотен Риберы «Святая Инесса». В нём мастер воплотил красоту невинности и целомудрия, избежав чувственности, неуместной в изображении христианской мученицы, которую обнажённой бросили в тюрьму.

С простонародных грубоватых моделей писал он и апостолов, и персонажей, названных именами античных философов. Таков «Диоген», мрачновато-сосредоточенный, полный глубокого, внутреннего драматизма.

Творчество Сурбарана принадлежит севильской школе живописцев. Он писал сцены из жизни монахов, святых, мучеников, придавая своим образам удивительную жизненную достоверность. Его кисть, как и кисть Риберы, была крепкой, мощной, прямодушной. Его живопись лишена внешних эффектов, полна ясности и глубокой набожности («Отрочество Марии»). Сурбаран изображал религиозные сюжеты как естественное проявление жизни. Таков его знаменитый цикл картин из жизни святого Бонавентуры.

Наряду с церковными сюжетами, с циклами картин, посвященных житиям святых монахов, Сурбаран писал величественные портреты в рост, чаще всего –тоже монахов и реже светских лиц. Почти, как и эти портреты, трактует он и картины, посвящённые святым женщинам, величаво-грациозным, в блеске нарядных, любовно выписанных одежд, благосклонно взирающих на зрителя.

Дочь мавританского правителя в Толедо в картине «Святая Касильда» исполнена строгой грации, гордая знатная дама. Властное смуглое лицо с решительным суровым взглядом заставляет вспомнить о ее подвиге. Согласно легенде она тайно оказывает помощь пленным христианам: дает им хлеб. От кары отца ее спасает чудо: хлеб внезапно превращается в роскошные цветы. Образ Касильды типичен для тогдашней Испании: несмотря на домостроевский уклад, росло самосознание женщины. Рождались образы овеянные романтикой.

Наконец, Сурбаран, с любовным вниманием передающий осязаемую предметность тканей и различных атрибутов, оставил и несколько замечательных натюрмортов. Они очень просты и строги, художник не любил собирать вещи в сложные живописные композиции, заслонять их друг другом. Тонкий ритм объединяет раздвинутые, как бы порознь позирующие живописцу предметы, делает весь натюрморт воплощением столь характерного для Сурбарана ощущения строгой закономерности, порядка.

Кульминация «золотого века» испанской живописи – творчество Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (1599 – 1660). Он начинал свой путь с бытового жанра и под явным влиянием «караваджизма» – немудрёными сценками в харчевнях с простонародными персонажами в их повседневном существовании (любимый испанцами жанр «бодегонес»): «Завтрак», «Водонос». Молодой художник показывает неприкрашенную подлинность окружающей его обыденной жизни. Лица и руки вылеплены резким светом, жесты скованы, мимика схематична. И в эту же простонародную среду, в это бытовое пространство он поместит затем и античных богов. Возвышенное он снижает до будничного: полуголый Вакх, белокожий и полнотелый, участвует в пирушке крестьян. Их грубый загар оттеняется его белизной.

В 1623 г. художник переехал в Мадрид, где получил место при дворе короля Филиппа ІV. Сорок лет придворной службы – немалый срок. За эти годы Веласкес вырос в самобытного мастера-реалиста, постигшего тайны света и цвета. Проницательный папа римский Иннокентий Х, увидев своё изображение, воскликнул: «Слишком правдиво!»

Веласкес умел говорить о людях правду, оставаясь в рамках этикета. Не обижая свои модели, мастер никогда не лгал и умел показать глубоко спрятанный характер человека, его интеллект, склонности, а порой и страсти за антуражем придворной благочинности и богатых одежд. Так, в портрете инфанты Маргариты художник подчеркнул искусственность её жизни, недетскую взрослость и неподдельную печаль.

Кисть Веласкеса, оставаясь правдивой, со временем становилась всё богаче и ярче. Резкая светотень ранних работ сменяется подвижной живописной лепкой формы, погружённой в световоздушную среду и потому лишённую прежней жёсткости и застылости. Веласкес писал конные портреты с пейзажным фоном. В пейзажах создается ощущение воздушной среды, воспроизводится мягкая дымка, высветляющая и окутывающая даль.

Эта же серебристая воздушность объединяет пространство большой картины Веласкеса «Сдача Бреды». Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. На фоне голубоватых несколько затуманенных далей со столбами дыма от спалённых войной деревень встречаются на переднем плане картины две группы людей. Справа – гордые победители-испанцы с вырастающим над их головами торжественным строем высоких копий, слева – их противники-голландцы. В самом центре комендант сдавшейся крепости Юстин Нассаусский, почтительно склонившись, передает ключи от крепостных ворот испанскому полководцу Спиноле. С благожелательной улыбкой победитель кладет руку на плечо побеждённому. Впервые в искусстве военное столкновение трактуется как психологический конфликт, разрешаемый великодушием победителя.

Глубокий интерес к личности, к духовному своеобразию самых разных людей отчетливо проявился в написанных Веласкесом портретах многочисленных придворных шутов. Веласкеса интересовало преимущественно физическое уродство, тогда как он видел в обиженных природой существах живые характеры, в иных – ум и человеческое достоинство, нелегко в их ситуациях сохраняемое. При этом никакого приукрашивания в его портретах нет.

В большой картине «Менины» Веласкес поставил перед собой необычную задачу. Его композиция объединяет живописное пространство изображения с реальным, находящимся перед плоскостью холста. В дворцовом зале художник (сам Веласкес) пишет картину: мы видим её оборотную сторону – натянутый на подрамник серый холст. Живописец пристально глядит из-за его края в сторону зрителя: где-то там, т. е. рядом с нами, находятся, видимо, персонажи его портрета. И в самом деле, мы можем их увидеть в зеркале, висящем среди картин на дальней стене. Оказывается это король и королева.

Таков вроде бы главный сюжет картины, её своеобразная интрига. Между тем центр композиции занимает привлекающая к себе внимание подвижная и пестрая группа, где в центре маленькая нарядная девочка – инфанта Маргарита. Вокруг неё суетятся придворные дамы - менины. Тут же карлики-шуты, большая собака. И еще вдали, в светлом проеме раскрытой двери силуэт удаляющегося придворного.

Так что же это? Бытовая сценка придворной жизни? Автопортрет Веласкеса за работой? Портрет принцессы со свитой?

Очевидно, всё вместе. Кроме того, своеобразный эксперимент художника с пространственным строем картины: зритель оказывается включенным в систему её внутренних связей, как бы присутствует в зале, а не заглядывает в него откуда-то извне.

Свои секреты есть также в замысле и построении другой поздней картины Веласкеса – «Пряхи». Изображена будничная рабочая сцена в гобеленовой мастерской, где изготовляли нарядные ковры-картины для королевских покоев. Несколько работниц непринужденно и живописно расположились вдоль переднего плана большого холста. Горизонтальный формат картины разделен по вертикали на три почти равные части – в глубине рабочей комнаты арка открывает глубокую, ярко освещенную нишу. В её приподнятом на несколько ступенек тесном пространстве нарядные дамы любуются готовым гобеленом. Образуется как бы картина в картине – два мира, связанные и противопоставленные по контрасту: вертикаль и горизонталь, свет и сумрак, работа и наслаждение искусством. А между тем гобелен, который рассматривают дамы, аллегорически прославляет искусство ткачества: на нем изображен мифологический сюжет – соревнование богини мудрости Афины с искуснейшей ткачихой Арахной.

Открытия Веласкеса в области цвета и света, его могучий реализм оказали влияние на живопись XVIII – XIX вв.

Для записи в тетрадь:

« Золотой век» испанской живописи открывается творчеством Хусепе Риберы (ок.1591-1652) и Франсиско Сурбарана (1598-ок.1664).

Рибера, основатель школы Валенсии, обладал ярко выраженным даром художника-трагика. Во многих его произведениях раскрыты темы мученичества, страданий, нелегких судеб. Изображая нищих, калек, скитальцев художник подчеркивал извечную испанскую гордость, проступающую даже сквозь лохмотья: «Хромоножка», «Святая Инесса».

Творчество Сурбарана принадлежит севильской школе живописи. Он писал сцены из жизни монахов, святых, мучеников, придавая своим образам удивительную жизненную достоверность: «Молитва святого Бонавентуры», «Отрочество Марии», «Святая Касильда».

Кульминацей «золотого века» испанской живописи стало творчество Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (1599 – 1660). Раннее творчество характерно написанием «бодегонес»- сценок из простой жизни, быт кухонь и харчевен. За 40 лет придворной службы художник вырастает в самобытного мастера-реалиста, постигшего тайны света и цвета. Веласкес умел говорить о людях правду, оставаясь в рамках этикета. К лучшим работам относятся картины «Сдача Бреды», «Менины», «Пряхи».

Вопросы для проверки усвоения знаний:

Какие стили стали основными в испанском искусстве ХVІІ в.?

Назовите особенности творчества Риберы и Сурбарана.

Что такое «бодегонес»?

Расскажите об одной из картин Веласкеса.

Домашнее задание:

Прочитать статью в учебном пособии «Искусство», 9 класс, с.320-327; 330-335; подготовить сообщения о творчестве Никола Пуссена и Клода Лорена.








Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 718;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.