Материал для учителя. Начало расцвета фламандского искусства ХVІІ в
Начало расцвета фламандского искусства ХVІІ в. совпало с годами краткого двенадцатилетнего перемирия в войне с Голландией, когда страна на время вздохнула свободно и стала залечивать свои раны, восстанавливая пришедшие к концу ХVІ в. в упадок промышленность, торговлю и сельское хозяйство. Появление на почве Фландрии замечательных художественных памятников было бы невозможным, если бы эта передышка в насыщенной бурными событиями жизни южных нидерландских провинций не ознаменовалась общенародным подъемом.
Угнетённый, несвободный народ, лишённый участия в государственных делах, опутанный бюрократической системой феодальной – светской и церковной – власти, едва получив сравнительно сносные условия существования, обнаружил огромную энергию и жизненную силу, очевидно накопленные им в предшествующие славные этапы его истории, не израсходованные в те времена и насильственно загнанные внутрь. Что касается национального фламандского искусства, то оно пережило в первой половине столетия блестящий расцвет.
Вспыхнув, наподобие молнии, в первые годы ХVІІ в., фламандская живопись, однако, отнюдь не возникла на пустом месте. Неповторимо самобытная и новая в своем внешнем облике и внутреннем содержании, она обладала вполне определёнными источниками, воздействие которых имело для неё стимулирующее значение. Основных истоков фламандской живописи было два: одним из них явились разнообразные течения нидерландской живописи ХVІ в.; другим служило итальянское искусство послеренессансного периода. Оба источника с одной стороны обогатили фламандское искусство ценными элементами; а с другой – привнесли в него определённую долю художественного «шлака», засорившего творческую деятельность фламандских мастеров.
Рождение фламандской живописи в её неповторимом качестве произошло чрезвычайно своеобразно. Она была создана одним человеком. Можно точно указать время её возникновения. Это был 1608 г. – год приезда Рубенса из Италии, где художник провел первый период своей творческой деятельности. По приезде в Антверпен Рубенс сразу стал законодателем в сфере живописного искусства своей родной страны. Он приехал во Фландрию зрелым, сложившимся мастером, так что смог предложить на суд своим согражданам художественный стиль, имевший вполне определённые признаки и исполненный высокого эстетического звучания.
Рубенс жил в эпоху, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко. Он был величайшим живописцем этого стиля, однако творчество Рубенса выходило далеко за его рамки.
Художник был одним из самых образованных людей своего времени. Он глубоко знал и любил античную литературу и искусство, свободно владел несколькими современными и древними языками. Правители Фландрии, зная его выдающийся ум и блестящий дар слова, не раз давали ему дипломатические поручения, и он всегда стремился находить наиболее справедливое решение. Однако дипломатическая деятельность не принесла Рубенсу удовлетворения, и он прекратил её с горьким сознанием неосуществимости в современном ему мире высоких гуманистических идеалов.
Наиболее увлечённо работал Рубенс над большими монументальными произведениями. Пример таких сложных многофигурных композиций – картина, выполненная для алтаря собора в Антверпене, «Воздвижение креста». На огромном полотне изображён распятый Христос. Это сильный, мужественный человек, убитый, но не побежденный своими противниками. Мускулистые фигуры палачей, их энергичные движения придают всей сцене характер напряжённой борьбы.
Так же сильно и горячо, как человека, любил Рубенс природу. Он писал величественные пейзажи: горные дали, вздымающиеся скалы, бурные потоки и стремительно несущиеся облака. Художник хотел передать в картинах борьбу сил природы, её могущество. Но почти все его пейзажи связаны с жизнью людей. Так, в картине «Возчики камней» среди диких скалистых уступов и огромных ветвистых деревьев на первом плане помещена повозка с камнями, с трудом направляемая возчиками.
Много у Рубенса и исторических произведений. Его знаменитая серия полотен «Жизнь Марии Медичи» представляет собой грандиозный декоративный ансамбль, состоящий из 21 большой картины. Аллегорические образы и мифологические персонажи помещены художником рядом с реальными историческими лицами. Ничем особым не примечательная жизнь французской королевы становится у Рубенса поводом для создания яркого и красочного зрелища.
На всем протяжении своего творчества Рубенс работал и как портретист, хотя эта область искусства никогда не являлась для него основной. Лучшие его портреты – это не парадные изображения богатых заказчиков, а те, которые он писал с людей, близких ему или чем-либо особенно привлекших его внимание. К ним принадлежит «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Пленителен женский образ, созданный Рубенсом и на другой картине – «Портрет Елены Фоурмен с детьми».
На произведениях великого мастера учились и продолжают учиться многие поколения художников. Особенно велико его влияние на современных ему фламандских живописцев.
Антонис Ван Дейк, ученик Рубенса (1599-1641) стал основоположником школы портретной живописи. В сюжетных композициях он очень близок к учителю, над воплощением замыслов которого много работал в его мастерской. Впрочем, они заметно нервнее, эмоционально подвижнее, чем рубенсовские.
Эмоциональная экспрессия, живой отблеск внутренней жизни модели есть и в его портретных работах. Ван Дейк отточил и довел до полной законченности столь характерный для эпохи тип прославляющего, парадного портрета. Позы его героев полны аристократически-небрежного изящества, непринужденно свободны, но при том горделивы. Они все смотрят на зрителя как бы из некоторого отдаления, доброжелательно, но все-таки свысока.
Художник всегда тонко понимал индивидуальность модели, будь то крупный антверпенский меценат Корнелис ван Гест (его портрет написан около 1620 г.) или простые, не известные никому супруги с маленьким ребенком («Семейный портрет»).
Став первым живописцем английского короля, он должен был работать над многочисленными портретами членов его семейства. На портрете 1635 г. флегматичный, задумчивый Карл I изображен на охоте среди великолепного пейзажа. Тяжелое облачное небо, листва раскидистого дуба, золотистая грива лошади – все пронизано закатным светом.
Разработанные Ван Дейком типы аристократического и интеллектуального портрета оказали влияние на дальнейшее развитие английской и европейской портретной живописи.
Якоб Йорданс (1593-1657) воплотил в своих картинах плебейскую непосредственность, жизнерадостность и традиционную народную фривольность. Мастер бытового жанра, он создал полотна «Сатир в гостях у крестьянина», «Праздник бобового короля».
Один из его любимых сюжетов – «Сатир в гостях у крестьянина» – заимствован из басни Эзопа, где сатир удивляется тому, что крестьянин дует сперва на руки, чтобы их согреть, а затем на кашу, чтобы ее остудить. Козлоногое олицетворение стихийных сил дикой природы и почти дикие в примитивности своего бытия дети земли для Иорданса – родственные души. Они не противостоят друг другу, беседуя на равных за деревенским столом.
Фламандское искусство обогатилось и натюрмортами Франса Снейдерса (1579-1657). Сочные плоды, битая птица, овощи – сказочное изобилие свойственно его работам. Вопреки естественной неподвижности мертвой натуры композиция натюрмортов Снейдерса всегда динамична, проникнута энергичным ритмом и построена на выразительных контрастах ярких красок и многообразных фактур – белоснежное перо лебедя и алый панцирь огромного омара, мех мертвого зайца и жесткая щетина кабана, мокрый, слизистый блеск рыбьей чешуи и благородный глянец бело-голубого фаянса. И как ни выразительна эта мертвая натура, художнику всегда необходимо, в контраст ей, напряженное, подвижное тело живого животного: ощетинившаяся собака нюхает бок убитого зверя; кошка пружинным шагом крадется к желанной рыбе («Рыбная лавка», «Лавка дичи»).
Живопись была во Фландрии главным искусством. Здесь не нашлось скульпторов, сопоставимых по значению с замечательными живописцами. Скромны были и успехи фламандской архитектуры.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 676;