Материал для учителя. ХVІІ в. – одна из замечательных эпох в мировой истории искусства, время важнейших творческих открытий
ХVІІ в. – одна из замечательных эпох в мировой истории искусства, время важнейших творческих открытий, эпоха великих художников и архитекторов, драматургов и композиторов. Между тем картина развития западноевропейского искусства в этом столетии гораздо сложнее, чем во времена Возрождения. Оказывается невозможным свести его к какой-либо одной художественной тенденции, к единому стилю. Пышному и страстному, красочному, склонному к патетическим эффектам стилю барокко противостоят упорядоченность и ясность классицизма, искусства возвышенного и торжественного, однако, подчиняющего бурные страсти разуму и чувству долга. А рядом с поисками образов героических и идеально прекрасных отвоевывает себе место безжалостно точное воспроизведение далеко не всегда радующей глаз грубой повседневной реальности. Однако эти направления (барокко, классицизм и реализм) при всех их внутренних принципиальных различиях не были разделены в живом искусстве непреодолимой стеной. Они развивались из каких-то общих корней, взаимодействовали и порой как бы просвечивали друг сквозь друга.
Искусство эпохи Возрождения оказало огромное влияние на развитие художественной культуры последующих столетий. Сохранялся интерес к античности, стремление к объективному познанию действительности, углублялся и творчески развивался реалистический метод в искусстве. В ХVІІ в. восприятие мира усложнилось, стало более драматичным и контрастным. Наступило время анализа, специализации умений и знаний.
Характер искусства ХVІІ в. определяется важными социально-экономическими процессами. Развиваются буржуазные отношения. Вместе с тем в некоторых странах утверждаются абсолютные монархии. Прогресс в общественной жизни в одних государствах и реакционные режимы в других, буржуазная революция в Англии 1640-1660 гг., протест народных масс против монархического гнёта – все эти сложные и противоречивые процессы находят своё отражение в развитии искусства. Благотворное влияние на художественную культуру оказывают наука, передовая вольнолюбивая мысль.
По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. В нём обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутреннего мира, ярче и определённее выступают национальные черты. Этот новый человек сознает свою зависимость от общественной среды. Появляется новый круг социальных тем и сюжетов. Многих мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Как в живописи, так и в скульптуре большое внимание уделяется выразительности поз, жестов, мимики. В живописных полотнах усиливается тональность колорита, цвет приобретает тонкую нюансировку, широко используются рефлексы, светотень. Художники ищут связь между пластической формой и пространством, предметами и световоздушной средой.
К ХVІІ в. утверждается жанровая структура европейского искусства. Наряду с мифологическим жанром самостоятельное место завоевывают исторический и бытовой жанры, портрет, пейзаж и натюрморт. Успешно развиваются рисунок и гравюра, разные виды скульптуры: памятники-монументы, садово-парковые композиции, скульптурные группы, портрет.
Основные пути европейского искусства ХVІІ в. определяют пять ведущих национальных художественных школ: Италия, Испания, Фландрия, Голландия и Франция. Но это не значит, что пятью школами исчерпывается многообразие художественной жизни Европы. К концу века выдвинулась архитектурная школа Англии; архитектура и смежные декоративные искусства Германии, Австрии, Чехии, Словакии, Польши, Литвы, Словении, Хорватии окрепли и стали оказывать влияние на окрестные области. Начали складываться национальные школы в Америке – мексиканская, перуанская, бразильская.
Основными стилями искусства становятся барокко, классицизм, реализм.
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 670;