Страны Африки в современном мире
К странам Ближнего и Среднего Востока относятся арабские (Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Египет, Судан, страны Магриба), а также неарабские страны (Турция, Иран, Афганистан, Пакистан).
Арабо-мусульманский мир в культурно-цивилизационном плане представляет собой особый мир, противоречивый и разнородный, прежде всего в своем отношении к модернизации и сохранению традиций. Существует две модели процесса трансформации исламских обществ.
Первая модель - восприятие капиталистического пути развития, существенная трансформация традиционных устоев жизни. Примеры этого варианта - Турция, Египет.
Вторая модель - определяющее значение традиции. Суть ее в том, что традиционная исламская культура сохраняется в неизменной форме, игнорируя внешние влияния (например, бедуины в Аравии), а также воспроизводит эту культуру в прежнем виде независимо от уровня развития государства. Примеры этой модели - Иран, Афганистан, богатые нефтью арабские страны.
Турция. Карлистская революция и серия реформ в 20-е и 30-е гг. создали в Турции основы светского государства.
Церковь была отделена от государства, шариатские суды и школы-медресе были ликвидированы, женщины уравнены в правах с мужчинами. Турция начала жить по европейскому календарю, было установлено обязательное ношение европейской одежды, ликвидировано многоженство, учрежден гражданский брак. Важное нововведение того времени - принятие латинского шрифта, облегчившего обучение грамоте, и создание системы школ, средних и высших учебных заведений. В экономической области реформы предоставляли государству инициативу в организации предприятий в тех сферах, в которых турки отказывались работать.
После Второй мировой войны произошла дальнейшая переориентация экономической политики турецких правительств с государственной экономической активности на поддержку и развитие частнособственнических отношений и предпринимательства. Это двинуло вперед модернизацию Турции. В 50-е гг. ее промышленный рост ежегодно составлял не менее 8% .
Тем не менее противоборство различных политических сил и рост активности оппозиционного движения среди исламского духовенства нарастали. Отсюда сложная политическая ситуация в Турции: то военные перевороты, то возвращение к демократическим нормам многопартийной парламентской борьбы. Это говорило о том, что социальная и экономическая структуры Турции еще не были готовы к глубокой трансформации. Все же кемалистские реформы и развитие экономики и демократизации в Турции в последние годы подорвали влияние ислама.
Иранская революция конца 70-х гг. В 60-е и 70-е гг. в Иране были проведены реформы, которые были призваны ускорить капиталистическое развитие страны, осуществить модернизацию форсированными темпами и улучшить жизнь людей. Важнейшей реформой была аграрная, проведенная в 60-е гг. Ее целями были ликвидация земельного голода, ограничение крупного землевладения, создание фермерско-капиталистических хозяйств путем выкупа казной значительных земельных владений (свыше 20-100 га в зависимости от района) и раздача их нуждающимся крестьянам с условием выплаты в рассрочку. Однако ставка на развитие капитализма в иранской деревне оказалась преждевременной. Не все жители были способны приноровиться к радикально меняющимся условиям жизни. Кроме того, ушла в города наиболее активная и работоспособная часть населения. Однако и в городе проводимая шахом политика модернизации, получившая название «белой революции», встретила сопротивление.
Нефтяные доходы позволяли шаху провести существенную модернизацию дорог, возводить общественные здания, создавать новые предприятия и производства. Темп промышленного развития был весьма высок - до 1015% ежегодно.
Несчастье Ирана было в том, что реформы проходили слишком быстро и не всегда продуманно. Десятки миллионов людей оказались затронуты процессом модернизации, многие были выбиты из привычной жизни. Так началось столкновение модернизации и традиции в реальной жизни.
Анти шахское движение возглавило шиитское духовенство и его глава аятолла Хомейни. Религиозные деятели видели в преобразованиях отступление от традиционного образа жизни, исламских норм. Иранская революция конца 70-х гг. типична для традиционных обществ, когда восставшие массы стремятся восстановить нарушенные условия существования, вернуться к обычаям, нормам прошлого. В этом секрет успеха исламского фундаментализма в Иране. В результате массового движения шахский режим был свергнут. Иран вернулся к нормам шариата, чадре и нетерпимости к неверным.
В 1997 г. в Иране состоялись выборы президента. Победил М. Хатами, сторонник либерализации.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Чем вы объясните столь различное отношение к капиталистическому варианту развития, которое имело место в Иране и Турции?
2. Почему в Иране модель проевропейской модернизации вызвала сопротивление?
3. В чем причины усиления влияния религиозного Фундаментализма в исламском мире?
4. Какова роль харизматического лидера в революции в Иране?
5. Какие факторы обусловили успех преобразований в Турции?
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1463;