Алматы 2013. Глава XVI. Культура второй половины ХХ в.
Глава XVI. Культура второй половины ХХ в.
§ 50. Наука и техника. Литература и искусство
Наука и техника. После окончания Второй мировой войны развитие экономики и культуры в европейских странах США, Канаде, Японии осуществлял ось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенные и военные годы. Значительные научные силы и средства были брошены на овладение атомной энергией, на развитие средств транспорта (особенно реактивную авиацию), нефтехимической промышленности. Машиностроение и автомобилестроение также оказались приоритетными сферами развития производства. Создание ракетных двигателей и полет первого космонавта Юрия Гагарина положили начало освоению космического пространства.
Новые перспективы в научных исследованиях и разработках открыло создание американским ученым Н. Винером кибернетики - науки об обратной связи, получении, обработке и передаче информации. Решительный скачок совершила радиоэлектроника, были созданы новые типы радиоаппаратуры и телевизоров. Крупные открытия были сделаны в генетике и биотехнологии. Было изучено строение молекулы ДНК, созданы новые виды лекарственных препаратов. Генная инженерия вышла за пределы лабораторий. Ее открытия стали применяться в сельском хозяйстве, медицине.
На основе научных разработок и их внедрения в производство уже в первые послевоенные годы была создана новая материальная база для массового производства товаров длительного пользования (автомобили, холодильники, телевизоры, радиоаппаратура, другая бытовая техника). В 70-80-е гг. началась новая фаза научно-технической революции. Ее важнейшие признаки: дальнейшее соединение науки с производством и превращение науки в непосредственную производительную силу; резкое сокращение сроков от изобретения и научного открытия до их внедрения в производство.
В 1971 г. фирма .Интел. создала мини-процессор. Благодаря этому в 1976 г. был изобретен компьютер, созданы новые типы электронных вычислительных машин, гибкие производственные системы, производственная автоматика. Появились новые синтетические материалы, которых не существует в природе. Атомные электростанции стали играть важную роль в энергетическом балансе многих стран мира. Широкое применение получили радары, лазеры, стекловолоконные линии связи. Новый уровень техники и науки олицетворяют собой персональный компьютер, космические станции, сверхзвуковая авиация, сверхскоростные поезда и мировая информационная сеть.
Таким образом, научно-техническая революция ХХ в. преобразует все главные элементы производительных сил: орудия труда (автоматы, .безлюдные. в перспективе производства), предметы труда (искусственные материалы), источники энергии (АЭС). Эти революционные процессы создают новую материально-техническую базу для долгосрочного прогресса современной цивилизации. В тоже время НТР требует образованного, квалифицированного работника, творческую личность.
Культура: новые явления. В последней трети ХХ в. одной из самых важнейших тенденций развития цивилизации и массового сознания стало взаимосближение и взаимодействие традиционных форм культуры и обиходной жизни. НТР делает культурные ценности доступными самым широким слоям населения.
В системе образования всех развитых капиталистических стран продолжали преобладать тенденции, вызванные требованиями НТР: быстрый рост среднего и высшего образования, преодоление его элитарности, расширение подготовки инженерно-технических и технико-экономических научных кадров. Утверждается концепция непрерывности образования. Школы, специальные и высшие учебные заведения оснащаются обучающими машинами, специальными электронными лабораториями, автомата ми для тестирования и обучения, телевизорами с обратной связью, магнитофонами и видеофонами.
В 70-90-е гг. в странах высокоразвитого капитализма произошло качественное насыщение быта новейшим электронным оборудованием, прежде всего персональными ЭВМ, которые позволяют в домашних условиях не только планировать и контролировать семейный бюджет, разыгрывать видеоигры, заполняя досуг, но и приобретать более прочные навыки работы с компьютерами, изучать различные технические и экономические дисциплины, иностранные языки, обрабатывать тексты, получать информацию из банков данных, подключившись к телефонной сети. К традиционным и ставшим привычными предметам бытовой электроники (радиоприемник, телевизор, проигрыватель, магнитофон) в последние годы добавились новые аппараты: видеомагнитофоны, лазерные видео и звуковые проигрыватели, домашние ЭВМ. За 70- 80-е гг. стоимостный объем выпуска этой аппаратуры в шести ведущих капиталистических странах (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия) увеличился более чем в 7 раз. В 1987 г. уровень насыщения цветными телевизорами семей в западноевропейских странах превысил 85%, а в США - 94%.
Широкий доступ населения к средствам информации и разного рода развлечениям сопровождался дальнейшим распространением «массовой культуры», рассчитанной на вкусы и стереотипы массового сознания. Производство культурной продукции И «индустрия развлечений» были поставлены на коммерческий поток, превратились в источник доходов и эффективное средство воздействия на массы. «Массовая культура» способствовала приобщению к плодам культуры широких слоев населения, но часто в ее примитивных проявлениях на уровне «развлекательства».
Общественно-философская мысль. В 60-80-е гг. общественно-философская мысль также несла на себе печать воздействия научно-технической революции. Преувеличенные ожидания того, что новые техника и наука способны решить социальные проблемы капиталистического общества, были особенно характерными для 60-х гг. В следующее десятилетие «технологический оптимизм» несколько ослаб под давлением социально-экономических кризисов, растущей угрозы нарушения экологического равновесия в природе, повсеместного ухудшения условий среды обитания и не в последнюю очередь в связи с угрозой ядерного самоуничтожения цивилизации.
Современные тенденции в развитии обществоведения определяются новыми концепциями «информационного общества», которые вновь породили надежды на решение социальных проблем и достижение общественного прогресса на путях освоения возможностей нового этапа научно-технической революции (Е. Масуда, д. Белл, э. Тоффлер и др.). История человечества рассматривается как процесс волновых всплесков, выводящих его на новый этап цивилизации. Так, э. Тоффлер представляет динамику мировой цивилизации в таком виде: от аграрной цивилизации (первая волна) к промышленному обществу (вторая волна) и к информационному обществу (третья волна)
Особенность современного состояния философии на Западе состоит в том, что нет влиятельных обще признанных течений, которые могли бы сравниться с доминировавшими в середине века экзистенциализмом и неопозитивизмом.
Одна из главных тенденций общественно-философской мысли определяется установкой на комплексное изучение человека. Это выражается в переносе центра тяжести философских исследований на проблемы человеческого сознания, в повышении роли исследований форм и структуры человеческой культуры, логического знания, а также в росте внимания к философским формам осмысления противоречий. Современная философия неизбежно выходит на проблемы человеческой жизни, счастья и благополучия, самопознания и самоутверждения человека.
Политическая идеология. Противоречивые процессы происходят и в политической идеологии развитых капиталистических государств. В 60-е гг. важное место в ней занимали мифы «бесконфликтности» общества, Концепции деидеологизации». В 70-е и в начале 80-х гг. в странах
Запада произошел поворот к «реидеологизации», усилилась идеологическая конфронтация. Кампания вокруг прав человека стала проводиться Соединенными Штатами на уровне государственной политики, чему немало помогли гонения на инакомыслящих (диссидентов) в социалистических странах.
«Реидеологизацuя» была частью общественного процесса возрастания влияния консервативной идеологии и поворота вправо общего спектра партийно-политической борьбы в капиталистических странах.
Антиэmaтизм и защита частной собственности как условия достижения и лучшие гарантии личной свободы вновь стали важнейшими устоями консервативной идеологии. Консерватизм обратился также к религиозному фундаментализму и традиционализму.
«Новые правые» и неоконсерватизм стали международным явлением, но в каждой стране они имели своих идеологов, свои особенности, связи с традициями.
«Новые правые» видели свою задачу в формировании нового образа жизни, новой системы ценностей. Они отвергали контркультуру», которая выражала протест молодежи 60-х гг. против ценностей .потребительского общества., и призыв али к восстановлению «традиционных моральных авторитетов».
Однако неоконсерватизм и течение «новых правых» в 80-е гг. не были всеобъемлющей тенденцией в идейно-поитической жизни развитых капиталистических стран. Там оставались сильны буржуазно-либеральные и социал-реформистские идеи и ценности. Реализм и модернизм в литературе. Искусство кино. Общественно-политический подъем первых послевоенных лет привел к усилению реалистических традиций в литературе и искусстве. Нобелевскими премиями в области литературы были отмечены французские писатели-реалисты старшего поколения А Жид иф. Мориак. Широкую известность получили произведения участника Сопротивления, коммуниста, поэта П. Элюара.
В Италии большое влияние на литературу и кинематографию оказал возникший в первые послевоенные годы неореализм. Первым произведением и своеобразным художественным манифестом неореализма был фильм режиссера Р. Росселини «Рим - открытый город» (1945). С беспощадной правдивостью он показал страдания и мужество участников итальянского Сопротивления. Затем в Италии появился еще целый ряд неореалистических фильмов, получивших высокую оценку: «Похитители велосипедов» (режиссер В. де Сика), «Дорога надежды» (режиссер п. Джерми), «Земля дрожит» (режиссер л. Висконти), «Нет мира под оливами» (режиссер Дж. де Сантис) и др.
В последующие десятилетия важные тенденции в мировом кино стала определять кинематография США. Эволюция проблематики и жанровых особенностей мирового кинематографа - явление сложное и противоречивое. С одной стороны, мощно заявила себя кинематография, связанная с молодежным бунтом 60-х гг., выступлениями против войны во Вьетнаме в конце 60-х - начале 70-х гг., протестом против милитаризации и угрозы ядерной войны. С другой стороны, преобладающее влияние на мировой кинематограф оказывали традиционные развлекательные жанры: фильмы ужасов, гангстерские ленты(в духе «Крестного отца» Ф. Копполы), вестерны, мюзиклы, фантастические картины войн с инопланетянами и пр. В первой половине 70-х гг. экраны мирового кино заполнили фильмы катастроф. Во второй половине70-х гг. - космические боевики типа «Звездных войн» Дж. Лункаса. В 80-е гг. появляются различные варианты фильмов, вдохновленных фрейдистскими темами изломов человеческой психики. С конца 70-х гг. резко увеличился выпуск видеокассет, ставших гигантским мировым бизнесом. Репертуар видеокассет насчитывает десятки тысяч фильмов из арсенала мирового кинематографа. Однако доминируют США, ставшие основным поставщиком продукции «массовой культуры».
В Западной Германии главной темой первого послевоенного десятилетия была тема преодоления фашистского прошлого. С наибольшей силой она выражена в рассказах г. Бёлля и в его антифашистском романе «Где ты был, Адам?» (1915). Разоблачение фашистских порядков и защита гуманистических ценностей составляли главное содержание произведений известных немецких писателей, оставшихся в эмиграции: философского романа Т. Манна «Доктор Фаустус» (1947) и романов З. М. Ремарка «Триумфальная арка» (1946), «Время жить и время умирать»(1954), «Черный обелиск» (1956).
В США продолжали работать знаменитые американские писатели У: Фолкнер и З. Хемингуэй, в послевоенные годы получившие Нобелевскую премию по литературе.
Модернистская литература первого послевоенного десятилетия часто вдохновлялась идеями экзистенциализма, особенно свойственными ему трагическим ощущением абсурдности окружающего мира и необходимостью делать выбор перед лицом судьбы. Ведущую роль в литературе этого направления играли Сартр и Камю, которые, не ограничиваясь философскими трудами и публицистикой, выражали свои взгляды в художественной литературе. В 40-е гг. Сартр написал серию романов, объединенных общим заглавием «Дороги свободы», в которых он исследовал главным образом конфликт между требованиями общественно-политической деятельности и моральными убеждениями своих героев. Еще более активно работал в художественной литературе Камю, удостоенный в 1957 г. Нобелевской премии. В центре его наиболее известного романа-аллегории «Чума» (1947) проблема выполнения долга в обстановке неслыханного общественного бедствия.
С начала 50-х гг. на авансцену литературной жизни вновь вышли авангардисты (З. Ионеско, С. Беккет). В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», которая положила начало так называемому театру абсурда. Герои пьесы, два не понимающих друг друга жалких персонажа, на всем протяжении действия тщетно ожидают некоего Годо, который должен их спасти. Абсурдность этой ситуации должна была, по мнению автора, символизировать абсурдность и бессмысленность человеческого существования. Театр абсурда имел шумный успех, и позднее, в 1969 г., Беккету была присуждена Нобелевская премия в области литературы.
В 60-80-е гг. в число самых читаемых в мире поэтов и писателей вошли выдающиеся представители латиноамериканской литературы Х. Борхес, Х. Кортасар, Г. Маркес и др.
Искусство. Неясность исторической перспективы, кризисные процессы, затрагивающие и окружающую среду, и духовную жизнь общества, находят свое отражение в противоречивых течениях современного искусства. Нс кусство особенно чувствительно к подобным переломным периодам в эволюции общества. В такие периоды нередко происходит смена направлений, развертывается критика уходящих школ и идолов. Искусство не может абстрагироваться от идейного климата, оно ищет контакты с жизнью и отражает своими средствами боль и страхи человека.
После второй мировой войны в изобразительном искусстве начался новый этап, получивший название постмодернизм. Он появился в то время, когда стала реальной угроза уничтожения человеческой цивилизации. Постмодернизм назвали детищем «большого страха».
Смена направлений, стилей, школ выражала поиск новых форм, материалов, приемов и стремление привлечь внимание главным образом элитарной аудитории. Эксперименты в художественном творчестве определялись широким диапазоном - от «нового реализма. до вызывающе скандальных, антихудожественных опытов. В первые два десятилетия после войны выделялись две школы: Нью-Йоркская и европейская. Нью-йоркская школа (19451960) стала продуктом коллективного творчества американских и европейских (главным образом из Франции и Германии) художников и архитекторов. Виднейшими представителями этого беспредметного искусства, получившего название абстрактный эксnрессионизм, стали Дж. Поллок, Арчи Горький, У. Кунинг и др. В европейской школе (1945-1960) ведущую роль играли старые мастера: П. Пикассо, М. Таnи, Ж. Матье, Ф. Леже, Р. Гуттузо, Ж. Дюбюфе и др.
В 60-70-е гг. своеобразной реакцией на американский абстрактный экспрессионизм явился nоn-арт (популярное искусство). По мнению его сторонников, любая вещь может быть предметом искусства. Соединение вещей может дать новое качество - так конструируются коллажи. Это предметное искусство обращалось к массовому зрителю. В 1962 г. в Венеции состоялась первая выставка («Новый реализм») произведений художников поп-арта. Наиболее известные имена мастеров этого направления: Р. Раушенберг, Дж. Джонс, Э. Уорхол (знаменитая картина «Мэрилин., 1964), К. Ольденбург и др. Поп-арт явился полнейшей противоположностью и как бы протестом против идей беспредметного абстрактного искусства.
С середины 60-х гг. приобрело известность новое направление - оптическое искусство (поn-арт). Оперируя сложными приборами, создатели оп-арта достигали разнообразных световых эффектов, создавая иллюзию нереального мира. Вместе с тем световые эффекты и находки оп-арта охотно использовались при оформлении массовых празднеств и представлений. В этом русле поисков развивалось кинетическое искусство - создание подобия сложных механических устройств. Так, швейцарец Ж. Тингли строил сложные абсурдные само разрушающиеся машины. В эти же годы в авангардизме активизировались и сторонники концептуального искусства, которые отрицали необходимость создания художественных образов, заменяя их произвольными символами. Концептуальное искусство обращалось к иному «материалу. - К печатной продукции, когда страницы произвольно соединяются на полотне.
В 1969 г. впервые дало о себе знать течение гиперреализма, в основу которого положено фотографическое воспроизведение фрагментов действительности. Лозунг «сверх правдивости» привел представителей этого течения к утверждению абсолютной абсурдности и без духовности вечного мира.
Сложные процессы происходят в 70-80-е гг. в музыкальной культуре стран Запада. Широкий масштаб приобрела концертная деятельность благодаря системе комплексных культурных центров, созданной в США и европейских странах. Большую роль как центры музыкальной культуры и концертной деятельности в Соединенных Штатах стали играть университеты. Наряду с академической музыкой и джазом важное место в музыкальной культуре стран Запада продолжала занимать поп-музыка. В 70-80-е гг. США оставались здесь «законодателями мод.. Возникали и сменялись одно за другим различные направления авангардистской музыки (калифорнийский рок, фолк-рок, хэви металл). Стали традиционными фестивали рок-музыки. Музыкально-коммерческая индустрия, особенно в США, в эпоху НТР обогатилась новой материально-технической базой. Она наводнила мировой рынок звукозаписями и видеозаписями (видеоклипы). Эта экспансия формирует процесс интернационализации массовой музыкальной культуры.
Постмодернизм в архитектуре 70-80-х гг. проявляется в переориентации архитектурной мысли и переосмыслении так называемого современного движения, связанного с именами таких крупнейших архитекторов функционального направления, как Ле Корбюзье, л. Мисван дер Роз, о. Нимейер, В. Гропиус, Ф. л. Райт и др. Манифестом постмодернизма стала вышедшая в 1978 г. книга американского архитектора Р. Вентури «Сложность И противоречия в архитектуре». Упорядоченности, прямым углам и прямой линии функциональной архитектуры постмодернизм противопоставил усложненные формы, свободное сочетание элементов, обращение к историческому материалу и заимствованию архитектурных элементов самых различных эпох и стилей.
В 70-е гг. сформировалась другая группа западных архитекторов-авангардистов, заложившая основы нового направления - конструктивизма. Конструктивизм приобрел немалое влияние. В нем как бы отражен архитектурными средствами современный мир с его нагромождением противоречивых моральных, политических, социальных, экономических и экологических проблем.
В 70-80-е гг. получило распространение и архитектурное направление («хайте» « высокая технология»), использующее технические конструкции и формы (трубы, фермы, каркасы, метало-стеклянные многоярусные галереи).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Раскройте содержание понятия «научно-техническая революция ХХ в.». Сравните с особенностями промышленной революции XVIII-XIX вв.
2. Как вы понимаете «массовую культуру»?
3. Что вы считаете наиболее важным в общественно-философской мысли конца ХХ в?
4. Какие новые веяния имели место в литературе послевоенного времени?
5. Назовите основные направления в изобразительном искусстве постмодернизма. Как вы объясните смену школ и направлений в изобразительном искусстве?
6. Каково значение науки, знаний и культуры в целом в информационном обществе?
Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 1102;