Герои и выдающиеся личности в истории
Обсуждение этого вопроса мы начнем с рассмотрения взглядов английского писателя и проповедника Томаса Карлейля (1795-1881), книга которого «Герои, почитание героев и героическое в истории» в свое время пользовалась огромной популярностью. Она возникла из цикла публичных бесед, с которыми автор выступал перед широкой аудиторией. Уже в первой беседе он предельно ясно формулирует свою точку зрения на развитие всемирной истории.
«...Всемирная история, история того, что человек совершил в этом мире, - заявляет он, - есть, по моему разумению, в сущности, история великих людей, потрудившихся здесь на этой земле. Они, эти великие люди, были вождями человечества, воспитателями, образцами и, в широком смысле, творцами всего того, что вся масса людей вообще стремилась осуществить, чего она хотела достигнуть; все, содеянное в этом мире, представляет, в сущности, внешний материальный результат, практическую реализацию и воплощение мыслей, принадлежащих великим людям, посланным в наш мир. История этих последних составляет поистине душу всей мировой истории»[86].
Для иллюстрации своего тезиса Т. Карлейль подробно описывает деятельность выдающихся личностей из разных сфер общественной жизни - творцов новых религиозных верований и реформаторов Магомета и Лютера, государственных деятелей и полководцев Кромвеля и Наполеона, поэтов и писателей Данте и Шекспира, Руссо и Бернса. Т. Карлейль жаловался, что в его время почитание героев считается уже культом отжившим, окончательно прекратившим свое существование. Критики культа героя, замечал он, не преклоняются перед ним, а требуют объяснения его подвигов Они считают, что герой был «продуктом своего времени», время вызвало его, время сделало все, он же не сделал ничего такого, чего бы мы, маленькие критики также не могли сделать[87].
Возражая этим критикам, Т. Карлейль утверждал: «Во всякую эпоху мировой истории мы всегда найдем великого человека, являющегося необходимым спасителем своего времени, молнией, без которой ветви никогда не загорелись бы»[88]. Уже в этом утверждении содержится признание того, что герои не творят историю по своему произволу, а учитывают ее требования, действуют в соответствии с исторической необходимостью. «Бесчисленное множество людей, - писал он, - прошло, совершая свой путь во вселенной со смутным, немым удивлением, какое могут испытывать даже животные, или, же с мучительным, бесплодно вопрошающим удивлением, какое чувствуют только люди, пока не появился великий мыслитель, самобытный человек, прорицатель, - оформленная и высказанная мысль пробуждает дремавшие способности всех людей и вызывает у них также мысль. Таков всегда образ воздействия мыслителя, духовного героя. Все люди были недалеки от того, чтобы сказать то, что сказал он; все желали сказать это»[89].
Это и означает, что соответствующие идеи, что называется, уже носились в воздухе, они были обусловлены материальными и духовными потребностями общества. Поэтому личность, которая впервые ясно и точно выразит их и убедит других в их истинности, будет считаться выдающейся и исторической. В этом Т. Карлейль, безусловно, прав. Он лишь заблуждался, когда приписывал таким личностям пророческие способности, вложенные в них Богом. В каждой области общественной деятельности выдающиеся личности, как свидетельствует пример религиозного реформатора Лютера, государственного деятеля Кромвеля, полководца Наполеона, а также особенно поэтов и писателей Данте и Шекспира, исходили, во-первых, из глубокого знания жизни своего поколения, во-вторых, результатов интеллектуальных достижений своих предшественников, в-третьих, тесной связи со своими современниками.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1531;