Бойко. Історія України 1 страница

 

Цель лекции – рассмотреть основные этапы становления казахской народности, происхождение этнонима «казах», историческое содержание термина «жуз»

 

Ключевые слова – народность, этноним, жуз, узбек, казах

 

План лекции

1) Этапы становления казахской народности. Происхождение этнонима «казах»

2) Казахские жузы

Тезисы лекции

1) Этапы становления казахской народности. Происхождение этнонима «казах»

Многовековой процесс формирования казахской народности берет начало в 3-2 веках до нашей эры, с момента появления на территории Казахстана прототюркских государственных объединений усуней,канглы и хунну. Откочевка части узбекских племен на территорию Моголистана привела к сближению с тюркоязычными племенами Семиречья и Южного Казахстана. В годы правления Хакк Назара часть ногайлинских племен входит в состав Казахского ханства. Процесс формирования народности у тюркоязычных племен привел к появлению новых этнонимов. Тюркоязычные племена Поволжья, Северного Кавказа, части Западного Казахстана называют себя в этот период этнонимом «ногай». Древние тюркоязычные племена степной части Казахстана в середине 15 века называют себя этнонимом «узбек». Эти этнонимы отразились в названии государств этой эпохи : Ногайская Орда и государство кочевых узбеков (Абулхаирова Орда). Часть узбекских племен, ушедшая на территорию Моголистана под руководством мятежных султанов Керея и Жанибека в источниках получает название «узбек-казах» и обозначает выражение «узбеки, которые стали казахами». Мы подошли к проблеме происхождения термина «казах». В разное время исследователи выдвинули множество разных версий значения этого термина.

Термин «казах» первоначально имел социальный смысл. Это древнее тюркское слово, обозначающее человека или группу людей, «отделившихся от своего государства, племени, рода и вынужденных вести жизнь искателя приключений» (В.В.Бартольд). По «Тарихи Рашиди» Мухамед Хайдара Дулати и другим историческим источникам этим термином называют подданных султанов Керея и Жанибека. Постепенно термин становится названием государства (Казахское ханство) то есть приобретает политическое значение. Вторая половина 15 века – это период противостояния, борьбы за присырдарьинский регион между казахскими ханами и Шайбанидами. И те, и другие в этой борьбе опирались на степные племена. Часть кочевых племен в ходе этого многолетнего противостояния мигрирует вместе с Мухаммедом Шейбани в Мавераннахр и за ними постепенно закрепляется этноним «узбек», а термин «казах» становится названием подданных Керея и Жанибека и со временем становится этническим названием складывающейся народности.

 

2) Казахские жузы

Жуз (каз. жүз — «союз», часто неправильно переводят как «сотня») — традиционное деление казахского народа, состоящего из трёх жузов. Вне жузовой классификации состоят:

1. Торе - прямые потомки Чингисхана по мужской линии;

2. Қожа́ — считаются потомками Мухаммеда и четырёх его сподвижников — Абу Бакра, Омара, Османа и Али и арабов Центральной Азии — воинов и миссионеров;

3. Толенгуты — каста бывших джунгарских (калмыкских) военнопленных, из которых образовывались ханская дружина, телохранители и придворная прислуга;

О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет. Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начала распадаться, то для того чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие союзы. По мнению Н. А. Аристова, объединение жузы произошло во время набегов джунгар. В. В. Бартольд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности. М.П. Вяткин соглашается с доводами В. В. Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что особленные орды в XVI в. сформировались как политические союзы. Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X-XII вв. — до монгольского нашествия. Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI в. система улусов трансформировалась в жузы. Не полностью раскрыто ещё и само понятие — «жуз». Некоторые ученые связывают его с арабским слвом «джуз» — «основная часть чего-то, отвлетление». В восточных документах первых сведения о жузах начинают появляться в середине XVII в. В трудах Махмуда бен Вали, написаных в 1634—1641 гг., описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» некоторые ученые сравнивают с казахскими жузом.

Особенности казахских жузов:

1) внутреннее региональное единство;

2) этническое единство;

3) культурно-хозяйственная общность;

4) общность политического руководства.

Каждый казахский жуз имел своё исторически сложившееся пространство, территорию. Так, у Старшего жуза — это Семиречье и Южный Казахстан, у Среднего Жуза — Центральный, Восточный и Северный Казахстан, у Младшего жуза — Западный Казахстан. Племена казахов, входивших в один жуз, родственны между собой и даже считались потомками одного предка. Поскольку население жуза проживало в определённой географической зоне, племена, входившие в один жуз, были связаны между собой более крепкими хозяйственно-экономическими связями, чем с другими жузами. В связи с этим складывалась особая внутриэтническая общность со своими традициями, привычками, обычаями. Жузы отличались внутренней сплочённостью и в руководстве власть. Каждый жуз имел своего бия. Известно, что и во времена Казахского ханства каждый жуз имел своего хана. Казахские жузы были хозяйственно-культурными и политическими частями казахского народа. В мирное время большинство внутренних проблем, отношений решались внутри самих жузов. Однако это не означает, что между казахскими жузами не было политических, хозяйственно-культурных, этнических связей. Между родами и племенами, занимавшимися кочевым скотоводством, устанавливались тесные хозяйственные взаимоотношения, завязывались торговые связи, заключались браки. Общая этнокультура, языковое, бытовое и хозяйственное единство играли прочную связующую роль. Если над общей родиной сгущались тучи, вставал вопрос о её защите, то все казахские жузы объединялись в одну мощную силу. Не возникало никаких разногласий по поводу того, какому жузу относится та или иная территория: под угрозой была казахская земля. Внутренняя близость, патриотизм проявлялись во время джунгарских набегов на казахскую землю. Все главные вопросы внутренней и внешней политики решались на курултаях.

1) Образование Казахского ханства и его политическая история в XV- начале XVIII вв.

После поражения Абулхаир хана от калмыков в Узбекском улусе произошел раскол, который привел к отделению и откочевке части его населения в соседние степи.
Сообщение об этом содержится в «Тарих-и-Рашиди» Мухаммед Хайдара Дулати, откуда оно перешло во многие другие сочинения. Вот слова самого автора «Тарих-и-Рашиди»: «В то время,- пишет он,- в Дешт-и-Кыпчаке владычествовал Абулхаир хан. Он приченял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек хан и Керей хан бежали от него в Могулистан. Иса-Буга хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана». Эти сведения Мирзы Хайдара Дулати впервые приводятся в книге В.В. Вельяминова – Зернова, «Исследование о касимовских царях и царевичах», вышедшей в свет в 1864г. После выхода этой книги в исторической литературе утвердилось мнение считать откочевку Керея и Джанибека с частью племен Узбекского улуса в западные пределы Могулистана, началом возникновения казахской государственности.
Есть и другие мнения, например, А.А. Семенов – ученый-историк, в 50-х годах ХХ века высказал мнение, что уход Керея и Джанибека в долины рек, Чу, и Козы-Баши, был лишь одним эпизодом в истории узбеков-казахов, и что перекочевка эта не охватывала весь народ, а лишь его небольшую часть. Эту точку зрения разделял и казахский ученый С.К. Ибрагимов (1929-1960гг.). Современная исследовательница средневековой истории Казахстана К.А. Пищулина, отметила, что «истоки Казахского ханства, причины его образования – не откочевка Джанибека и Керея, а ход хозяйственного, социального, политического развития населения средневекового Казахстана, в том числе этнической истории казахов», пишет, что откочевка группы племен из Восточного Дешт-и-Кыпчака в Западное Семиречье, во-первых, «сыграла большую роль для истории Юго-Восточного Казахстана и Могулистана, а во-вторых, как форма классовой борьбы она была все же важным звеном в цепи политических событий на пути образования Казахского ханства».
Сама по себе откочевка Джанибека и Керея от основной массы кочевых узбеков была лишь одной из распространенных в степи форм протеста султанов в период наибольшего ослабления власти Абулхаир хана. В то же время она явилась важным звеном в цепи событий, предшествовавших сложению казахской государственности, и сыграло существенную роль в определении названия нового политического образования. Покидать пределы своего государства их побуждали самые различные причины: династийные и междоусобные распри, отрицательные мести государя и т.д.
Одним из спорных является вопрос о начале истории собственно Казахского ханства, дате его образования. Некоторые исследователи откочевку Джанибека и Керея рассматривают, как начало возникновения Казахского ханства; некоторые ученые считают, что Казахское ханство образовалось на рубеже XV- XVI вв.; другие авторы относят оформление самостоятельного Казахского государства к еще более позднему времени - к 30-40-м годам XVI века. Некоторые историки утверждают, что собственно Казахское ханство было основано именно в 870/1465-1466 гг. согласно датировке Мухаммед Хайдара Дулати.
Образование Казахского ханства не было единовременным актом, а было сложным по характеру и продолжительным по времени многоаспектным процессом, в частности, процессы политические развивались одновременно с этническими процессами, переплетались с ними.
Ход этого процесса можно проследить последовательно-хронологически:
1. Событие (около 1459г.) – отложение Керея и Джанибека с частью племен и родов от главы кочевых узбеков Абулхаир хана и их перекочевка в западные пределы Могулистана. Важнейшие последствия – закрепление за приверженцами Керея и Джанибека имени «узбек-казаки» или просто казаки; начало традиционному союзу между потомками Урус хана и Чагатаидами Могулистана.
2. Событие (около 1468г.) – возвращение Керея, Джанибека и их приверженцев в Узбекский улус и захват там верховной власти.
Важнейшие последствия: сложение новой политической структуры, управляемой другой ветвью Джучидов; перенесение затем на новое государственное образование название казак, которое бывшие подданные Абулхаира принесли в Узбекский улус.
Основание в Могулистане ханства узбек-казахов вызвало опасения Абулхаир хана. Он собрал огромное войско и в 1468 г. пошел воевать против казахских ханов, но во время похода заболел (лихорадкой) и умер.
После смерти Абулхаир хана политический кризис в Узбекском улусе особенно обострился: начались обычные при таких условиях распри претендентов на ханский престол. Власть унаследовал его сын от жены из племени конрат – Шайх-Хайдар-хан. Джанибек и Керей вернулись в Центральный Казахстан и в союзе с другими султанами начали войну за власть против сыновей Абулхаира. Шайх-Хайдар хан потерпел поражение и погиб. Сыновья и внуки Абулхаира, во главе с Шайбани ханом, с частью племен, населявших Казахстан, уходят в начале XVI века в Среднею Азию. Оставшиеся племена во главе с сыновьями Джанибека и Керея получают название «казахи», а созданное ими государство стало называться Казахским ханством.
Таким образом, в начале 70-х годов XV века на части огромной территории Дешт-и-Кыпчака в результате захвата власти в государстве кочевых узбеков появилось политическое образование, управляемое ханами из потомков Урус-хана – Кереем и Джанибеком, приверженцы которых носили название «узбеки-казахи» или просто «казахи». Падение государства Абулхаира и образование нового ханства по обычной для рассматриваемой эпохе формуле, согласно которой в средние века государства возникали и падали с той или иной династией. Дальнейшая история Восточного Дешт-и-Кыпчака, как мы увидим, сложилась так, что новая династия, пришедшая на смену шайбанидам, правила страной более 350 лет.
Первые казахские ханы Джанибек и Керей проводили активную внешнюю политику, с целью расширения территории ханства, утверждения своей власти над присырдарьинскими городами и степными районами Дешт-и-Кыпчака.
Последние три десятилетия XV века – это время крупных политических событий, в истории Казахстана и Средней Азии. Крепло Казахское ханство, оно начало вести борьбу за владение всей территории нынешнего Казахстана. Казахстан, как страна казахов впервые возник во времена создания Казахского ханства.
Казахские ханы, вступившие в войну с шайбанидами за власть в Южном и Центральном Казахстане, обладали, реальной несомненной силой, вокруг них сплотились значительные массы кочевников, у них был плотный тыл в Семиречье.
Войны между казахскими ханами и шайбанидами шли не только за присырдарьинские города, но и за власть над кочевым и полукочевым населением региона. Они стремились укрепить политико- кономическую базу государства, за это боролись более 30 лет. В последней трети XV века и начале XVI века продолжался процесс постепенного включения племен и родов Семиречья в Казахское ханство. Казахское ханство, в отличие от предшествующих государственных образований на территории Казахстана имело, особенно к началу XV века, гораздо более широкую этническую базу, в него вошли почти все этнические группы, составлявшие казахскую народность, и почти вся территория на которой они обитали.

Возвышение Казахского ханства, связано с именем Касыма, сына Джанибека, одного из наиболее видных казахских ханов, при котором быстро шел процесс «собирания земель».
Касым родился приблизительно в 1445 году. Осенью 1513 года, когда на берегу р. Чу произошло свидание между Касымом и Чагатаидом Саид ханом, по словам их современника Мирзы Хайдара Дулати, «возраст Касым хана превышал шестьдесят лет и был близок к семидесяти». Мать его по имени Джаган-бегим приходилась родной сестрой матери Махмуд-султана, брата Шейбани хана. Как истинный сын степей, свято чтущий освященную временем традицию подчинения старшему, Касым султан, по примеру отца, был сначала во всем послушен и покорен Бурундук хану, пишет Мирза Хайдар.
Хотя Касым-султан видел, что фактически власть в ханстве и инициатива находятся в его руках, но как дальновидный политик он был осторожен, умел терпеливо выжидать там, где, казалось бы, положение позволяет ускорить решение вопроса. В 1510 году, когда Шейбаниды совершили набег на улус Касыма, он, по словам Мирзы Хайдара « еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто не думал о Бурундук хане. Но он не хотел находиться поблизости от Бурундук хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать должного уважения, это означало бы возражать хану, а повиноваться же ему душа не лежала, поэтому он старался держаться подальше от Бурундук хана».
Мухаммед-Шайбани хан, захвативший власть и утвердившийся в Мавераннахре, стремился не допустить усиления Казахского ханства и с этой целью всячески препятствовал возвышению власти казахских ханов в Присырдарье. Далее он попытался совсем прекратить их торговые отношения с Мавераннахром, издав указ, чтобы население Туркестана не совершало никаких торговых сделок с казахскими купцами. Объявленная М. Шайбани, по существу, экономическая блокада – запрет на торговлю с казахами, а так же военные меры, естественно, вызывали подобные ответные действия со стороны казахских ханов.
Борьба за города Южного Казахстана приняла характер затяжной войны. В этих кровавых столкновениях Касым хану удалось отвоевать у М. Шайбани Туркестан, Сайрам и другие города.
В результате установившихся удачных отношений с правителями Могулистана, Касыму удалось включить в состав своего ханства основные районы Семиречья. Расширились его территориальные владения и на западе. Ногайская Орда переживала в то время тяжелый кризис, часть родов и племен откочевала под власть казахских ханов и султанов.
Таким образом, Касым хан окончательно утвердил свое господство над обширными степными районами казахской территории. Границы ханства на юге выходили на побережье Сырдарьи и включали большую часть Туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорье и долины значительной части Семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор Улутау и Балхаша, доходя до Каркаралинских гор, на северо-западе достигли бассейна реки Жайык. Во время Касыма население Казахстана достигло около одного миллиона человек, а численность войск – до 300 тысяч.
«Касым хан сделался полным властелином во всем Дешт-и-Кыпчаке, приобрел такую известность и могущество, каких еще никто не имел после Джучи хана,» - писал тогда известный историк Мухаммед Хайдар Дулати. Касым прославился и как искусный дипломат. Он установил дипломатические связи с ногайцами, монголами, Кашгарией и умело использовал свои связи с ними в борьбе против шайбанидов.
Казахское ханство при Касым хане постепенно втягивалось в международные отношения. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство во времена правление Великого князя Василия III (1505-1533). История Казахского ханства периода правления Касым хана примечательна еще и тем, что именно в те годы казахи как самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе: о казахах оставил свои записи австралийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший несколько раз Москву (в 1517 и 1526 г.г.).
Что касается взаимоотношений казахских правителей и Шибанидов в последние годы правления Касым хан, то они продолжали оставаться напряженными и далеко не мирными. Судя по источникам, основная борьба происходила вокруг Ташкента; правителю этого вилайета Суюнджи-Ходжа хану несколько раз приходилось сражаться с казахами. Впрочем, не только ему. По сообщению Васифи, против казахов был предпринят совместный поход шибанидских султанов во главе с Кучум ханом, который состоялся, очевидно, зимой 1516-1517 гг.
Этот объединенный поход Шибанидов в Кипчакские степи, по-видимому, последнее по времени сообщение, относящееся к периоду правления Касым хана.
Касым хан, по отзывам современников – Бинаи, Ибн Рузбихана, Бабура, Хондамира, Мирзы Хайдара, - любил хороших лошадей, был их большим знатоком, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести за собой других; на основе их высказываний создается образ человека с высокими, моральными качествами, достойными подражания.
Касым хан замечал, что в последнее время участились межродовые распри. Некоторые улусы перестали считаться с другими на том основании, что их ханы и беки более родовитые и знатные. Мелкие трения зачастую перерастали в большие скандалы. Было заметно, что раздувают междоусобицы султаны и бии. Решения биев выполнялись не всегда. «Если будет так продолжаться, - думал Касым хан, - то казахов постигнет участь моголов и шайбанидов, которые разделились, рассыпались по крупицам».
И Касым хан решил издать закон, требующий от людей железной дисциплины. Этот закон был утвержден и обнародован. Закон состоит из пяти глав. В первой главе (Имущественный закон) рассматриваются проблемы судебных исков, земельных, родовых, семейных отношений, а так же выплаты выкупа и налогообложения. Во второй главе – определены сроки наказания за конкретные преступления (Уголовный закон). В третьей главе – освещены вопросы воинской службы и дисциплины. Любое нарушение наказывается в обязательном порядке в зависимости от тяжести преступления (Военный закон). Четвертая глава – посвящена вопросам дипломатической службы и ее этики (Посольский закон – обычай). В пятой говорится о проведение праздников, похорон, поминок и т.д (Закон общественности). Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе народных традиций и народной мудрости. Этот закон – свидетельство справедливости и поэтому носит название «Светлый путь Касым хана».
Суровой зимой 1521 года в возрасте 76 лет Касым хан умер.
Перед смертью он вызвал старшего сына Мамаша и поведал ему:
- Где есть жизнь, смерть неизбежна. Я нахожусь в преклонном возрасте. После моей смерти не будоражьте народ, не терзайте его борьбой за власть. Моя мечта сделать казахскую землю независимой. Этого я достиг. Теперь осталось развиваться и процветать как другие государства, а ядра–молнии пусть стреляют по праздникам. Высоко пронеси наше знамя, повышай культуру народа! Отбившийся от стада попадает в пасть волку, отделившись, племена доступны врагу. Если хочешь сохранить единство народа, не стремись к власти, сынок, не устраивай междоусобиц! Но у меня в душе тревога за вас! После смерти Касыма, междоусобицы султанов-джучидов ослабили Казахское ханство. В междоусобной борьбе погиб приемник Касым хана Мамаш-хан.

Середина и вторая половина XVI века отмечены в истории Казахского ханства практически беспрерывными и не всегда удачными территориальными войнами с Могулистаном, Ногайской Ордой и Бухарой. К этому периоду относится ряд серьезных поражений казахских владетелей от узбеков, моголов и калмыков, следствием чего явились гибель целых султанских фамилий, потеря казахами части своих кочевий. В этот тяжелый для казахов период остро проявилась потребность в сильном и волевом лидере, который сумел бы укрепить и объединить разрозненные и ослабленные части ханства.
Именно таким лидером оказался Хак-Назар хан (1538-1580) – сын Касым хана, внук Жанибек хана. Придя к власти, Хак-Назар начал активную деятельность по объединению казахских народов. В 50-х годах возникли междоусобицы среди мангытских мурз. Часть их хотела перейти в русское подданство, часть ориентировалась на казахов. В итоге большая группа ногайских народов откололась от юрта и приняла казахское подданство. Значительно усилившись, Хак-Назар в 1568 году совершил поход против Мангытского Юрта и закрепил за собой земли Северного Приаралья. В период 1555-1558 годы войска Хак–Назара держали в постоянном напряжении правителя Ташкента, Наурыз-Ахмета. В этот же период разворачивается борьба с Сибирским ханом шайбанидов Кучумом. После ряда походов Хак-Назару удалось присоединить земли в верховьях Тобыла и Жаика. Кроме того, под его власть перешла большая часть башкуртских родов, входивших ранее в Сибирское и Казанское ханства. На северо-востоке Хакназар вел войну с войсками калмыков, они постоянно набегали на Казахское ханство. Кроме того, Хакназар мужественно выступил в схватке с могущественным Могулистаном. В итоге казахи в середине XVI века не только занимали среднее течение реки Сырдарьи, но и кочевали в Могулистане. Попытка вытеснения казахов из степей Могулистана послужила причиной казахо–могольской войны. В этой войне был разгромлен Абдурашид–хан, давний обидчик казахов и киргизов. В одном сражении было полностью истреблено войско под предводительством Абдулатиф-султана, сына Абдурашид-хана. Результатом победы Хак-Назара над Могулистаном, контролировавшим весь Восточный Туркестан и претендовавшим на Семиречье, явилось то, что государство Великих Моголов было отброшено за хребты Тянь–Шаня. В 1569 году Хак-Назар произвел нападение на ногаев. В результате победы границы Казахского ханства расширились до междуречья Волги и Урала. В состав ханства вошла часть башкирского народа. В 1577 г. Хак-Назар начинает второй поход против ногайцев с целью захватить низовья Волги и Урала. Одной из самых драматичных (трагических) страниц жизни Хак-Назар хана является его война с Ташкентской ветвью династии шайбанидов в чьих руках находились важные города Ташкент, Туркестан, Фергана. Правил данными территориями сын Наурыз–хана, Ахмет Баба. В 1579 году правитель Ташкента Баба султан, зажатый с одной стороны казахами, с другой войсками Абдаллаха Бухарского, потерпел поражение и удалился на север. Баба султан решил отомстить Хак-Назару и приказал убить прибывших для переговоров двух сыновей Хак-Назара, и вскоре, в 1580 году от рук наемного убийцы пал и сам Хак-Назар хан. Так закончился славный путь великого сына казахского народа хана Хак-Назара.
В народных преданиях имя Хак-Назар хана окружено славой. Память о нем сохранилась не только у самих казахов, которые относят образование трех казахских жузов ко времени его правления, но даже у башкир и ногаев. Несмотря на вспыхивающие постоянно войны Хак-Назару удалось объединить распадавшееся после смерти Касым хана Казахское ханство. К концу его правления границы ханства на западе проходили по Уралу (Жаику), на севере – Есилю и Нуре, на востоке – Шынгыстау, Балхашу и реке Шу. На юге казахские владения в плотную подходили к Ташкенту. Кроме казахов ему подчинялась часть башкиров и кыргызов. При нем развивались торговые и культурные связи между близкими в этническом отношении кочевым и оседлым населением Центральной Азии.
Власть Хак-Назара наследовали Шигай–хан (1580-1582) – сын Жадик султана, внук Жанибек хана, Таукель–хан (1582-1598) сын Шигай хана. Затем на престол пришел брат и наследник хан Есим (1598-1628). Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в своем Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. Через несколько лет каракалпаки восстали и захватили Ташкент. Есим хан начал войну против каракалпаков и в 1613 году вынудил их покинуть среднее течение Сырдарьи.
В 1613 году правитель Ташкента Турсын султан провозгласил себя ханом, заключил союз с Бухарой и захватил города Туркестан, Сауран, Андижан и Шахрух. Одновременно начались набеги ойратских племен. В конце XVI века западно-могольские племена ойратов продвинулись далеко на запад по территории Казахстан. Их улусы появились на Есиле, Ертысе, Тарбагатае и Тянь-шане. Уже в начале XVII в. ойраты совершали набеги на среднеазиатские государства и кыргызские кочевья. В 1604 году ойраты потерпели поражение от казахов, но после захвата власти Турсыном совершили новый поход и сумели подчинить себе Старший жуз. Есим хан вынужден был бежать в Восточный Туркестан. Окрепнув, Турсын хан начал войну против Бухары. В 1621 г. казахи дважды одержали победу над бухарцами, но закрепить успех не сумели. В это время в Казахстан вернулся Есим хан, разгромивший в 1620 г. ойратские войска. В 1624 г. Есим отобрал у Турсына Туркестан, но свергнуть узурпатора у него не хватило сил. Временно установилось равновесие между противниками. Есим хан заключил мир с ойратами и даже организовал совместный с Турсыном поход на Андижан, пытавшийся отделиться от Казахского ханства. Однако их отношения все более обострялись. В 1627 г. Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов, Турсын решил этим воспользоваться и напал на Туркестан, захватив в плен всю семью Есим хана. Когда хан возвращался с победой, Турсын устроил ему засаду в окрестностях Сайрама. В последовавшей битве ташкентцы были разгромлены. Есим хан взял Ташкент, а Турсын был убит своими приближенными. Есим ненадолго пережил своего соперника и умер осенью 1628 г. Он похоронен в Туркестане, возле мечети Ходжа Ахмета Яссави. Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти.
После смерти Есим хана в 1628 году Казахское ханство раздирали усобицы. Ташкентом и его окрестностями правил Аблай султан, казах, владевший Андыжаном. Власть перешла к сыну Есима – Жангиру (1628-1652). Еще при жизни Жангира за проявленное мужество народ назвал его «Салкам Жангир» («Внушительный»). Как свидетельствуют историки, для Жангира были характерны такие качества, как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию. Эти качества поставили его имя в ряд с именем его отца и спасли казахские племена от междоусобицы и внешней угрозы. Точная дата провозглашения Жангира ханом не установлена. Нет и достоверных данных о годе его рождения. По некоторым данным, он был поднят на белой кошме сразу после смерти отца в 1628 году, однако, как утверждают некоторые исследователи, Жангира, в качестве верховного правителя казахов очень долгое время не признавали. Одна из героических страниц истории Казахстана связана с борьбой Салкам Жангир султана против правителя государства Джунгария, Ерден-Батур хунтайши. В этих военных действиях Жангиру удается отстоять территорию и интересы Казахского ханства, несмотря на большой перевес армии неприятеля. В 1643 году Бату–хунтайши, собрав огромное войско из 50 тысяч воинов, захватывает земли в южных и юго-восточных частях Тань–Шаня.
Для битвы с джунгарами Жангир выбирает горное место рядом с рекой Ор. Поскольку силы были не равными, тактикой ведения боевых действий был выбран окопный метод, который очень редко использовался до этого казахами в военных сражениях. Применяя новую тактику ведения боя с использованием стрелкового оружия, умело используя естественно-географические особенности ландшафта прилегающих к ущелью местностей, по данным летописи Сибирского губернаторства России, Жангиру в двух сражениях удается ликвидировать более 10 тысяч хунтайши. К началу третьего сражения, согласно военному союзу между Казахским и Бухарским ханствами успевает прибыть правитель Самарканда Жалантос с двацатитысячной армией. Батур хунтайши, не сумев противостоять объединенным силам, пакидает поле боя. Джунгары были разбиты и в беспорядке отступили. В 1652 году джунгары, вновь выступили против казахов и кыргызов. Кыргызы были вынуждены признать свою зависимость от джунгарского хунтайши. В одной из битв в поединке погиб и Жангир хан. Казахи потерпели поражение и были вынуждены покинуть пределы Алатау, занятые джунгарскими кочевьями. В 1652 году тело погибшего на поле брани Салкам Айбынды Жангира было доставлено в столицу Казахского ханства город Туркестан и со всеми почестями похоронено в мавзолее Азрет Султана. После Жангира правил Батыр хан, сведений о котором не сохранилось.








Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 1214;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.