Природа как предпосылка и условие существования общества
Понятие «природа» в самом широком смысле употребляется для обозначения всего сущего. Природа определяется как «окружающий нас мир во всём бесконечном многообразии своих проявлений». В данном случае понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных условий бытия человека, но и искусственных условий его существования — «второй природы». Специфика последней состоит в том, что это уже не реальность естественной природы, а опредмеченное состояние антропогенной деятельности человека, единство природного и человеческого фактора. Искусственную природу человек создал как буфер, ослабляющий стихийное воздействие естественной природы, искусственная природа стала непосредственным условием бытия человека и общества, создавая искусственную природу, человек всё более преобразует естественную природу.
Более того, преобразуя природу, он преобразует и собственную природу, что изменяет, но не ликвидирует биологический статус человека как элемента естественной природы, как связующего звена природы и общества.
Всегда ли решение проблем создания искусственной природы как условия бытия человека имеет позитивный характер? Для того чтобы ответить на этот, казалось бы простой вопрос, нужно проследить отношение человека к природе на всех этапах развития человечества, определить специфику этого отношения в каждую историческую эпоху.
Воздействие человека на окружающую природу находится в прямой зависимости от уровня развития производительных сил, состояния научно-технического прогресса. Поэтому если в прошлом стихийное развитие культуры приводило к запустению лишь отдельные районы Земли, то в наши дни оно вызывает глобальные последствия. «Может быть, — пишет швейцарский зоолог Ж. Дорст, — это звучит парадоксально, но самая насущная современная проблема в области охраны природы — это защита нашего вида от нас самих. Homo sapiens нужно защищать от Homo faber».
В истории человеческой мысли понятие «природа» тесно связано с понятием «материя». Вместо понятия «материя» в его современном философском смысле в течение многих веков употреблялось понятие «природа». Развитие философской мысли потребовало развести смысл этих понятий. Их различие и соотношение, как оно выглядит в настоящее время, состоит в следующем:
1. Природа есть носитель материального начала. Последнее же в понятии природы выступает как начало вещное, телесное, чувственное.
2. Если природа есть носитель материального начала, то понятие «материя» выражает сущность природы. Природа есть явление, материя — её сущность.
3. В понятии «природа» высказывается мысль о вещественной и внечеловеческой (не созданной никем) реальности: материя же имеет и гносеологическую характеристику. Она есть та реальность, которая существует вне и независимо от сознания.
Таким образом, понятия «природа» и «материя» характеризуют различные стороны одной и той же реальности мира: «природа» — феноменальную и онтологическую; «материя» — сущностную и гносеологическую. Но эти стороны существуют неразрывно. При этом гносеологические характеристики, выражая отношения между объективной реальностью и ее отражением в сознании, предполагают характеристики онтологические.
Одним из важнейших свойств природы является её деление на живую и неживую. Оно неразрывно связано со всей историей постоянного её изменения.
В течение многих столетий считалось, что природа лишь вечный круговорот: смена времён года, дня, ночи, поколений растений и животных. При этом упускалось из внимания то, что всякий природный цикл является единством повторения и неоднократного изменения. Одни циклы протекают медленно, другие имеют взрывной характер. Это различие связано с жизненностью природы, под которой понимается особое состояние, не тождественное ни жизни, ни смерти биологических существ. Жизненность природы выражается в том, что вся природа, от элементарных частиц до огромных галактик, находится в состоянии движения, непрерывного изменения и развития, единства противоречий и внутренней гармонии, порядка и согласованности, спокойствия и «беспокойства», удовлетворения и жажды. Именно такие чувства и настроения природа возбуждает в человеческом сердце.
Её творческая мощь проявляется в грандиозных системах (галактика, звёзды, системы планет) и мельчайших структур (молекулы, атомы, элементарные частицы). Результатом творчества природы являются многообразие форм жизни. Одних позвоночных животных свыше 48000 видов. Всего видов животных на Земле, по мнению учёных, вместе с простейшими (одноклеточными) — до полутора миллионов. Самым многочисленным является мир насекомых, насчитывающих 750 000 видов. Их строение, функции и образ жизни подкупают целесообразностью, рождают мысль о мудром их Создателе.
Современная биология, бионика и технические науки признают, что человек с его разумом и тысячелетним производственно-техническим опытом далеко не достиг того уровня творческой мощи, фантазии и изобретательности, каким удивляет нас природа. Познание природы настолько сложно, что появляется необходимость в совместных усилиях биологии и философии при сохранении каждой из них своей специфики в освоении мира. Биология видит живое как бы извне. Благодаря этому она в состоянии давать объективные знания о живом. Философия же не ограничивается таким подходом. Её интересуют отношения между человеком и живым, взятым во всех его проявлениях. Ибо и человеческое существование, и человеческая деятельность, и человеческое познание — это форма проявления жизни. Более того, они возможны постольку, поскольку существует сама жизнь.
Признавая важность природы в жизни человека и общества, нельзя забывать о том, что человек существо не только природное, но и социальное. В этом смысле общество есть главная среда обитания человека, оказывающая решающее влияние на способ жизнедеятельности человека, на его поведение, цели, идеалы.
Таким образом мы переходим к анализу следующей проблемы темы.
Дата добавления: 2015-02-07; просмотров: 3258;