Взаимоотношения Казахстана с МВФ и ВТО
Казахстан в силу своего местоположения не может не испытывать повышенного геополитического интереса к себе. Он имеет сухопутные границы с соседними странами, имеющими собственные политические цели и интересы. Республика расположена между двумя крупнейшими державами мира — Россией и Китаем, являющимися государствами имперского типа, проводящими великодержавную политику. Иран, стремящийся к возрождению «великой Персии», пытающийся играть ведущую роль в исламском мире, кровно заинтересован в сохранении статус-кво в регионе. Ситуация вокруг Афганистана и связанные с ним серьезные проблемы являются мощным дестабилизирующим фактором в регионе. Нерешенность статуса Каспия, где сталкиваются интересы различных мировых сил в борьбе за контроль над богатыми месторождениями углеводородного сырья, угрожает национальной безопасности нашей страны.
В 1992-1993 годах наблюдалось снижение интереса России к своим южным соседям. Представители российской элиты призывали к ужесточению политики Москвы в отношении бывших союзных республик, включая Казахстан, называя их «подбрюшьем» России, акцентируя внимание на положении русскоязычного населения и экономических трудностях.
Другим проблемным звеном казахстанской внешней политики в тот период являлась необходимость выстраивания равноправных отношений с Китаем, которые характеризовались повышенной напряженностью и практически формировались с нуля. Еще с советских времен не были решены вопросы по спорным приграничным территориям.
После распада СССР Казахстану предстояло решать судьбу ядерного арсенала, превращавшего Казахстан в нового члена «ядерного клуба». Существовал соблазн сохранения собственного ядерного зонтика, который, с одной стороны, должен был стать залогом безопасности от внешней агрессии, с другой — позволить Казахстану доминировать на азиатском субконтиненте. Это грозило новым витком гонки ядерных вооружений и формированием образа Казахстана как агрессивного государства.
Казахстан входит в сферу геостратегических интересов ЕС. Основанием для подобного подхода в первую очередь является принадлежность республики к ОБСЕ. Поэтому Европа придавала столь большое значение председательству Астаны в Организации. Подписанное 23 января 1995 г. в Брюсселе Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС охватило практически все области соприкосновения взаимных интересов Казахстана, европейских государств и их институтов. Однако с самого начала было ясно, что экономический и политический вес сторон несоизмерим. В конце апреля – начале мая 1995 г. началась реализация серии экспериментальных проектов программы ТАСИС по поддержке окружающей среды в Казахстане.
Европейская политика в Казахстане строилась на поэтапном вовлечении региона в русло общеевропейской стратегии, базирующейся на постепенном укреплении европейских финансовых и политических институтов в регионе, использовании внутриполитических процессов, связанных с демократизацией государственного управления, привлечении ОБСЕ для решения экологических, экономических и политических задач. Такая политика ЕС оставляла место как для совпадения интересов с Казахстаном, так и для противоречий.
Стратегия ЕС в Казахстане является попыткой оформить европейские интересы в регионе на концептуальном уровне. Главным тезисом этой стратегии является мысль, что Казахстан не может самостоятельно стать зоной мира, благосостояния и политической стабильности. ЕС готов предложить свою модель преобразования этого региона, которая не отличается от подхода ЕС к развитию постсоветских государств. Данная модель состоит из трех компонентов: преобразования для развития демократии и рыночного хозяйства как предпосылка для поддержания мира; региональное сотрудничество против «стратегических альянсов»; вовлечение в европейский процесс через ОБСЕ и Энергетическую хартию. Выделяя главную мысль европейской концепции можно констатировать, что Европа хотела бы превратить регион в энергетический тыл экономики ЕС.
Говоря о тактике и стратегии ЕС, следует исходить из понимания природы заинтересованности Европы в сотрудничестве с Казахстаном и общности интересов ЕС и ЦА. Понятно, что Казахстан и в целом Центральная Азия интересует Евросоюз, прежде всего в качестве стабильного источника природных ресурсов. В тоже время Брюссель заинтересован в распространении своих нормативных ценностей на наш регион. С другой стороны, европейские государства, как члены НАТО, играют немаловажную роль в борьбе с угрозами, исходящими из Афганистана. В этих условиях политика Казахстана, направленная на стабилизацию Афганистана и в целом ситуации в регионе, объективно является политикой, защищающей прямые интересы Евросоюза, и в первую очередь в сфере безопасности.
В настоящее время активность ЕС на внешних направлениях сдерживается острым кризисом бюджетного дефицита в странах Южной Европы (Греция, Испания, Португалия, Италия). Поэтому финансовые ресурсы Евросоюза направляются на помощь этим государствам.
Приоритеты ЕС в вопросах построения демократии в Казахстане часто меняются и даже противоречат друг другу. ЕС традиционно преувеличивает потенциал гражданского общества как мотора демократических преобразований и недооценивает роль государства в этих вопросах.
Очевидно, что на отношения Европейского Союза и Казахстана в ближайшее время будут влиять геополитические факторы и геоэкономическая ситуация. К ним можно отнести новую стратегию Соединенных Штатов в Центральной Азии, неясность перспектив развития военно-стратегической ситуации в Афганистане, состояние отношений между Россией и Западом, мировой экономический кризис, возросшее значение энергетических ресурсов и продовольственной безопасности. Участие европейцев в делах Казахстана направлено на достижение положительного баланса интересов в регионе. Порой как страны ЕС, так и их организации рассматривают сотрудничество с Казахстаном сквозь призму отношений с РФ. В этом смысле европейские подходы до некоторой степени отличаются от более жестких и геополитически ориентированных установок США.
С момента обретения независимости Казахстан привлёк внимание Соединённых Штатов, прежде всего, своими стратегическими вооружениями и природными ресурсами. Наибольшим интересом для американского правительства стало географическое расположение Казахстана, т.е. обладание им огромной территорией, расположенной в стратегическом месте, а также богатейшие запасы топливных ресурсов, поскольку США — один из крупнейших потребителей нефти в мире, использующий больше одной четвёртой доли всей мировой нефти. Нефтяные ресурсы Каспийского моря, возможно, являются основной целью сотрудничества с Казахстаном.
С другой стороны, молодая республика также стремилась как можно раньше установить контакты с первой державой в мире в надежде заручиться поддержкой в организации свободного рынка, получить необходимую экономическую и научно-техническую помощь, а также с целью усиления своих позиций на международной арене. Начало казахстанско-американским отношениям было положено 25 декабря 1991 года, когда Соединённые Штаты Америки официально признали Республику Казахстан в качестве суверенного государства. Соединённые Штаты, надеясь предотвратить проникновение в регион исламских фундаменталистов, способствовали принятию Казахстана в ОБСЕ и другие международные западные организации.
Повышенный интерес со стороны США к Казахстану связан с проблемой ликвидации ядерного наследия бывшего СССР на территории Казахстана, кроме того, была заинтересованность по развитию экономического сотрудничества. Размер экономической помощи США Казахстану в 1994 году на содействие рыночным и демократическим реформам составил 311 миллионов долларов, включая средства Фонда Нанна-Лугара на безопасный демонтаж ядерного оружия объёмом в 85 миллионов долларов. США предусматривали привлечение Казахстана в Программу НАТО «Партнёрство во имя мира».
США рассматривают Казахстан как решающего партнёра в проводимой ими региональной политике в Центральной Азии. Американская политика в отношении Казахстана продиктована следующими интересами: вывести страну из зависимости от России, не допустить попадания под влияние Китая и по возможности привязать его к евроатлантическим структурам безопасности; сотрудничеством в области безопасности, возросшим в связи с войной с терроризмом; сохранением позиций в нефтегазовом секторе и диверсификацией путей транспортировки энергоносителей; проведением политических и экономических реформ; стабилизацией Афганистана через создание «Большой Центральной Азии».
Важность региона для США в первую очередь определяется его расположением между Россией и Китаем. США стараются не допустить возникновения любой «евразийской империи», которая бы могла бросить им вызов, а только Россия и Китай являются возможными кандидатами. В русле этого интереса они проводят политику поддержки суверенитета новых независимых государств, включая Казахстан.
США беспокоит антиамериканская направленность ШОС, сформированная двумя лидерами этой организации – Китаем и Россией. Американские политики занялись выработкой планов сдерживания влияния ШОС на развитие ситуации в регионе. На данный момент Казахстану в этих планах отведена определенная роль: благодаря новым веяниям в американо-казахстанских отношениях РК должен стать сдерживающим началом в ШОС, не позволяющим организации принять антиамериканскую направленность.
Для Российской Федерации Казахстан – ключевой партнер на постсоветском пространстве. Можно обозначить следующие основные интересы России в Казахстане: безопасность ее южных рубежей; контроль над транзитом минеральных ресурсов из Казахстана; защита прав русского населения; геополитическое соперничество – РК является участником интеграционных процессов под эгидой России.
РФ в начале ХХI века в значительной мере пересмотрела свой внешнеполитический курс: дистанцировалась от Запада и стала рассматривать отношения с некоторыми постсоветскими странами в качестве приоритетных. Она начала оказывать поддержку экспансии российского бизнеса, что позволяет приобретать выгодные активы и усиливать политическое влияние. Такая тенденция не является благоприятной для Казахстана. В конфронтации и отрыве от Запада Россия не может предложить сколь-нибудь содержательное партнерство, тем более лидерство для постсоветских государств.
Политика Китая в отношении Казахстана определяется следующими интересами: недопущение создания баз для уйгурских сепаратистских движений в Казахстане; противодействие росту американского влияния в этом регионе, являющемся стратегическим тылом Китая; привязка к китайским рынкам и его превращение в источник импорта энергии, создание региональной торгово-экономической зоны.
Поскольку КНР – растущая держава с глобальным подходом, растет и поле ее национальных интересов. Некоторые считают «мирное развитие» транзитной стратегией, временно используемой Китаем. В настоящее время китайская экономическая экспансия в регион растет; вместе с экономическим внедрением увеличивается и китайская трудовая миграция, что, учитывая малонаселенность страны, представляет потенциальную угрозу. Экономическая зависимость и привязанность к Китаю может подорвать государственный суверенитет.
В 1997 году поменялось местоположение столицы республики. Согласно Указу Президента, 10 декабря 1997 года город Акмола с населением в 280 тыс. человек, расположенный в центральной части Казахстана, официально получил статус новой столицы, а в мае 1998 года по предложению президента город Акмола был переименован в Астану. Местоположение города очень выгодное, т.к. здесь проходит узел железнодорожных магистралей. Город был основан в 1830 году в качестве крепости. Его первоначальное назначение состояло в укреплении позиций царской России в Центральном Казахстане. Однако в силу своего географического расположения, а также политического значения, которое придавал крепости царизм, Акмолинск вскоре превратился в оживлённый торговый город, привлекавший к себе торговцев из Сибири, Алтая, Урала, Средней Азии и даже из далёкого Синьцзяна.
Идея о переносе столицы была вынесена на суд общественности в 1994 году и принадлежит президенту Назарбаеву. В качестве основных аргументов приводилось то, что численность населения Алматы стремительно растёт, приближаясь к отметке — 1,5 миллиона человек; в городе нередко возникают транспортные заторы; его воздушный бассейн сильно загрязнён, что столица расположена вблизи от государственной границы государства, что создаёт угрозу его безопасности, что русскоязычное население северных районов Казахстана зачастую противится указаниям, поступающим из центра, что в ближайшие годы здесь может произойти землетрясение разрушительной силы, поэтому сосредоточение в Алматы всего центрального руководящего аппарата республики нежелательно.
Надо заметить, что у этой идеи нашлось немало противников, которые приводили свои доводы в пользу сохранения старой столицы Казахстана. Взгляды общественности и правительства разделились, представ в виде диаметрально противоположных мнений. Однако Н. Назарбаев не отступил от принятого решения, т.к., по его мнению, перевод столицы должен укрепить суверенитет и утвердить неделимость территории Казахстана. Своим предложением президент Назарбаев не только создал условия для разрешения национальной проблемы, но и бросил вызов традиционным казахским родоплеменным отношениям и местным авторитетам.
Новая столица республики имеет большие потенциальные возможности для дальнейшего развития. Однако, с другой стороны, нельзя обойти тот факт, что при сооружении новых домов и реконструкции старых жилых и административных зданий строители новой столицы столкнулись со многими проблемами. Вызваны они, прежде всего, особенностями сурового, резко континентального климата, а также сложными гидрогеологическими условиями, обусловленными агрессивностью почв в районе расположения Астаны. Всё это создаёт дополнительные трудности при возведении фундаментов и строительстве подземных коммуникаций, и потому расходы на строительство намного превышают первоначальные сметы.
Перенос столицы республики — это идея, нацеленная не столько на развитие одного города Астаны, сколько на перспективы развития всей страны. Однако реализация этого замысла оказалась не такой простой. С позиции геополитики строительство Астаны является не конечной целью, но одной из частей стратегического плана становления целого государства, и от достижения этой цели зависит судьба всей страны. Принимая такое важное решение Казахстан, во-первых, демонстрирует всему мировому сообществу свою способность к принятию самостоятельных решений. Во-вторых, успех строительства новой столицы на исконных степных просторах Казахстана явился веским доказательством того, что он де-факто состоялся в качестве суверенного и самостоятельного государства. В-третьих, развитие Центрального Казахстана благотворно скажется на состоянии дел в других внутренних областях, что приведёт к более равномерному развитию регионов республики и тем самым усилит стабильность внутри государства, обеспечивая гарантии будущего процветания Республики Казахстан.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1255;