Евразийский Союз как идея двухскоростной и многоярусной интеграции.
Идея Евразийского Союза (ЕАС) озвучена впервые в 1994 году в МГУ имени М. В. Ломоносова Президентом Казахстана Н. Назарбаевым. Понятие евразийства включает в себя несколько аспектов и сторон: идею диалога культур Европы и Азии; обозначение суперэтнической общности; идейно-политическое движение 20-х годов XX века; идею интеграции государств на евразийском пространстве. Евразийство многозначно, потому что подразумевает множество исторических коллизий в развитии и взаимоотношении культур и этносов, населяющих внутреннюю Евразию; в эволюции евразийского идейно-политического движения; в шагах по созданию ЕАС и так далее.
Ядром евразийства является идея добрососедских отношений между людьми, которая выливается в чувство их исторического и культурного родства. В новом веке, в условиях хрупкого равновесия геополитических сил, глобальных проблем и глобального финансово-экономического кризиса, евразийство должно быть отмечено логикой равнозначности, а не логикой превосходства сопоставляемых геополитических реалий и соответствующих философских доктрин. Последнее означает, что в своем глубинном потенциальном смысле евразийство есть не что иное, как интегральный тип мироотношения, интегральная философия (в отличие от сугубо восточного и сугубо западного) и новый путь развития человечества (в сравнении с прагматичным Западом и созерцательным Востоком).
Хотя евразийская идея набирает силу, у нее по-прежнему много оппонентов и в Казахстане, и в России. Но в пылу дискуссий зачастую упускается самое важное и предельно ясное содержание евразийского концепта. В Казахстане евразийская идея значима и для внутренней, и для внешней политики. В полиэтничном и многоконфессиональном обществе два ключевых этноса — казахский и русский — относятся к евразийскому суперэтносу. А вместе с сопредельной державой — Россией — Казахстан образует евразийское пространство. Все это — не пустые декларации на голом месте. Веками, тысячелетиями складывалась единая евразийская семья, скрепленная евразийской судьбой, тесными культурными и духовными контактами. Опровергать интеграционный потенциал евразийской идеи — значит идти против истории, против тех возможностей, которые она открыла для будущего.
Как же соотносятся национальная идея и евразийская идентичность? Они взаимосвязаны, но не тождественны. Во внутренней политике Казахстана евразийская идея включается как составляющая в более широкий контекст национальной идеи. Во внешней политике главенствующую роль во взаимоотношениях на постсоветском пространстве начинает играть евразийская идентичность. Национальная идея имеет в виду, прежде всего, согражданство, социально-политическое измерение единства. Евразийская идея нацелена на обеспечение межгосударственного сотрудничества и интеграции. Национальная идея и идея евразийская по своему характеру — не этнические, а межэтнические, имеющие в виду взаимодействие различных этносов. Но есть в этом смысле существенное различие. Национальная идея, в том виде, как она сейчас принимается в Казахстане, подразумевает объединение этносов Казахстана этносом государствообразующим — казахским. Евразийская идея имеет в виду стратагему мультикультурализма, то есть равную представленность и равное участие всех этносов, включенных в поле евразийского диалога.
Это означает, что евразийская идея базируется на понимании такого типа единства, которое децентрировано и осуществляется благодаря интенсивному поощрению различий. Евразийский замысел предполагает независимость, самостоятельность и культурную самобытность всех участников на основе их национального самосознания и национальной идеи. Можно сказать, что евразийская идентичность нацеливает на формирование национальной идеи и ее внутренних задач по консолидации. В то же время, чтобы добиться евразийской идентичности в ее современной интерпретации, необходимо укрепить единство и взаимопонимание на основе национальной идеи.
Сегодня в мире глобальных потрясений можно устоять, выдержать, только сплотившись, взявшись за руки с теми, кто был рядом много веков, с кем связывают прочные и надежные узы евразийского братства. Евразийский союз может вступить в партнерский диалог с другими региональными объединениями, например с Европейским союзом, и проводить в этом диалоге самостоятельную линию поведения, выражающую национальные интересы.
Евразийский союз не создает препятствий для многовекторной, многополярной внешней политики, вхождения и включения Казахстана в другие региональные объединения, соответствующие приоритетам и целям государственной политики нашей республики. Создание множества таких региональных союзов отвечает реалиям современной сетевой социальной морфологии, характерной для эпохи глобализации.
Сегодня смысл евразийства нужно понимать как символ и модель не только славяно-туранского братства, но и всемирного единения людей. Это хороший пример того, что дружественные отношения между представителями самых разных рас и народов — реальная возможность, что особенно актуально в наши дни, когда речь идет о глобальной цивилизации, об общности человечества как целого.
Президент Казахстана Н. Назарбаев считает, что Казахстан – евразийская страна, имеющая свою собственную историю и свое собственное будущее. Поэтому казахстанская модель не будет похожа ни на чью другую. Она впитает в себя достижения разных цивилизаций. Интеграция новых независимых государств — процесс объективный, и по высшему счету он не противоречит интересам каждого суверенного государства. В ХХI в. сложилась высокая взаимозависимость всех стран и народов планеты, и сформировалось всемирное хозяйство. Ему присущ динамизм, на который влияют такие факторы, как научно-техническая революция и серьезная конкуренция.
В проекте ЕАС заложена идея двухскоростной и многоярусной интеграции, формирования своеобразных «интеграционных центров». Не следует видеть в Евразийском союзе жесткую систему с однозначной цивилизационной и геополитической ориентацией. Казахстан диверсифицирует, разнообразит свои внешние связи, налаживая взаимовыгодные отношения с мусульманским сообществом, участвуя в деятельности Организации экономического сотрудничества, Организации «Исламская конференция». И это не является противовесом активному взаимодействию и сотрудничеству в рамках других интеграционных групп на пространстве СНГ. Платформа евразийской интеграции достаточно широка. Она включает разные по форме, целям и задачам межгосударственные объединения – ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенный союз, ЕЭП Казахстана, Беларуси и России и прочие.
Евразийский союз, хотя пока и не оформлен как таковой, все-таки уже формируется — через постоянно возникающие на евразийском пространстве интегративные инициативы и образования различного формата. К началу 2009 года в рамках, например, ЕврАзЭС проделан немалый объем работы, подписан ряд правовых базовых документов, которые служат основой к дальнейшему продвижению. При Интеграционном комитете ЕврАзЭС по многим отраслям созданы рабочие органы: Совет по энергетической политике, Совет по транспортной политике, Совет по пограничным вопросам, Совет руководителей таможенных служб и другие. Они решают насущные вопросы в своих сферах.
Проект Евразийского союза не может в чистом виде, сам по себе выступить в качестве ключа к решению всех проблем общества. Но в условиях глобального кризиса евразийство обнаруживает себя в качестве прообраза, идеи и модели нового типа культуры. По мнению Н.Назарбаева, Евразийский Союз должен создаваться как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение, как прочное звено, связывающее евроатлантический и азиатский ареалы развития, как самодостаточное региональное финансовое объединение, которое будет частью новой глобальной валютно-финансовой системы, что геоэкономическое, а в перспективе и геополитическое развитие евразийской интеграции, должно идти исключительно эволюционным и добровольным путем.
На страницах газеты «Известия» В. Путин заявил, что на основе Таможенного союза и Единого экономического пространства планируется создать Евразийский союз, который станет одним из полюсов современного мира, что интеграционный проект выходит на качественно новый уровень, открывает широкие перспективы для экономического развития, создает дополнительные конкурентные преимущества. Он считает, что такое объединение усилий позволит не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1110;