Вопрос 2.
Объектом антропологии является человек, взятый в контексте его культуры. Человек рассматривается в ней как родовое существо, прошедшее историко-культурную эволюцию. Объектом социальной антропологии является человек, жизнедеятельность которого протекает совместно с другими. В объект включается природное, социальное и искусственное окружение человека. Все это вместе можно представить в виде статического и динамического состояний. Статистическое состояние - систему (картину) взаимоотношений человека с этим окружением. Динамическое состояние — процессы его взаимодействия с ним. В обоих случаях есть нечто, упорядочивающее эти состояния. Этим нечто выступает культура.
Понятие «культура» многоаспектно.
Чтобы выделить культурное из всего содержания социальной жизни, стали различать цивилизацию и культуру. Цивилизация — это основное содержание общественной жизни в конкретно-исторический отрезок времени, а культура — лишь собственно человеческое, т.е. то, что направлено на историческое и конкретное выживание.
Под культурой стали понимать ценностно отобранный и символико-семиотически организованный позитивный опыт совместной жизнедеятельности множества людей.
Отбирая из всей общественной практики лишь того, что поддерживает, направляет, упорядочивает и одухотворяет совместную жизнь людей, означает, что мы рассматриваем культуру, как все то, что позитивно, полезно для человека.
Невозможно культуры разных народов располагать на единой шкале прогресса.
ХХ век с его потрясениями привел к убеждению, что любой народ имеет право на жизнь, на культуру, право быть равным в сообществе народов.
Культуры народов могут быть оценены лишь функционально, по отношению к своей популяции, обществу, т.е. с позиции того, насколько эффективно они упорядочивают, направляют, наполняют смыслом жизнь того или иного народа. Культуры, следовательно, несравнимы друг с другом.
Основной фактор, которым мы руководствуемся при принятии такой позиции — высокая значимость каждого народа в мировом сообществе.Право народа на жизнь и самоопределение в системе государствтрансформируется в права человека. «Права человека» — явление культуры.
Итак, объектом социальной антропологии является человек, взятый в его социальном и природном окружении и рассмотренный через призму культуры его общества (среды).
Социальное окружение изучается с помощью знаний по социологии.
А социальные взаимодействия, достижения взаимопонимания субъектов, упорядочение обеспечиваются культурой, ее нормами, ценностями, знаниями, образцами, знаковой системой, символикой и т.д.
С одной стороны, мы имеем формы социальности, а с другой — атрибуты культуры. Исследуя социальные процессы (как социологи), мы изучаем степень оснащенности социальных процессов, которые вызываются к жизни потребностями людей, атрибутами культуры.
Ключевой категорией социальной антропологии выступает понятие «социокулътурный процесс».
В объект социальной антропологии входит также географическая среда формирования и развития той или иной культуры. Все это изучает частная научная дисциплина, называемая геокулътурологией.
Социальная антропология является областью гуманитарно-научного познания, она осуществляет связь человека как биопсихосоциального существа, т.е. существа мыслящего, понимающего других, переживающего и творящего, применяя, с одной стороны, обезличенные методы анализа, а с другой — ценностный подход к выбору целей своих рекомендаций, она как бы объединяет результаты бесстрастного анализа с человеческой целью для внедрения своих знаний в жизнь. В этом ее практическая значимость, полезность для людей.
Предмета социальной антропологииявляются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1234;