ЛЕКЦИЯ 3. КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
1. Повседневность как мир опыта.
2. Историческая эволюция семиотической системы повседневности.
3. Язык и культура.
Повседневное — это привычное, обычное и близкое. Это тот жизненный порядок, в котором каждый человек, кем бы и каким бы он ни был, ориентируется свободно.
Повседневное — это сфера человеческого опыта, характеризующаяся особой формой восприятия и осмысления мира, возникающей на основе трудовой деятельности.
Повседневность — это один из миров опыта, для которого характерны следующие черты:
а) бодрствующее напряженное внимание к жизни;
б) воздержание от всякого сомнения в существовании мира;
в) преобладающей формой активности является трудовая деятельность.
В трудовой деятельности присутствуют и физические проявления, и свойство созерцающей рефлексии (обзор результатов действия), и деятельность воображения (проектирование действия). В повседневном нет труда, мотивированного окружающим миром и в свою очередь воздействующего на его объекты, нет характерного для повседневности долженствования, в силу чего и внимание к жизни ослаблено, а бодрствующая установка заменяется созерцательной, воображающей.
Практикуется воздержание от суждения о существовании объектов мира фантазии. Все воображаемые образы имеют право на существование в этом безграничном мире.
Главный принцип повседневности – принцип правдивости.
Принцип правдивости утверждается трудовой активностью людей. В мире фантазии обнаруживается дефицит деятельности (личностной и социальной), это говорит о том, что этот мир является трансформацией мира повседневности. Это не изолированная а равноправная реальность, поэтому в искусстве главным принципом остается принцип жизнеподобия.
В повседневной жизни людям приходится изобретать, создавать свой мир. В «своем» мире люди участвуют и своим внешним планом (деятельностью, поведением), и внутренним (духовно-психическим) миром. Внутренняя жизнь стремится быть согласованной с внешней и наоборот, поскольку люди так или иначе хотят жить в согласии с собой, в состоянии душевного равновесия. Это возможно благодаря способности людей создавать и накладывать на мир фактов и процессов свой смысловой и ценностно-нормативный порядок и приводить оба эти мира в соответствие друг другу.
Культура повседневности организуется в таких символических формах, как позитивный опыт, имеющий свойство передаваться от человека к человеку, от поколения к поколению. Социокулътурный опыт людей кодируется в мимике, жестах, телодвижениях, интонациях и словах, формулах, образах, технологиях. Эти проявления существуют в областях совместной жизнедеятельности людей, межличностной вербальной и невербальной коммуникации, письменных текстах, сферах невербальных эстетических объектов. Чтобы участвовать в этих коммуникациях человек должен обладать определенной культурной компетентностью.
Вопрос 2.
Семиотическая система повседневной жизни людей. Эта система объединяет внутренний мир людей и внешние факты посредством знаков, служат средством отбора фактов культуры из ряда социальных фактов и обеспечивают динамику культуры.
В повседневной жизни выделяют 4 класса знаков:
а) цельные предметы (архитектура дома, дизайн утвари, костюм);
б) управление действиями людей (меры, ориентиры, команды);
в) знаки прогностики (приметы, гадания, знамения);
г) знаки искусств (музыка, хореография, изобразительные искусства).
На эти знаковые системы накладывается еще один ряд: язык, обряды, средства исчисления, игры. Картина эволюции этих знаково-символических систем в дописьменной культуре (I), в обществах индустриальной цивилизации (II) и культуре информационного общества (III) будет выглядеть следующим образом:
Архитектура:I — народная архитектура; II — архитектура культовых, крепостных, спортивных и дворцово-парковых сооружений; III — архитектура промышленная, транспортная, средств связи и других подобных сооружений.
Костюм:I -народный костюм; II — сословный костюм; III — современный костюм в его функциональных разновидностях.
Дизайн утвари (мебель, посуда, орудия труда и быта, оружие):
I — народная; II — утварь, изготовленная ремесленниками: III — утварь, изготовленная промышленностью в массовом
производстве.
Меры, средства и способы измерения: I — меры длины, равные длине фаланга указательного пальца (вершок), ладони, длине шага и т.п.; II — меры, стандартизированные в данной местности и соотнесенные друг с другом (большая сажень, маховая сажень, деньги и т.д.); III — международные стандарты мер.
правила измерения.
Средства ориентирования: I — межи, местные предметы-, тамги и подобные знаки; II — карты, планы, схемы, геральдика, реклама; III — компьютерные средства изображения (компьютерная анимация и т.п.)-
Команды:I — сигналы-команды голосом и жестом; II — сигналы музыкальными инструментами и звуками (выстрелы, петарды), зрительные сигналы (лампы, светофоры, подъем флага, семафоры и т.д.); III — автоматическая сигнализация (робототехника, команды в языках информатики и т.д.).
Примет:I — местные приметы (признаки болезни с их народными названиями, приметы поведения домашних и диких животных); II — астрология, симптоматика в медицине, фенология; III — прогнозы погоды по радио и телевидению, социальная прогностика, техника анализов (в медицине, ветеринарии, физике, химии, биологии и т.д.).
Гадания:I — гадания народные; II — мантические искусства: хиромантия, гадания на картах, эксперименты в науке и технике и т.д.: III — моделирование социальных и природных ситуации с помощью моделирующих систем.
Знамения: I — явления природы, общества и состояния человека, не входящие в народные приметы и истолковываемые сведущими людьми; II — чудеса (описания в Библии и т.д.): III — манипуляция массовым сознанием средствами массовой коммуникации (паблик релэйшнз, пропагандистские кампании в СМИ и т.д.).
Музыка: I — пение и игра на народных музыкальных инструментах (музыкальный фольклор); II — музыка придворная, литургическая, сценическая, камерная; III — музыка популярная, в том числе и поп-музыка.
Изобразительные искусства: I — народная орнаментика, народная скульптура, живопись природными материалами: II — иконопись, станковая живопись, ваяние из дерева, камня, металла, степные росписи; III – фотография, кино, телевизионное искусство, компьютерная художественная анимация.
Хореография: I – танцевальный фольклор; II – культовый, придворный, бытовой, бальный, сценический танец; III – массовый танец.
Раньше предметы бытового обихода характеризовали социокультурную принадлежность человека, свидетельствовали о социальном положении, но не о психологическом состоянии человека. Сейчас положение меняется, внешний вид дает возможность человеку выразить свое индивидуальное самоощущение и эмоциональное отношение к действительности.
Повседневная жизнь и ее инвентарь все больше берут на себя функцию эмоционального общественного самовыражения.
Жизненная среда становится реальной формой существования искусства. Например, рок-концерт наряду с особой эмоцией, возникающей от переживания музыкального произведения, дает ощущение радости общения, ибо люди свободно передвигаются во время концерта, испытывая чувство возрастной и социокультурной солидарности. Происходит раскрытие смысла произведения через среду.
Телевидение, радио, домашняя звуко- и видеотехника позволяют искусству раствориться в повседневной жизни. (В 1891 г. в зале Карнеги-холл Первый концерт Чайковского слушали 2 тыс. человек, а первое выступление рок-группы смотрели и слушали благодаря телевидению уже 73 млн. человек.)
Знание также «разливается» в жизненной среде. Начинается эпоха поиска новых смыслов. Возможно, смыслы изначально заложены в мироздании и «распаковываются» множеством различных способов, в том числе и жизненным путем человека, проходящего через страдания.
Вопрос 3.
Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средства труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.
Она включает в себя нематериальную культуру – создание человеком абстракции, такие, как ценности, верования, символы, нормы, обычаи и установленные принципы, и материальную культуру – физические артефакты или предметы – каменные топоры, компьютеры, набедренные повязки, смокинги, автомобили, картины, гамаки и крытые стадионы.
Культура – это основа, позволяющая людям интерпретировать свой опыт и направлять свои действия, в то время как общество представляет собой сети социальных отношений, возникающих между людьми. Культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений.
Благодаря культуре у индивида образуется определенная система общих мировоззренческих представлений, на основе которой он может строить свои действия. Кроме того, культура дает возможность ориентироваться в социальном мире, так как снабжает человека системой «указателей» - запретов, поощрений. Подобные указатели – это социальные нормы (обычаи, нравы, законы), ценности, символы и язык.
Нормы –это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях.
Нормы помогают нам ориентировать свое поведение по отношению к другим людям. Они становятся стандартными, с помощью которых индивиды оценивают действия друг друга и вознаграждают или порицают типы поведения. Некоторым нормам, называемым «нравами», люди придают очень большое значение, строго наказывая нарушителей. Нравственность рассматривается как существенный элемент для обеспечения благосостояния и жизненности общества.
Например: антрополог Роберт Лоуи (1935) писал, что индейцы из племени кроу наказывали тех, кто совершал поступки, серьезно противоречащие моральным устоям. Вечером любой мог спросить соплеменников: «Вы слушали о таком-то?» Затем под громкий смех собравшихся все обсуждали проступок провинившегося самым изъявительным образом и делали это на протяжении всего вечера. Виновный испытывал из-за насмешек своих товарищей такой стыд, что мог покинуть общину и не возвращаться туда до тех пор, пока не искупит свой грех.
Ценности –это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.
Ценности дают критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительным достоинствам, красоте или моральным качествам.
Нормы и ценности – это то в социальной жизни, чего мы физически не ощущаем.
Язык – это краеугольный камень любой культуры. Это главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции. Это основной способ для человечества создавать культуру и передавать ее из поколения в поколение.
В мире насчитывается свыше двух тысяч живых языков: от бесписьменных племенных языков, на которых говорят иногда лишь десятки человек, до национальных языков, которыми пользуются многие миллионы людей и на которых создана богатая литература. Принято выделять 15 языковых семейств (индоевропейская, семито-хамитская, кавказская, древнеиндийская уральская, чукотско-камчатская, Конго(нигеро)-кордофанская, нило-сахарская, койсанская, китайско-тибетская, тайская, австроазиатская, эскимосо-алеутская)2. Основная семья — индоевропейская, включающая в себя около 100 различных языков, на которых говорят почти 150 народов, живущих во всех частях света. Свыше 60% населения Земли говорят на десяти наиболее распространенных языках3.
Степень «культурности» конкретного человека обычно оценивается по его словарному багажу, который он использует систематически. Следовательно, социокультурное расслоение людей в обществе определяется прежде всего типом языка, которым пользуется та или иная социальная группа. Анализ языка как элемента социокультурной жизни позволяет установить следующую его типологию:
— общий литературный язык: письменный (научный: эссе, трактаты, исследования; художественный: поэзия, проза), устный (театр, лекции, проповедь);
— общий утилитарный, или стандартный язык: письменный (пресса, реклама, коммерческая документация, любого рода корреспонденция); устный (радио, телевидение и кино);
— разговорный, фамильярный язык: письменный (письма, записки); устный (устная неформальная беседа в повседневных ситуациях, жаргон, арго, ненормативная лексика).
В любом обществе движущей силой языка является речь. В речи человека различают грамматику и риторику. Первая имеет дело с правилами соединения слов. Эти правила строги. Грамматические формы образуют такой аспект общественной жизни, в котором требования цензуры, уважение к личности и соблюдение условностей носят наиболее категорический характер. Риторика утверждает логику построения сообщений, используемых в межличностной речи.
Животные могут общаться друг с другом, но ни один вид животных не обладает развитым языком. Некоторые высшие приматы могут овладеть элементарными речевыми навыками, но только на очень примитивном уровне. Одного из самых знаменитых в социологии шимпанзе, по имени Уошу, при помощи американской знаковой азбуки для глухих обучили языку; его словарь включал около ста слов. Уошу могла составить несколько примитивных предложений, например: «Иди крепко обними прости прости», - что означало желание извиниться после того, как она, по ее понятиям, сделала что-то не так. Но Уошу неспособна была овладеть ни одним грамматическим правилом и не могла научить других шимпанзе тому, что знала сама. Даже после нескольких лет занятий ее лингвистические способности были гораздо ниже, чем у двухлетнего ребенка.
Существуют и другие способы языкового выражения. Самый известный из них – письменность, изобретение которой означает громадный шаг в развитии человеческой истории.
Сначала письмо существовало в виде таблиц. На дереве, глине, камне делались записи о важных событиях, предметах или людях. Вначале письмо было средством хранения информации и в качестве такого служило административным целям древних государств и цивилизаций. В документах хранится информация о прошлом, с их помощью можно получать сведения о событиях сегодняшнего дня.
Вопрос 4.
Существует удивительное сходство между людьми. Оно составляет «человеческую природу», которая всех нас объединяет и отличает от других живых существ. Но наш повседневный опыт убеждает в том, что между людьми есть огромное количество различий: мы даже внешне различаемся — по росту, весу, цвету волос и кожи, чертам и выражению лица, осанке, походке и т.д. Такое разнообразие людей заложено в биологии человека — мы рождаемся с разными генами. Биология человека является источником разнообразия людей потому, что именно она создала и возможность человеческого общества, и его необходимость. Дети рождаются беспомощными существами, и нужна социальная организация производства пищи, жилища, одежды и т.п., защиты слабых и получения знаний о мире для выживания людей. Поэтому разнообразие людей возможны лишь через общество. Возникает проблема соотнесения биологической изменчивости, которую люди наследуют от своих родителей, с влияниями среды.
Итак, вниманием антропологии стала наследственность и среда. Существуют даже утверждения, что различия в IQ (коэффициенте интеллекта) на 80 % определяются генами и на 20 % — средой. Однако такой подход некорректен. Попытке определить внешние и внутренние причины идут еще от Р. Декарта, представлявшего себе человеческий организм как машину. Дробление организма на части дало положительные результаты, например, в медицине (появление профессий хирурга, терапевта, невропатолога, окулиста и т.д.). Но возникли вопросы, почему каждый организм является субъектом постоянного изменения на протяжении всей жизни и почему организм в каждый момент времени находится под совместным влиянием гена и среды. Внешняя изменчивость человека является продуктом общества, а именно: половые и географические, расовые и этнические различия обретают в обществе социальные формы ввиду развития общественного разделения труда и распределения видов труда среди людей по «родовитости», «собственности» или по «способностям».
Основным различием с точки зрения генетики являются различия между генотипом («программой» эволюции организма) и фенотипом (всеми проявлениями организма).
До недавнего времени в нашей научной литературе уделялось внимание генотипу человека как источнику девиантного поведения. Считалось, что при социализме исчезают социальные факторы преступности. Однако резкий рост преступности, при изменении социально-экономических и политических условий, свидетельствует о слабой связи личности с ее генами, решающим фактором выступают социальные условия. Способности людей, которые изменяются тестом «коэффициент интеллекта» подтверждает подготовленность человека, нежели его природные данные, а это, понятно, зависит от социокультурных условий социализации конкретного человека.
Возникает вопрос о наследственности тех или иных свойств и проявлений человеческой личности. Возникает делема: природа или воспитание. Наследственность в ее обыденном значении понимается как «нечувствительность к условиям среды».
Значит свойство личности связаны и с природой и с воспитанием. Эти факторы не разделяются как формы развития. Врожденная не означает генетическая.
Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 1735;