Зависимость и утрата ролей
Молодежь и люди среднего возраста обычно чувствуют, что они могут распоряжаться своей жизнью. Но в старости люди часто попадают в зависимость от других. Как отмечает Роберт Этчли (1980), пока среди американцев сохраняется тенденция к идеализации успеха, независимости и мастерства как основных культурных целей, пожилые люди (у которых способность достигать этих целей считается ослабленной) будут страдать от утраты самоуважения. Кроме того, пожилые люди сталкиваются с изменением многих ролей, которые они исполняли в прошлом. Люди, которые когда-либо были юристами, водителями автобусов, учителями, женами, мужьями, родителями, теперь становятся пенсионерами, вдовами, вдовцами, бабушками и дедушками. В связи с изменением ролей пожилые люди в какой-то мере могут быть лишены общения, которое когда-то радовало их.
Переход к новым ролям, которые должны исполнять пожилые люди, также связан с проблемами. Как упоминалось в 4-й главе, по мнению Ирвинга Розва (1973), социализация в пожилом возрасте существенно иная, чем на более ранних этапах жизни. Люди могут в недостаточной мере подготовиться к наступлению старости, когда жизнь не сулит им почти никаких благ; они с трудом приспосабливаются к этому этапу своей жизни.
Другие исследователи настроены более оптимистически. Некоторые считают, что большинству пожилых людей на деле безразлично, что о них думают члены других социальных групп. Поскольку обычно они продолжают жить среди людей, давно их знающих, их уважают за достижения в прошлом. Этчли (1980) считает, что Розв имеет в виду людей, которые так тяжело пострадали после утраты привычных ролей, что у них сохранились лишь немногие важные дружеские связи.
Несомненно, некоторые группы пожилых людей находятся в более неблагоприятном положении, чем другие. К этой категории относятся вдовы и вдовцы. Вместе с тем люди, потерявшие близких, но поддерживающие контакты с друзьями и соседями, живут более полной жизнью, чем те, кто предпочитает общаться лишь с членами своей семьи; их моральное состояние устойчивее, они в меньшей степени страдают от одиночества и чувства тревоги; они в большей мере ощущают себя нужными другим и уважаемыми (Арлинг, 1976). Но хотя дружба и другие контакты с окружающими облегчают жизнь престарелых одиноких мужчин и женщин, в какой-то мере они неизбежно страдают от одиночества, изоляции.
К другой группе пожилых людей, сталкивающихся с особыми проблемами, относятся представители этнических меньшинств, на родине которых по традиции принято проявлять уважение к старости. Например, старые евреи из восточной части Нью-Йорка вынуждены сталкиваться не только с бедностью, преступностью и одиночеством, но и приспосабливаться к традициям чуждой культуры. "В Штетле (небольшом еврейском поселке в Восточной Европе) их возраст считался бы показателем мудрости или, по крайней мере, нормальным этапом жизни человека, а не тяжким бременем для их отпрысков, как зачастую происходит... Они бы не оказались в ужасающей изоляции, а сохранили бы связь с общностью, к которой принадлежали; в ней сложились привычные для них институты, легенды и церемонии, приносившие утешение даже самым несчастным, самым немощным, чье здоровье подорвали физические и психические болезни" (Кован, 1972).
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 714;