АЛКОГОЛИЗМ И ЛЕКАРСТВЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
ГЛАВА 365. АЛКОГОЛЬ И АЛКОГОЛИЗМ,
Почти 90% населения так или иначе употребляют алкоголь, у 40—50% мужского населения время от времени возникают те или иные проблемы в связи с употреблением алкоголя, и, наконец, 10% мужчин и 3—5% женщин страдают агрессивным и постоянным алкоголизмом. Даже в незначительных дозах алкоголь может неблагоприятным образом взаимодействовать с другими лекарственными препаратами, а употребление более значительного количества алкоголя может способствовать обострению целого ряда заболеваний. Алкоголизм может симулировать самые различные патологические состояния и психиатрические синдромы. В настоящей главе рассмотрены фармакология и клинические эффекты алкоголя, а также обстоятельства, при которых употребление алкоголя может вызывать целый ряд психиатрических и медицинских проблем или способствовать обострению фоновых заболеваний. Приведенные ниже рассуждения относятся к гипотетическому усредненному больному, однако индивидуальная вариабельность при этом безгранична, что зависит от генетической предрасположенности к плохой переносимости алкоголя, от одновременного с алкоголем приема тех или иных лекарственных препаратов, от сопутствующей и предшествующей патологии и т. д.
Фармакология этанола: абсорбция и метаболизм. Молекула этанола отличается малым зарядом, она легко проникает через биологические мембраны, при этом быстро устанавливается равновесие концентраций этанола в крови и в тканях. Влияние алкоголя на человека частично зависит от количества употребленного этанола в расчете на 1 кг массы тела реципиента. Уровень алкоголя в крови определяется в миллиграммах или граммах на децилитр (например, 100 мг/дл или 0,1 г/дл). В приближенных цифрах 12 унций пива (1 унция — 28,3 г), 4 унции некрепленого вина и 1,5 унции 80° спирта эквивалентно содержат примерно 10 г этанола. Одна пинта (1л — 1,75 пинты) 86° спиртного напитка содержит примерно 160 г этанола, а 1 л вина соответственно 80 г. Примеси, находящиеся в спиртных напитках, также могут оказывать отрицательное влияние на организм, особенно при употреблении их в больших количествах. К этим примесям относятся спирты с низкой молекулярной массой (например, метанол и бутанол), альдегиды, эфиры, гистамин, фенолы, танины, железо, свинец и кобальт.
Известно, что этанол угнетет ЦНС и уменьшает активность нейронов, хотя при низких его концентрациях в крови отмечается некоторое возбуждение поведенческих реакций. Он обладает перекрестной толерантностью с другими веществами, угнетающими ЦНС (бензодиазепины, барбитураты и другие седативные и снотворные препараты), при приеме которых возникают аналогичные поведенческие реакции. Алкоголь начинает всасываться в небольших количествах уже со слизистой оболочки полости рта и пищевода, чуть больше со слизистой оболочки желудка и толстого кишечника, основная же его часть всасывается из проксимального отдела тонкого кишечника. Быстрота его всасывания зависит от быстроты эвакуации содержимого из желудка. При наличии в полости желудка белков, жиров и углеводов всасывание алкоголя замедляется. Увеличивают абсорбцию алкоголя отсутствие в нем каких-либо примесей, умеренная степень разбавления (примерно до 20 объемных процентов), а также присутствие углекислого газа (шампанские вина). От 2 (при низкой концентрации алкоголя в крови) до 10% алкоголя (при высокой его концентрации в крови) экскретируется непосредственно легкими, выделяется с мочой или потом, однако основная его часть метаболизируется в ацетальдегид в печени. Метаболизм алкоголя осуществляется двумя путями в зависимости от соответствующей оптимальной концентрации его в крови (Km). Первый путь, клинически наиболее важный, — это метаболизм в клеточном цитозоле (клетки печени) с помощью алкогольной дегидрогеназы (АДГ) при Кm, примерно равной 2 ммоля. В результате этой реакции образуется ацетальдегид, который затем быстро подвергается разрушению под влиянием альдегиддегидрогеназы (АЛДГ) в цитозоле и митохондриях печеночных клеток. Для каждого из указанных этапов реакции в качестве кофактора требуется никотинамидадениндинуклеотид (НАД). Так что различные метаболические нарушения, наблюдаемые в человеческом организме после употребления алкоголя, зависят в основном от увеличения отношения восстановленного указанного выше кофактора (НАД-Н) к НАД (НАД-Н:НАД). Второй путь — это метаболизм в микросомах гладкой эндоплазматической сети (микросомальная этанол-окислительная система, или МЭОС) при Кm, равной примерно 10 ммоль. Этим путем осуществляется окисление 10% и более этанола при высокой его концентрации в крови. Эта система метаболизма этанола обычно активизируется при повторном употреблении алкоголя. В результате метаболических процессов из алкоголя образуется ацетальдегид, который затем окисляется в ацетат. Клиническое значение ацетальдегида во многом неизвестно, но его накопление в печени, мозге или в других тканях организма сопровождается повреждением указанных органов.
Влияние алкоголя на поведение человека, переносимость алкоголя и зависимость человека от него. Влияние любого лекарственного препарата на поведение человека и его физиологические параметры зависит от дозы употребленного препарата, скорости увеличения его концентрации в крови, от одновременного принятия других лекарственных препаратов или от наличия тех или иных фоновых заболеваний, а также от индивидуального «опыта» больного по употреблению данного химического агента. В отношении алкоголя это зависит также от того, в какой период больной попадает под наблюдение врача: в период нарастания концентрации этанола в крови или в период ее спада.
Даже для создания «легальной интоксикации» необходима концентрация алкоголя в крови по крайней мере 80—100 мг/дл (0,1 г/дл), а поведенческие, психомоторные отклонения и изменения в мышлении наблюдаются при довольно низкой концентрации алкоголя в крови — порядка 20—30 мг/дл (т. е. уже после одной-двух рюмок). Наркоз и глубокий сон у большинства людей наступает после употребления удвоенной дозы алкоголя, соответствующей «легальной интоксикации»; и даже при отсутствии суммирования действия алкоголя другими лекарственными препаратами смерть может наступить при концентрации алкоголя в крови, равной 300—400 мг/дл. Алкоголь в чистом виде или в соединении с другими препаратами, например с бензодиазепинами, стоит на первом месте среди причин смертности вследствие токсической передозировки тех или иных химических агентов. Механизм действия этанола на нервную ткань не совсем ясен, так как уже в небольших дозах он одновременно изменяет различные нейротрансмиттерные системы, увеличивая проницаемость (флюидность) мембран нервных клеток. При повторном употреблении алкоголя в организме срабатывают три компенсаторных механизма повышения толерантности к этанолу. Первый (после 1—2-недельного ежедневного употребления алкоголя) — увеличение скорости метаболизма алкоголя в печени возрастает на 30%, т.е. срабатывает механизм метаболической, или фармакокинетической, толерантности, однако указанный механизм адаптации истощается так же внезапно, как и возникает. Второй компенсаторный механизм — это целлюлярный, или фармакодинамический. Он является результатом сложной нейрохимической адаптации с изменениями в целлюлярных мембранах и в потоках ионов через них. Как раз эти изменения могут иметь отношение к феномену алкогольной зависимости. Третий механизм компенсации — поведенческая толерантность. Он проявляется независимо от концентрации алкоголя в крови и от нейрональной адаптации. Человеческий организм постепенно как бы получает своеобразный опыт поведенческих и функциональных реакций на алкоголь. Так, например, регулярно употребляющий алкоголь человек, уже будучи в состоянии алкогольной интоксикации, все же может управлять автомобилем, чего не сможет сделать лицо, не имеющее подобного опыта. После того как клетки тех или иных органов уже адаптировались к хроническому приему алкоголя, их структурные или биохимические сдвиги могут даже нормализоваться в течение нескольких недель или более. Ввиду подобной адаптации нейроны начинают для своего оптимального функционирования уже «требовать» алкоголь; таким образом, данное лицо становится алкоголь- или лекарственно-зависимым. Это патофизиологическое состояние отличается от психологической зависимости — состояния, к сожалению, нечетко определяемого, указывающего на то, что данное лицо при отсутствии алкоголя (лекарственного препарата) психологически чувствует себя дискомфортно.
Факторы питания и алкоголь. Один грамм этанола содержит приблизительно 7,1 ккал, так что с одним приемом алкоголя в среднем человек потребляет примерно от 70 до 100 ккал как от самого этанола, так и от других углеводов. Следовательно, 8—10 приемов алкоголя в течение дня могут обеспечить более чем 1000 ккал в день, но эти калории как бы «пусты»: они не содержат таких питательных веществ, как протеины, витамины и минеральные соли. Следовательно, у человека, употребляющего алкоголь, развивается дефицит всех витаминов, которые всасываются через тонкий кишечник с помощью активного трансмембранного транспорта или депонируются в печени. Это прежде всего фолаты (фолацин или фолиевая кислота), пиридоксин (витамин В6), тиамин (витамин B1), никотиновая кислота или ниацин (витамин В3) и витамин А. Дефицит витамина B1 вызывает синдромы Вернике и Корсакова (см. гл. 349). Во время запоя или при «синдроме отмены» у лиц. злоупотребляющих алкоголем, вследствие недостаточного питания и нарушения кислотно-основного равновесия в крови снижается содержание калия, магния, кальция, цинка и фосфора. Гипокалиемия, в частности, может повести к развитию периодических мышечных параличей и арефлексии, дефицит магния — способствовать усугублению спутанности сознания и проявлению другой неврологической симптоматики, гипокальциемия — вызвать тетанию и мышечную слабость. Низкое содержание в крови цинка может привести к дисфункции гонад, анорексии, плохому заживлению ран и иммунной недостаточности. Низкое же содержание в крови фосфора способствует развитию сердечно-мышечной недостаточности, нарушениям мозговых функций, мышечной слабости (включая дыхательную мускулатуру), а также нарушению функции лейкоцитов и тромбоцитов.
Употребление алкоголя натощак здоровыми лицами, по-видимому, способствует развитию преходящей гипогликемии в первые 6—36 ч вследствие «острого» влияния этанола на глюконеогенез. Это нарушение проявляется еще сильнее при плохой закуске и на фоне поражения печени или поджелудочной железы. В результате может развиться непереносимость глюкозы в период алкогольной абстиненции в течение 2—4 нед. С диабетическим кетоацидозом не следует смешивать алкогольный кетоацидоз, являющийся результатом уменьшения окисления жирных кислот в сочетании с недостаточным питанием и повторными рвотами. При алкогольном кетоацидозе в крови у больных увеличивается содержание кетонов на фоне некоторого повышения уровня глюкозы, но при выраженном «провале» в анионах; отмечается умеренное или нерезко выраженное увеличение содержания сывороточного лактата, соотношение же бета-гидроксибутират/лактат достигает 2:1 — 9:1 (при норме 1:1).
Дата добавления: 2015-03-17; просмотров: 1240;