ТЕХНИКА БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ 9 страница
Побуквенное чтение — обрабатывается каждая буква в отдельности. Так читают малограмотные люди.
Послоговое чтение — текст читается по слогам, как в школе в первом классе. Как известно, именно слог принят за минимальную единицу артикуляции.
Чтение по словам — в этом случае текст читается путем просмотра только части слова и затем антиципируется. Этот навык возможен при высокой читательской квалификации, большом объеме знаний и хорошей зрительной памяти. Такой читатель располагает значительным запасом слов — тезаурусом. Установлено, что большинство взрослых людей читает по словам, но, к сожалению, с проговариванием. При этом обычно просматривается первый слог (слоги) читаемого слова и первые буквы второго слова, остальная же часть данного фрагмента текста (пары слов) угадывается с большой степенью вероятности.
Чтение понятиями — в тексте выделяются только ключевые слова и констатируются смысловые ряды, и затем мысль читателя синтезируется на их основе. Такое чтение характерно для людей высокой читательской квалификации, имеющих определенные навыки, большой запас знаний, отличную память и умеющих создавать произведения, т. е. генерировать тексты.
Хотелось бы напомнить, что последнее обстоятельство было замечено еще К. Марксом, который писал, что “чтение столь же важно, как и писание; поэтому необходимо было бы ввести также знания компетентных и некомпетентных читателей — вывод, который был сделан в древнем Египте, где жрецы, считавшиеся единственными компетентными писателями, в то же время считались и единственными компетентными читателями”[19].
Антиципация — это предугадывание, иначе говоря, далекое предвосхищение логического построения текста. Как правило, оно происходит без анализа всех слов этого предстоящего текста. Эту работу глазу просто делать не нужно. Установлено, что взрослый читатель, владеющий навыком зрелого чтения, антиципирует наиболее общую тему, например, “грусть”, “тревога”, “радость”, “равнодушие” и т. п. Затем по ходу чтения, за счет конкретизации смысла выявляется подтема, которую читатель определяет в дальнейшем как “тревога за собственную жизнь” или “радость предстоящей встречи”. В дальнейшем в сознании порождается собственно текст таким, как его увидел читатель. Этот текст отражает конкретную ситуацию (о которой говорит автор) в той или иной мере полноты в интерпретации читателя. Тот факт, что “далекое упреждение текста, как правило, происходит без реализации всех слов этого текста”, подтверждается исследованием, которое провел журналист П. С. Карасев на материале сравнения набросков и тезисов будущих статей и выступлений В. И. Ленина с полными текстами этих статей и выступлений[20].
Как отмечают лингвисты, при анализе текстов и их восприятии немаловажную роль играет так называемый эффект клиширования, или эффект газетных штампов. Достаточно вспомнить, что у журналиста, героя новеллы Карела Чапека “Эксперимент профессора Роуса”, память хранила ограниченное число газетных клише на уровне стереотипных словосочетаний (синтагм), которыми он реагировал немедленно на любое обращение к нему профессора Роуса. Умение стереотипно реагировать на стереотипные текстовые стимулы реально, и оно, видимо, свидетельствует о наличии в памяти действительно готовых словосочетаний не только у профессиональных работников прессы, но и у постоянных читателей газет и журналов. Эта полезная для чтения способность видеть в тексте все сразу может быть воспитана специальными упражнениями. Но об этом мы будем говорить в последующих разделах книги.
ПАРАМЕТРЫ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ
Для выявления рациональной техники движения глаз посмотрим, как двигаются глаза человека, читающего быстро и читающего медленно. Специальная аппаратура (рис. 16) позволяет детально исследовать движения глаз во время чтения.
Испытуемый читает контрольный текст, размещенный на наклонной панели, и одновременно лучи света, отражаемые от глаз, фиксируются на движущуюся кинопленку. Кинограммы движений глаз при чтении контрольных текстов (рис. 17) показывают различия в движении взора при медленном чтении пяти строк текста, состоящего из 50 слов (слева), и быстром чтении за тот же период двух страниц текста объемом 700 слов (справа).
Анализируя эти и другие кинограммы, можно заметить, что каждая вертикальная линия представляет собой фиксацию глаза в процессе чтения, во время которой и происходит непосредственное восприятие информации. Движения глаз между фиксациями, непродолжительные по времени, — это горизонтальные линии. В левом фрагменте кинограммы глаза движутся по строкам текста и проходят каждую из них за 10—15 фиксаций, затем взгляд возвращается к началу следующей строчки. И так 5 раз. Таким образом, процесс чтения в обобщенном виде графически представляет собой как бы параллельные лестницы, следующие одна за другой. В правом фрагменте кинограммы показана запись движений глаз при скорости чтения в четыре раза более высокой, чем в левом фрагменте. Анализируя эту кинограмму, можно заметить, что общее число фиксаций здесь такое же, как и в кинограмме левого фрагмента. Однако за тот же промежуток времени здесь прочитано в 14 раз больше слов (2 страницы текста). Сравнительный анализ этих двух кинограмм позволяет установить следующие основные параметры движения глаз в процессе чтения, определяющие скорость восприятия:
— число фиксаций глаз на 100 слов текста;
— число слов, воспринимаемых за одну фиксацию;
— длительность фиксации;
— число регрессий (возвратных движений) на 100 слов текста. Большой комплекс работ по исследованию движений глаз выполнил известный советский исследователь проф. А. Л. Ярбус. Разработанная им методика позволяет с помощью специальной резиновой присоски с зеркальцем, укрепляемой к поверхности глазного яблока, фиксировать особенности движения глаз при различной умственной работе. На рис. 18 показана одна из первых записей проф. А. Л. Ярбуса.
Испытуемым был студент со средними способностями зрелого чтения. Одна из записей сделана на неподвижную фотобумагу. А другая — при помощи фотокимографа на движущуюся осциллографическую бумагу (Б). Все 14 строк сонета В. Шекспира студент прочел за 47 с.
РИС. 16 |
Рассматривая вторую запись (Б), легко обнаружить, что при чтении продолжительность фиксаций здесь лежит в пределах 0,2—0,4 с и для данного испытуемого в среднем равна 0,3 с. При чтении общий характер движений глаз (взора) остается тем же, что и при рассматривании других неподвижных объектов, если не считать совершенно естественную упорядоченность и последовательность движений глаз вдоль строк текста. На той же записи легко заметить, что чтение каждой строки заканчивается продолжительной фиксацией (или двумя слитыми фиксациями), в среднем равной почти целой секунде. Такие фиксации соответствуют более продолжительному процессу осмысливания прочитанного, в данном случае прочитанной строки. Здесь читатель как бы ставил логическую точку. Продолжительные фиксации типа логической точки встречаются при чтении любого текста, и их тем больше, чем сложнее текст, чем больше мыслей, ассоциаций, представлений вызывает воспринятое слово или строка.
Подробное аппаратурное изучение движений глаз при чтении с привлечением в качестве испытуемых большого количества учащихся разных возрастов позволяет составлять соответствующие статистические таблицы и при их помощи давать оценки частным методикам обучения чтению учащихся различных классов общеобразовательной школы.
В табл. 3, составленной американским исследователем Э. Тейлором, использованы записи движений глаз 5 тыс. учащихся. Результаты по данным таблицы показывают усредненные значения элементов, из которых складывается искусство чтения и эти параметры могут обсуждаться в соответствующих научных работах. Как следует из таблицы, усредненный объем узнавания за одну фиксацию у детей первых шести классов меньше одного слова (если считать слово состоящим из десяти печатных знаков). Средний объем узнавания за одну фиксацию у учащихся колледжей составляет уже 1,33 слова. Обнаружено, что у учащихся, которых тренировали при помощи специальных тахистоскопов, увеличенный объем узнавания в течение отдельной фиксации. При этом, однако, существенных изменений в скорости чтения не наблюдалось. Далее, из таблицы следует, что по мере возрастного развития учащихся в три раза уменьшается число фиксаций (на 100 слов текста), а число регрессий при чтении сокращается в пять раз. Продолжительность фиксаций изменяется мало и в общем остается равной продолжительности фиксации при свободном рассматривании любого неподвижного объекта. Скорость понимания (определяется как число воспринятых знакомых слов в минуту) возрастает в четыре раза.
В этом же эксперименте установлено, что человек, плохо читающий вслух, произнося слово, обычно смотрит на него и при этом делает (тратит) две или более точек фиксации; Такой человек не забегает вперед глазами от произносимого слова, а тормозится на нем. Человек, бегло, хорошо читающий вслух, способен отрываться от произносимого слова, иногда забегая глазами вдоль строчки на несколько слов вперед. Этот последний прием антиципирования принимается за норму.
вы, мой стих не блещет новизной, Разнообразьем перемен нежданных. Не поискать ли мне тропы иной, Приемов новых, сочетаний странных? Я повторяю прежнее опять, В одежде старой появляюсь снова. И кажется, по имени назвать Меня в стихах любое может слово. Все это оттого, что вновь и вновь Решаю я одну свою задачу: Я о тебе пишу, моя любовь, И то же сердце, те же силы трачу, Все то же солнце ходит надо мной, Но и оно не блещет новизной. | |
РИС. 18 |
В 1935 г. Э. Тейлор обследовал одного ученика, способного к очень быстрому естественному чтению. Мальчик мог читать со скоростью от 3600 до 12 200 зн./мин. При скорости чтения от 6 тыс. до 9 тыс. зн./мин он мог дословно цитировать наизусть отрывки из учебников средней школы. На скорости в 12 тыс. зн./мин мальчик большую часть текста угадывал примерно так же, как это делает средний взрослый читатель, читая со скоростью 3600 зн./мин. Записи движений глаз при чтении этого мальчика были самыми необычными. В течение одной фиксации он воспринимал одномоментно несколько слов или целую фразу. Э. Тейлор в своих воспоминаниях подчеркивает, что юный читатель обладал уже тогда большими интеллектуальными способностями. К 20 годам он получил степень доктора наук и спустя некоторое время стал преподавателем одного из крупнейших университетов страны.
В течение одной фиксации мальчик воспринимал несколько слов или целую фразу. Он мог читать со скоростью 12200 знаков в минуту |
Изучение движения глаз оставалось и остается объектом пристального внимания психофизиков, физиологов, психологов и специалистов в области нейрокибернетики.
ТАБЛИЦА 3
Параметры движения глаз при чтении*
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 664;