ЛОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПРОПОВЕДИ
Пастырь Церкви в своей проповеднической деятельности, несмотря на нравственные достоинства и ревность в исполнении своих обязанностей, может впадать в различные погрешности и вдаваться в крайности. Для удобства рассмотрения разграничим два направления: практическое и теоретическое.
Направление практическое. Особенную осторожность и мудрость необходимо проявлять пастырю в проповедях, касающихся современности, в которых в той или иной мере необходимо освещать вопросы общественного
характера, внешнего положения пасомых. Надо всегда помнить, что церковная проповедь имеет свою идею и свои особые задачи, а служение проповедника имеет целью религиозно-нравственное усовершенствование пасомых, руководство к наследию вечной жизни. По этому поводу проф. М. Тареев пишет: «Проповедь по самой своей идее есть изъяснение и раскрытие учения Господа Иисуса Христа. Поэтому имени проповеди заслуживает только та речь, в которой раскрывается какая-нибудь истина слова Божия; если же в речи не раскрывается и не разъясняется никакой евангельской истины, то это не есть проповедь»*.О непозволительности со стороны церковных учителей касаться в своих наставлениях каких-либо мирских интересов свидетельствуют примеры из жизни Христа Спасителя. Когда некто обратился к Учителю с просьбой о помощи в разделе наследства, то в ответ услышал: «Кто поставил Меня судить или делить вас» (Лк. 12,14). Этот евангельский эпизод учит, как должен относиться проповедник к вопросам, носящим не церковный, житейский характер. Всякое вмешательство проповедника в дела «мира сего» с чисто мирскими целями является незаконным, так как противоречит самой идее и задачам церковного учительства. Кроме того, подобное вмешательство может привести к подрыву авторитета проповедника как служителя Слова Божия. В особые исторические периоды может возникнуть соблазн освещения в проповеди
* Тареев М.По вопросам Гомилетики.ТСЛ.1903, с.116.
событий общественно—политического характера и их оценки. В этом случае надо помнить Евангельскую истину о том, что Царство Христово не от мира сего (Ин.18,36),а кафедра проповедника должна служить исключительно целям Небесного Царства. «Для нас безопаснее и надежнее, как сообразное с нашим долгом,- учит митр. Филарет(Дроздов),- работать на своем поле, говорить о вере и нравственности»..,чтобы «напрасно не сойти с церковной дороги и не отступиться в яму на дороге политической»*.Истинность этого наставления святителя подтверждается историческим опытом церковного проповедничества.
Направление теоретическое. Во всех православных гомилетических курсах слово «проповедник» почти всегда приводиться в сочетании со словом «Церковь». Это не случайное сочетание слов , а явление, свидетельствующее о существе дела. С православной точки зрения, проповедничество есть не что иное, как учительство Церкви, средство научения пасомых церковному пониманию истин Божественного Откровения. Забыв о руководственном авторитете Церкви в деле учительства, проповедник может впасть в субъективизм и погрешить против чистоты вероучения. Наиболее серьезные отклонения от учения Церкви называются ересями. Ересью в собственном смысле называется произвольное извращение христианской истины (2 Петр 2,1). История Церкви знает случаи, когда с церковной кафедры проповедовали еретическое учение (Арий, Македонии, Несторий и др.).Это ненормальное явление в проповеди устранялось посредством специальных мер**. В настоящее время трудно предположить, чтобы православный пастырь стал преднамеренно излагать в проповеди еретическое учение. Но тем не менее и в настоящее время могут возникать ненамеренные искажения церковного учения, зависящие от недостаточного знания и понимания проповедником предмета проповеди. Касаясь, например, вопроса о взаимоотношении свободы человека и благодати, неопытный проповедник может придать этому учению оттенок католический или протестантский; излагая догматическое учение о предведении Божием, — впасть в кальвинизм. Во избежание подобных погрешностей необходимо тщательно, по церковным источникам, прорабатывать тему каждой произносимой проповеди или же, в случае сложных догматических тем, использовать готовый материал. Проповедь без должной подготовки будет свидетельствовать о легкомысленном отношении пастыря к своим обязанностям. Не следует заниматься в проповеди исследованием утонченных богословских вопросов или труднопостигаемых истин. «Ибо есть предметы, которые по самой сущности своей непонятны, — пишет блаж. Августин, — или которые едва-едва постигаешь, да и то весьма поверхност-
* Разумихин А.Н.История русской проповеди.М.,1904,с.123.
** В древности Поместные Церкви, принимая во внимание конкретные обстоятельства, ограничивали или совсем отнимали право богослужебного проповедничества не только у некоторорых, но и у всех пресвитеров Церкви, так, в Александрии, в 4 в., в связи с ересью Ария, существовало запрещение всем пресвитерам проповедовать в храмах слово Божие.
но, хотя бы наставник выражал их самыми ясными словами. Таких предметов или вовсе никогда не должно предлагать народу для слушания, или предлагать весьма редко, — в случае какой-нибудь необходимости». Не подлежат рассмотрению в проповеди какие-либо спорные положения или частные богословские мнения. Первые не могут быть рассматриваемы с церковной кафедры вследствие своей неопределенности, вторые — ввиду их неутвержденности авторитетом Церкви. К тому же, как предписывает апостол Павел Тимофею, а в его лице всем христианским учителям, не следует вдаваться в «состязания и словопрения», которые ведут к различным нестроениям (1 Тим. 6,4).К ложным следует отнести рационалистическое и мистическое направления в проповеди. В связи с засильем рационализма в современной жизни соблазнительной бывает мысль о сближении мировоззрения научного с религиозным. На этой почве могут возникнуть попытки, иногда и благонамеренные, рационализировать учение Церкви. Сама по себе положительная идея согласия знания и веры, науки и религии в практической деятельности проповедника должна определяться четкими границами каждой области. Нельзя давать места научным способам решения вопросов там, где эти способы неприменимы по самой своей природе. В мистицизм проповедники чаще всего впадают под влиянием одностороннего стремления к практическому благочестию, не регулируемому теоретическим учением веры. В крайних своих проявлениях «мистицизм хочет решать вопросы теоретического богословского миросозерцания — помимо символического учения Церкви, и вопросы практической жизни — помимо церковного кодекса морали, — на основании безотчетного лишь субъективного чувства, содействуемого воображением». Стремление во всем видеть чудесность, все выводить из внутреннего чувства и озарения может привести к печальным и даже гибельным для души последствиям. Проповедник, как и всякий христианин, должен не только верить и чувствовать, но и осмысливать истины веры, поверять правильность своих чувств и внутреннего устроения опытом Церкви.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ.Общая методология пастырской проповеди.
Основные понятия формальной Гомилетики.
Как уже было сказано, первоначально христианская проповедь была «явлением духа и силы» и не ограничивалась какими-либо предписаниями формального характера. Однако наряду с профетическим в апостольское время устанавливается гомилийный («гомилия» — беседа) тип проповеди, в котором порядок мыслей обуславливался текстом Священного Писания. Вслед за этим появляется ораторский или художественный тип проповеди, который представлен в форме поучений и слов. Особенностью их является тематизация, т.е. наличие развивающейся по гомилетическим правилам какой-либо определенной темы. Для усвоения последующих теоретических положений следует рассмотреть основные термины формальной гомилетики. Понятие проповеди включаетее предмет, тему (проблематику), материал и содержание.
Предмет проповеди — это определенная область религиозного учения, совокупность каких-либо явлений духовной жизни, к описанию и характеристике которых обращается проповедник. Так предметом проповеди может быть учение о Боге, о мире видимом и мире бесплотных духов, о добродетелях и греховных страстях человека. Предмет проповеди — категория более общая и по своему объему более широкая, чем тема. Например, если проповедник будет говорить о молитве, о слове Божием, то он не сможет сказать в одной проповеди всего того, что можно сказать об этих предметах. Совсем другой объем будут иметь эти предметы в следующей формулировке: «О молитвенном правиле христианина», «Слово Божие — источник познания смысла жизни». Это уже темы, которые могут исчерпаться одной проповедью. Отсюда темой называется та частная (по отношению к предмету) мысль, которая более или менее полно исчерпывается проповедью, та идея, из которой вытекает все содержание проповеди. Проф. Н.И. Барсов дает следующее определение темы: «Тема есть категорическое суждение, в целой проповеди органически развивающееся по логическим законам деления и подразделения. Иначе говоря, тема есть одна главная мысль сочинениям*. Эта главная мысль должна соподчинять отдельные мысли, входящие в состав проповеди. Что касается словесного выражения темы, то первое требование к нему — это краткость и ясность. Словесное выражение темы обычно имеет форму простого предложения, повествовательного или вопросительного. Наиболее важным вопросом формальной гомилетики является вопрос тематизации, имеющий свою предысторию. Первая христианская проповедь не знала тематизации в ее сов-ременном виде. В ней преобладала безыскусственная непосредственная ассоциация идей, когда проповедник, в лучшем случае, заботился о единстве предмета и не искал единства главной мысли. Первой ступенью в становлении тематической проповеди была естественная тематизация, которая берет начало от святоотеческих творений 3-4 веков. Святые отцы хорошо знали, что значит «последовательность вещей и ясный порядок». В их речах каждому явлению отводилось свое место, каждый предмет располагался так, чтобы быть наиболее уместным в общем плане рассуждений. Их мысли в своеобразных комбинациях текут вполне свободно, в полной логической последовательности, правильность которой не
* Барсов Н.И. Лекции..1888-1889 уч.год,с.265
нарушают небольшие отступления частного характера. Совсем другой характер носила искусственная тематизация проповеди, имевшая место в средние века и явившаяся плодом следования правилам античной риторики*. Суть этой тематизации состояла в тщательном распределении материала проповеди по известной риторической схеме: 1) приступ, 2) текст, 3) разделение, 4) доказательства или исследование, 5) опровержение возражений против данной истины, 6) заключение. Такой подход к построению проповеди обусловливал не только порядок и стройность расположения материала, но и абсолютное единство мысли. Однако совершенство внешней формы свидетельствовало о преобладании рационализма в проповеди, повлекшего за собой перерождение церковного слова в ораторскую речь, чуждую христианского духа. Подобныхкрайностей стремится избежать современная теория православного проповедничества, использующая четырех частную схему построения проповеди, как наиболее отвечающую требованиям распределения материала проповеди и последовательного раскрытии темы. Основой подобного построения является святоотеческий опыт проповеданию слова Божия. Большая часть святоотеческих проповедей имеет искусно изложенное вступление. Скромным и, привлекательным словом, обнаруживающим искренность и прямоту, святые отцы стремились расположить пасомых к слушанию того или иного предмета. Кроме этого, вступление имеет и другую задачу — оно вводит в тему проповеди и в этом случае представляет первый элемент тематизации. Второй частью проповеди является изложение (основная часть). Изложение имеет целью обоснование главной мысли или темы проповеди, раскрытие ее смысла. Основные требования к этой части: ясность и отчетливость изложения темы, последовательность раскрытия проповедуемых истин. Раскрыв смысл того или иного предмета или явления, проповедник должен сделать нравственные выводы из изложенного. Особенно замечательны в этом отношении проповеди св. Иоанна Златоуста: у него нет ни одной беседы или слова, где бы не было нравственного назидания пасомых. Нравственные выводы всегда должны иметь практический характер и непосредственное отношение к религиозно- нравственной жизни слушателей. Эта часть проповеди выделена гомилетической наукой в особую, третью часть, называемую нравственным приложением. Четвертая часть проповеди — заключение. Вместе со вступлением оно является своеобразным обрамлением проповеди и несет
* Расположение материала, согласно учению древних риторик, должно опираться на твердую схему строения речи, выработанную еще во времена софистов (V в. до н.э.). Речь разделялась на следующие части: вступление(экзордиум),изложение(наррацио),определение темы(пропорсицио),доказательства(аргументацио), опровержение доказательств противника (рефутацио), отступление(дигрессио)и заключения(конклюсион).(Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. «Наука», М, 1972), Подобный схематизм был основой всех видов средневековой проповеди).
важную логико-психологическую нагрузку —служит завершением выступления проповедника. Заключения святоотеческих проповедей имеют большое разнообразие содержания и могут быть образцами для подражания. Как видно из рассмотренного, четырех частное деление проповеди является не столько искусственным приемом построения проповеди, сколько обобщением и правилом древней практики церковного красноречия. Посредством простого и естественного деления проповеди на части достигается главное — последовательность и ясность изложения темы, от которых в немалой степени зависит действенность пастырского слова.
Материалом проповеди являются те данные, которые дают основание конкретно говорить об избранном предмете или явлении, способствуют пониманию их сущности, приводят к определенным умозаключениям. Материал имеет непосредственное отношение к теме проповеди. Тема организует материал, используемый в проповеди, раскрывает его значение. Кроме этого, сам отбор нужного материала, подход к нему определяется темой проповеди. Содержание проповеди в известной степени определяется отбором материала, а также его характеристикой и оценкой, теми выводами, к которым приходит проповедник. Не сам материал или информация сама по себе, а их характеристика и оценка имеют решающее значение для содержания пастырского выступления. Таким образом, содержание проповеди, ее качества полностью зависят от личного труда проповедника, его проповеднического опыта. Рассмотрев основные понятия формальной гомилетики; перейдем к разбору исторически сложившихся форм церковной проповеди.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 1188;