СУЩНОСТЬ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ.

 

Сущность проповеди. Приступая к изложению теории церковной проповеди, необходимо прежде всего дать определение ее сущности. Правильное представление о существе проповеди имеет большое значение прежде всего для практической деятельности пастыря-проповедника. Такое знание позволит пастырю безошибочно определять содержание своих поучений в любых случаях пастырской практики. Что есть проповедь в своем существе? В первосвященнической молитве к Богу Отцу Христос Спаситель говорит: «Я передал им слово Твое;... освяти их истиною Твоею; слово Твое есть Истина» (Ин. 17,14,17). Слово Божие есть сама истина. Это та всесовершенная истина, которая дается человечеству в учительном слове Церкви и которая способна удовлетворить все его духовные запросы. В слове Божием содержится учение о Боге-Творце, о мире видимом и невидимом, о человеке, его грехопадении искуплении, в нем даны ответы на главные вопросы его временной жизни и вечного бытия. Возвещение и изъяснение миру этого Божественного учения составляет основное назначение Церкви Христовой в истории человечества. Вне этих божественных начал невозможна учительная деятельность Церкви, немыслима и проповедническая деятельность православного пастыря. Богооткровенный источник содержания церковной проповеди является главным ее отличием от любой речи не церковного характера. Светский оратор в своих суждениях исходит из личных взглядов и убеждений и в соответствии с этим строит содержание своих выступлений. Не так обстоит дело в области церковного учительства. Пастырская проповедь должна содержать изложение учения, данного свыше и запечатленного авторитетом святой Церкви, в свете которого рассматриваются и изъясняются все вопросы личной и общественной жизни человека. Божественная истина, являясь

* Настольная книга священнослужителя, т.2, М.,1978, с.167.

краеугольным камнем проповеди пастыря Церкви, должна иметь непосредственное отношение к его личной жизни и деятельности. Ибо пастырь призван не только возвещать Богооткровенное учение, т.е. сообщать и передавать его другим, но и свидетельствовать о нем. Это возможно тогда, когда божественная истина, воспринимаемая верой, утверждается в проповеднике благочестивой жизнью, личным подвигом спасения во Христе. Такой проповедник свидетельствует истину Божию и словом, и самой жизнью. Поэтому христианская проповедь в своем существе может быть определена как свидетельство истины Божией. свидетельство о Иисусе Христе, Спасителе мира. которое должно основываться на внутренней благодатной жизни проповедника и выражаться в слове. Именно поэтому Спаситель и Его апостолы нередко называли проповедь «свидетельством»(Ин. 1,15; Деян. 1,8). Наименование проповеди свидетельством указывает на такое раскрытие содержащихся в ней предметов, которое не только бы показывало в слове, но и являло несомненную силу, жизненную ценность, совершеннейший характер христианских идей.

Цель и задачи церковной проповеди. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4,17) —этот призыв Христа к человечеству является средоточием евангельской проповеди. Все содержание проповедей Спа-сителя и Его учеников является дальнейшим раскрытием великой и светоносной идеи Царства Небесного. Цель церковной проповеди — призыв ко спасению (2 Фее.2,13,14), к жизни и нетлению (2 Тим. 1,10), то есть к наследию Царства Небесного. Этой целью должно определяться содержание любой церковной проповеди и ее существенные задачи*.

Решение задач церковного проповедничества должно основываться на правильном понимании христианства, которое предполагает свободное и сознательное усвоение его последователями божественного учения. Истина Христова есть свет, просвещающий внутренний мир человека и открывающий ему путь истиной свободы (Ин. 8,32), она отвечает на самые существенные вопросы его бытия: зачем он живет и что он должен делать. Поэтому существенная задача церковной проповеди состоит в том, чтобы дать слушателям понимание главного смысла жизни, усвоив который можно

свободно избрать христианскую систему жизненных ценностей. Христианское мировоззрение, сделавшись достоянием человека, просвещает светом истины его разум, чувства и волю, наполняет положительным содер-жанием не только его внутреннюю жизнь, но и внешнюю деятельность в

*(В гомилетической литературе встречаются и более тщательные исследования данной темы. Так, профессор Н.И.Барсов указывает, что ближайшей целью церковной проповеди является научение(теоретическое) и наставление (практическое — для жизни) слушателей в истинах веры, что принято обозначать одним словом«назидание». Поэтому цель всякой христианской проповеди заключается в назидании членов Церкви Христовой. Назидание обнимает собой всего человека, касается всей полноты его духовных сил: разума, чувства воли. (Н.И.Барсов. Лекций ..., ее. 189—190).

области личных и общественных отношений. Поэтому созидание у слушателей христианского мировоззрения и самой жизни во Христе является самой существенной задачей церковного проповедничества.

 

ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕЦЕРКОВНОЙ ПРОПОВЕДИ.

 

С учением о существе церковной проповеди органично связано учение о ее содержании и главном предмете. Прямые указания относительно содержания церковного учительства и его главного предмета можно найти уже в апостольском учении о проповедничестве. В послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Павел, раб Иисуса Христа,... избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семене Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (1,1—5).Эти слова Апостола свидетельствуют, что содержанием церковной проповеди должно быть учение о домостроительстве нашего спасения, краеугольным камнем которого является Сын Божий Господь Иисус Христос. Именно эта истина была основным содержанием апостольской проповеди. Везде, куда ни ступала нога первых проповедников Евангелия — и в Иерусалимском храме, и в синагогах, и в судилищах, и в частных домах, на площадях и в укромных местах, — звучало учение о Христе распятом и воскресшем, о необходимости покаяния и веры в Него. Из этого средоточия — главного предмета церковной проповеди —должны исходить и к нему возвращаться все частные предметы церковного учительства. Обширна и разнообразна область этих предметов. Пример учительной деятельности апостола Павла намечает два ее предела, один из которых достигает небесного мира, где слышатся «неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12,4), другой касается земли, с ее преходящими интересами и попечениями (2Тим. 2,9). В пастырских посланиях апостола Павла содержатся и более конкретные указания на область проповедуемых истин. В Послании к Титу Апостол пишет: «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Это наставление заключается словами:«Сие говори, увещевай и обличай со всякой властью»(Тит. 2,11-15).Всё разнообразие проповеднической тематики с большой наглядностью представлено в творениях св. Григория Двоеслова. В своем «Пастырском правиле» Святитель под образом библейской лестницы Иакова (Быт. 28,10—17)обозначает всю совокупность проповеднических предметов. Основываясь на земле, лестница восходит к престолу Божию. На земле лежит спящий человек со своими немощами и беспомощностью, на верху лестницы — Господь, а по лестнице восходят и нисходят ангелы Божий. Церковные проповедники, взирая на этот образ, должны излагать учение о Боге и Его отношении к миру, о посредниках нашего спасения, соединяющих мир земной с миром небесным, о человеке, со всей полнотой его духовных запросов и нужд земных*.

Таким образом, в содержание церковной проповеди может входить все то, что имеет прямое отношение к религиозной жизни человека, все, что может возвысить и одухотворить его, удовлетворить запросы бессмертной души, привести к наследию вечной жизни. Очень кратко эта мысль выражена в Апостольских посланиях: проповедь должна иметь своим предметом все, «относящееся ко спасению». Наряду с этими возвышенными истинами проповедник не должен оставлять без внимания нравственные, а в отдельных случаях и общественные проблемы современной жизни, те факты и события, которые имеют прямое отношение к делу спасения христианина, тревожат его совесть и сознание. В этом случае тему проповеди, ее содержание должны подсказать пастырю его проповеднический такт и духовная опытность. Однако, какого бы частного предмета ни касалась проповедь, ее содержание должно иметь непосредственную связь с евангельским учением. В противном случае она не будет иметь характер церковного учительства и превратится в обычную речь. Однако в одном проповедническом выступлении нельзя охватить и малой части этих спасительных предметов. Для удобства выбора тем и выработки методических рекомендаций гомилетическая наука предусматривает деление всей области проповеднических предметов на определенные тематические отделы. Эти отделы служат основой для построения видов проповедей, соответствующих различным задачам и обстоятельствам пастырской практики. На основании вышеизложенного сделаем определение церковной проповеди. Под церковной проповедью надо понимать предлагаемое слушателям свидетельство о Спасителе мира Господе Иисусе Христе и изложение Его Божественного учения, раскрываемого в духе Православной Церкви. Возвещение Христовой истины в проповеди всегда должно соединяться с наставлением и руководством людей к жизни и деятельности по Его божественным заповедям. Более кратко эта мысль выражена преподобным Исидором Пелусиотом так: «Проповедь доносит до слушателей слово Божие, учит вере и жизни по вере»**.








Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 1679;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.