Соответствие жизни пастыря проповедуемому учению.
Мы рассмотрели некоторые вопросы из области духовной жизни пастыря, имеющие непосредственное отношение к проповеднической деятельности. Все это лишь своеобразные «штрихи» его духовного портрета. Целостный же облик церковного проповедника создается одним, но очень емким понятием — жизнь. Именно жизнь проповедника, во всех многообразных ее проявлениях —в мыслях, словах, делах и поступках — имеет самое непосредственное отношение к делу пастырского учительства. В своей идейной основе учительство и жизнь проповедника должны быть нераздельны. Проповедник христианских идеалов, прежде всего должен сам быть их подражателем. Давая наставления апостолам — первым провозвестникам Евангелия — Христос сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5,16). Заповедь Спасителя имеет прямое отношение к каждому пастырю Церкви Христовой: проповедуемое им учение должно стать не только его знанием, но и самой его жизнью. Более того, сама благочестивая жизнь пастыря, выражаемая в соответствующих делах, должна предварять учительную деятельность пастыря. На это указывает Спаситель, назвав великим в Царстве Небесном того, кто сам исполнит его заповеди, а потом и других научит: «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5,19). Ибо дела гораздо яснее слов научают тех, кто смотрит на нас. По-этому божественные заповеди должны изучаться проповедниками не только с познавательной целью, но прежде всего для того, чтобы они могли их «исполнить в самой жизни своей»** .Вопрос о значении жизни проповедника в деле церковного благовестия подробно рассмотрен в «Христианской науке» блаж. Августина. В своем труде отец
* Св.Иоанн Златоуст,Творения,т.1,СПб.,1898,с.466.
** Св.Амвросий Медиоланский. О должностях священнослужителей Ц.Христовой.Киев.1875.с.178.
Церкви указывает, «что как бы ни была возвышенна проповедь наша, но в действительной победе над слушателями всегда более имеет веса и силы жизнь проповедника, нежели слово его»*.Истинный проповедник слова Божия, боясь Бога и попечительствуя о людях, заботится о том, что доброхвально пред Богом и людьми, стремясь быть образцом для других. Только такой проповедник может заставить с покорностью слушать себя. Блаженный Августин считает, что недостаток красноречия и мудрости в словах вполне может быть возмещен добрым примером жизни проповедника, ибо образ жизни его и поведения является всегдашним безмолвным поучением. Не мог учитель Церкви обойти молчанием и вопрос о недостойных проповедниках. Прежде всего, на основании слова Божия, он решает вопрос о том, полезна ли вообще проповедь таких пастырей. Вот мнение святителя: «Кто другим проповедует мудро и красноречиво, а сам живет неключимо, тот, без сомнения, научает многих ревностных любителей истины, хотя своей души бесполезен. Не исключает блаж. Августин и возможность вреда от проповеди «неключимых» проповедников. Ибо немало есть таких слушателей, которые защиты своей порочной жизни ищут в поведении своих настоятелей и учителей, помышляя в душе своей: «для чего ты сам того не делаешь, что мне заповедуешь?»**. Такие слушатели пренебрегают словом Божьим, которое проповедуется им . Аналогичную мысль можно найти и у преп. Исидора Пелусиота, усматривающего опасность для божественной проповеди от тех пастырей, которые делают противное тому, о чем говорят. Такие проповедники заставляют слушать их речи не иначе как басни . Во взаимосвязи жизни и слова проповедника восходит к учению раннехристианских отцов Церкви. Св. Игнатий Богоносец в Послании к Ефесянам пишет: «Лучше молчать и быть, нежели говорить и не быть. Хорошее дело учить, если тот, кто учит, творит»***.
Подводя итог святоотеческому учению о значении жизни проповедника в деле церковного благовестия, обратимся к наставлению св. Иоанна Златоуста. Великий учитель Церкви не ограничивает пастырское учительство рамками словесного научения. Он понимает его в более широком смысле: «главнейшая цель учения та, чтобы и делами, и словами привести поучаемых к той блаженной жизни, которую предписал Христос, и каждая из этих двух частей (т.е. дел и слов) имеет нужду в другой, чтобы здание было совершенно»****.
Благодатная «помазанность» в слове.С нравственным обликом проповедника Церкви Христовой тесно связаны свойства его проповеди. Одно из таких свойств проявляется в благодатной силе его слов. Это свойство является особенным даром благодати Божией, которая не только вспомоществует самому пастырю, подавая необходимое для успеха проповеди духовное ведение, но и отверзает сердца слушателей к восприятию
* Блаж.Августин,с.344 ** Там же, сс..344-345.
***Раннехристианские отцы Церкви, Брюссель,1978,с.107.
**** Тареев М.По вопросам Гомилетики,ТСЛ,1903,с.50.
проповедуемых истин .В гомилетике благодатные дарования подобного рода принято называть термином «помазанность»*. Слова назидания проповедников, имеющих благодатное помазание, всегда бывают «со властью», по подобию того, как это было у Самого Пастыреначальника Господа Иисуса Христа (Мф. 7,29).
К числу проповедников, имевших благодатную силу слова, прежде всего надо отнести великих каппадокийцев, а также св. Спиридона Тримифунтского, преп. Ефрема Сирина, блаж. Августина и многих других. Дар помазанности имели светильники Русской Православной Церкви: св. Дмитрий Ростовский, св. Тихон Воронежский, св.Феофан Затворник, прав. Иоанн Кронштадтский, — а также выдающиеся отечественные проповедники, такие как митр. Платон (Левшин), митр. Филарет (Дроздов), архиеп. Иннокентий (Борисов), прот. Валентин (Амфитеатров), митр. Николай (Ярушевич). Наглядный пример действия божественной благодати посредством проповеднического слова содержится в жизнеописании св. Спиридона Тримифунтского. Являясь участником I Вселенского собора, Святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. В результате беседы противник православия сделался его ревностным защитником и принял святое крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но, когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и месте со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог». Из этого примера видно, что помазанность есть замечательный духовный дар проповеднику слова Божия, приносящий обильные плоды на ниве церковного учительства. По этому поводу в одном из гомилетических руководств есть такое высказывание: «дара помазания в проповеди нельзя достигнуть ни наукою, ни собственными усилиями , ни продолжительным навыком и упражнении в проповедании: он дается избранному и достойнейшему из служителей слова; дается истинно верующему, и с глубоким смирением, со многими воздыханиями молящемуся, как и дар чудес, коим некогда сопровождалась проповедь апостольская» (Мф. 10,8). Для приобретения этого дара проповедник должен стремиться к тому, чтобы каждая его проповедь, в большей или меньшей степени, была явлением духовной жизни и силы, с чего и начинается благодатная помазанность в слове.
* Причина наименования благодатного действия проповедей «помазанием» скрывается в его подобии с действием елея, Свойство елея- орошать и проникать, смягчать и подкреплять,подобным образом, посредством благодатного действия проповеди, все внутри человека сухое орошается, грубое смягчается и растворяется, подкрепляется, оскудевающее и недостающее восполняется .
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 1003;