УМСТВЕННАЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ) ПОДГОТОВКА К ПРОПОВЕДНИЧЕСКОМУ СЛУЖЕНИЮ
Звание проповедника слова Божия требует от пастыря соответствующих знаний, а следовательно, и предварительной подготовки. Вопрос о необходимости предварительной подготовки к проповедническому служению положительно решается на основании Священного Писания. Из Евангельской истории известно, что Христос Спаситель, посылая Апостолов на проповедь, предварительно наставлял их относительно особенностей их будущего служения (Мф.10,5—42). Так поступали и сами Апостолы, заповедуя своим последователям дело Евангельской проповеди. В апостольских посланиях к Тимофею и Титу запечатлены руководственные наставления апостола Павла, содержащие учение о достойном прохождении пастырского и проповеднического служения в Церкви Христовой.«Вникай в себя и в учении, — пишет ап. Павел, в послании к Тимофею, — занимайся сим постоянно: ибо, так поступая и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим.4,16). Слова «вникай в себя и в учение» указывают на необходимость созидания высоких нравственных и умственных качеств пастыря-проповедника. Рассмотрим вначале вопрос об умственных, интеллектуальных, качествах благовестника слова Божия. Для духовного руководства паствы от проповедника слова Божия требуются глубокие и многообразные познания в соответствующей сфере человеческой жизни. «Сколько требуется ума, какое надо тонкое и глубокое знание природы и души человеческой, какая проницательность, сколько опытности», — восклицает по этому поводу свт. Григорий Богослов. Святой отец удивляется тем, которые с дерзновением, без соответствующих знаний, приступают к «раздаянию слова». Поэтому «незнающему ни того, что должно говорить, ни того, что должно делать, лучше учиться, нежели, не зная, учить»*. С чего же должна начинаться подготовка пастыря-проповедника? Святые отцы советуют прежде всего обратиться к учению Того, Который не учился тому, чему всех научил —к Господу Иисусу Христу (Мф. 23,10). Источник научения Божественным истинам — слово Божие. На протяжении всей истории Церкви от кандидатов священства — будущих церковных проповедников — требовалось основательное знание Священного писания. Это требование было обусловлено тем, что сама проповедь в своем существе есть продолжение благовестия Спасителя и Его апостолов. Уже во П веке, когда христиане не имели возможности слышать проповедь св.апостолов, за богослужением стали читаться тексты Священного Писания, после которых предстоятелем произносилась проповедь, изъясняющая прочитанный священный текст. Священное Писание по своему происхождению —сверхъестественный источник наших познаний. Оно содержит истины, открытые человеку Самим Богом, почему иначе называется Откровением. В Откровении содержатся истины о Боге и Его отношении к
*Булгаков.Г.Теория православно-христианской пастырской проповеди.Курск.с.18.
миру и человеку, о грехе и искуплении, о вечных муках грешников и о блаженстве праведников. В Слове Божием дан закон нравственной жизни и побуждения к исполнению этого закона. Здесь же мы находим и высочайшие примеры для подражания. Поэтому, какого бы частного предмета не касалась проповедь — она должна иметь непосредственную связь со словом Божиим — средоточием всего христианского учения. Облеченные божественным авторитетом слова проповедника всегда бывают действенны и благотворны. В отношении изучения Священного Писания блаж.Августин дает следующий совет. Прежде всего проповеднику следует содержать в памяти «слова и выражения Писания». «Ибо чем беднее видит он самого себя в отношении к собственным дарованиям, тем нужнее ему обогащаться знанием Слова Божия, дабы то, что он говорит своими словами слабо, подкреплять силою Писания»*.Лучшим средством для запоминания священного текста является ежедневное чтение слова Божия. Это чтение может включать в себя определенное количество глав, входящих в состав ежедневного молитвенного правила. Однако чтение священного текста недолжно быть самоцелью для читающего — надо понимать слово Божие и усвоить сам дух его. Поэтому в наилучшем положении находятся те проповедники, которые зная на память места Священного Писания, усвоили их смысл. Такой проповедник о важнейших вопросах жизни мыслит по духу Евангелия, наставляет так, как учит слово Божие. Чтение слова Божия для пастыря-проповедника является духовной пищей, просвещающей его ум и сердце, укрепляющей волю в добре, оно — источник духовной силы для достойного прохождения подвига пастырского благовестия. «Слово Божие,— говорит св. Григорий Двоеслов, — придает проповеднику силы для совершения обязанностей своего звания, освежает в нем чувство благочестия, которое так скоро черствеет от обращения в свете, и, наперекор влиянию житейской суеты, приводящей преждевременную дряхлость, окрыляет дух его изображением славы небесного отечества»**.Вторым предметом, которому проповедники должны уделять особенное внимание, являются творения святых отцов и учителей Церкви. Изучение святоотеческих творений необходимо с точки зрения правильного понимания духа и смысла самого Священного Писания. Эта необходимость вытекает из того, что не все истины содержатся в нем явно: одни выражены прикровенно, другие не достаточно ясно и выразительно. Так ап. Петр указывает, что в посланиях ап. Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Петр 3,16). Однако и присовершенной ясности и простоте текстов Священного Писания необходимо руководствоваться в понимании их неличными рассуждениями, а указаниями со стороны святых отцов и учителей Церкви, творения которых являются составной частью Священного Предания. Причина,
* Блаж.Августин.Христианская наука.с.250.
** Юрьевский А.,свящ.Гомилетика.с.39-40.
обуславливающая это руководство, в том, что Священное Писание, данное Духом Божиим, для правильного понимания требует от познающей личности соответствующего религиозно-нравственного состояния: между словом Божиим и читающим должно быть внутреннее сродство. Оно может быть правильно понято только тем человеком, который возрожден благодатью Святого Духа, который достиг высоких степеней духовной жизни и святости. Это забывается теми, кто пытается изучать слово Божие так же, как изучаются творения человеческой мудрости. К таким читателям обращает свое вразумление ап. Павел, который в послании к Коринфянам пишет: «Душевный человек не принимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно...Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2.14.16). По мере того, как религиозно-нравственный опыт вводит христианина в мир духовный, Священное Писание становится ему ближе и понятнее. Относительно же святоотеческих творений следует сказать, что запечатленные авторитетом Церкви, они содержат истинное, совершенно согласное с Божественным Откровением учение о предметах христианской веры и нравственности. Кроме познавательного, творения св. отцов имеют для проповедника и нравственно-назидательное значение. Дух глубокой веры и благочестия, дух спасительной ревности о славе Божией веет с каждой страницы их творений. Душа читающего проникается этим святоотеческим духом, возвышаясь и обогащаясь нравственно и духовно. В святоотеческих творениях много не только прекрасных мыслей —их отличает прекрасный способ изложения, «изложения умного, красноречивого, и пламенного». По мысли блаж. Августина, чтение святоотеческих творений имеет не только нравственно-назидательное значение, но и непосредственно влияет на качество словесного стиля пастырской проповеди.«Ревностный любитель церковной словесности, — пишет он, — может переселить в себя и дух и язык сих писателей, если тщательно и неутомимо будет читать и слушать их, особенно же делать опыты и упражнения в подражание оным»* . Таким образом, чтение святоотеческих творении —лучший и наиболее простой способ стать красноречивым. Читающий святых отцов «напитывается самим слогом или образом выражения их»**. Этот труд не останется бесплодным — все усвоенное в этом чтении является основой для собственных проповеднических опытов начинающего проповедника. Лучшим образцом для подражания являются проповеди великого церковного оратора и учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста. Его проповеди отличаются глубиной мысли и, вместе с тем, простотой, ясностью и красотой слога. Церковные правила Русской Православной Церкви вменяют в обязанность пастырям—проповедникам чтение творений свт. Иоанна.( Духовный регламент. Регулы
* Блаж.Августин.с.330.
** Там же, с.244.
о проповедниках слова Божия.)Наилучшим видом подготовки к пастырскому и проповедническому служению является обучение в духовных школах, в которых систематически и последовательно излагаются курсы богословских, церковно-практических и церковно-исторических наук, необходимых для пастырской деятельности. Одни из них дают материал для церковного благовествования, другие способствуют формированию личности пастыря-проповедника. Кроме дисциплин специальной подготовки, каждому священнослужителю желательно иметь обширные и разнообразные знания из области гуманитарных и естественных наук. Это особенно необходимо там, где проповедник имеет дело с людьми образованного круга, ибо чем выше эрудиция проповедника, тем большими средствами воздействия на слушателей он будет располагать*. Лучшими примерами для подражания в этом являются святые отцы-проповедники свв. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, которые знали в совершенстве не только учение веры, но владели и полнотой современного им научного знания, используя его в своей учительной деятельности. Свт. Василий Великий написал по этому поводу особое сочинение — «К юношам о том, как пользоваться языческими (светскими) сочинениями»**. Большую помощь проповеднику может оказать знакомство с логикой и психологией: первая учит последовательности в суждениях и законам правильного мышления, которые так необходимы при составлении проповедей, вторая является важным средством изучения человеческих сердец и характеров. Важной отраслью пастырских знаний должны быть естественные науки. Человек ежедневно сталкивается с окружающим его миром и не может не видеть, не замечать премудрости и целесообразности всего мироустройства. Все, что Бог открыл нам о Себе в Своем творении, служит первым и самым обычным источником познания о Нем и называется в богословии естественным Откровением.«Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, — пишет ап. Павел, — от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1,20). Этому виду Богопознания особенное место уделяли в своей учительной
*Готовясь к проповедническому служению кандидат священства должен иметь ввиду не только подготовку к церковно-богослужебной проповеди, но и овладение необходимыми знаниями для ведения бесед полемического характера, участия в религиозных диспутах. Последние берут начало с эпохи Вселенских соборов. Религиозные диспуты имели место и в более близкие нам времена: в XVII в. на юго-западе нашей страны православные пастыри отстаивали чистоту веры в борьбе с католичеством (Белоцерковский собор 1663 г.); в 20-х годах XX столетия устраивались диспуты верующих с неверующими; и, наконец, в конце 90-хгодов XX в. православным пастырям вновь пришлось вести борьбу с католической экспансией на Украине. В подобных диспутах главное для православного проповедника — интеллектуальная подготовка, умение вести устную полемику с оппонентом. Свт. Иоанн Златоуст об этом говорит так: «Тот, кто поставлен учить других, должен быть опытнее всех в таких спорах. Хотя бы сам он оставался в безопасности, не потерпев никакого вреда от противников, но множество простых людей, находящихся под его руководством, когда увидят, что вождь их побежден и не может ничего сказать противникам, будет винить в. этом поражении не его слабость, а нетвердость самого учения; по неопытности одного много людей подвергнется крайней гибели» (свт. Иоанн Златоуст. т.1, СПб. -1898, с. 461).
** Св.Василий Великий.Творения.т.8,ч.4,с.22.
деятельности великие отцы Церкви: свт. Василий Великий в своем «Шестодневе» последовательно описал премудрое устройство видимого мира и населяющих его тварей; свт. Иоанн Златоуст в беседах о статуях рассматривает вопросы антропологии. К этому виду Богопознания должно быть обращено внимание и современного проповедника. В христианском мире всегда был интерес к рассмотрению окружающего мира как выражению во вне премудрости Творца и свидетельству Его всемогущества. При таком подходе всякое научное открытие является ни чем иным, как выявлением тонких и целесообразных механизмов, сокрытых в глубине природных явлений и свидетельствующих о их Создателе. Подобные открытия расширяют и обогащают основы религиозного мировоззрения. С другой стороны, успехи современной науки, доказавшей существование целенаправленных сил, движущих природные явления, изменили самый умственный климат современности. В наше время естественные науки больше не противопоставляются христианству. Более того, ученые не отрицают, что жизнь полна явлений, подтверждающих реальность нематериальных, духовных начал. На основании всего изложенного можно заключить о необходимости всесторонней и основательной интеллектуальной подготовки для пастыря-проповедника.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 977;