НАРОДНОСТЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ ПРОПОВЕДИ
Народность (популярность) и современность в проповеди являются предметами рассмотрения почти всех гомилетических курсов и руководств.
* Певницкий В.Ф.,проф.Церковное красноречие, с.187.
Особенно тщательно этот вопрос рассматривался в гомилетических пособиях в конце XIX — начале XX вв. Такое отношение к данной теме указывает на особенную важность и значимость указанных свойств в деле пастырского проповедания слова Божия. Для раскрытия и систематического освещения указанных свойств проповеди обратимся к ее первоистокам. Всем известно, что Евангельское слово, вечное и неизменное, является в то же время всенародным, универсальным, предназначенным для всего человечества. «Идите, научите все народы», — заповедал Христос Своим последователям (Мф. 28,19). Однако при общности, всенародности своего содержания Евангелие в высшей степени жизненно и современно, приложимо к частным явлениям личной, семейной и общественной жизни. На этих свойствах слова Божия зиждется народность и современность — требования, предъявляемые к церковной проповеди.
Народность. Евангельские повествования свидетельствуют, что проповедь Христа Спасителя всегда отмечалась мудрой применительностью к состоянию слушателей. Господь раскрывал Свое учение в соответствии с внутренним состоянием слушателей, их верой, духовными потребностями. Иудейский народ ждал пришествия мессии, и Спаситель начал Свою проповедь словами: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4,17). Его слушатели были ревностными исполнителями ветхозаветного закона, и Он говорит им: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет : «безумный», —подлежит гиене огненной» (Мф. 5,21—22). Наконец, речи Спасителя всегда сообразовывались с особенностями умственного склада, национальной принадлежности Его слушателей: иначе говорил Он с книжниками — иначе с
простым народом, иначе с соплеменниками — иначе с самарянкой и язычницей. Подобной применительностью к слушающим отличалась и проповедь апостолов. Всегда имея неизменным главный предмет благовестия — учение о Господе Иисусе Христе, они свою всемирную проповедь сообразовывали с религиозными верованиями, образом миропонимания и даже культурой и образованностью своих слушателей. Так ап. Павел свою проповедь в синагоге Антиохии Писидийской начал с ветхозаветных свидетельств о Христе(Деян. 13,13—25), проповедуя же в афинском ареопаге, он возвестил язычникам о неведомом Боге, Который не требует служения рук человеческих и недалеко от каждого из них (Деян. 17,22—27); сообразуясь с восприемлемостью слушателей-язычников, он пользуется классическими греческими писателями: цитирует изречение критского «пророка» (Тит. 1,12), стих Меандра (1 Кор. 15,33), «мы Его и род»(Деян.17,28).Народностью, общедоступностью отличались святоотеческие проповеди, а также проповеди выдающихся пастырей-проповедников Церкви. Причем народность и общедоступность их проповедей определялась не простотой изложения, а именно соответствием религиозному развитию их слушателей. Наглядный пример тому — проповеди двух русских святителей-современников митрополита Киевского Иллариона (1051) и епископа Новгородского Луки (1035—1058). «Слово о законе и благодати» митр. Иллариона вошло в историю не только церковной проповеди, но и мировой словесности, как образец богословской мысли и поэтического изящества в слове. В немалой степени появлению этой духовной жемчужины способствовала сама киевская паства. Именно слушатели, которые были не невежды в слове, «а насытившиеся с избытком книжной сладостью»*, подвигли киевского проповедника к созданию замечательного творения. Совсем иной характер имела проповедь епископа Новгородского Луки. Его краткое и безыскусное «Поучение к братии» содержит начальные истины христианском веры, ибо было обращено к малообразованной, живущей по язычески новгородской пастве. Из сказанного сделаем выводы и постараемся дать определение свойству народности в проповеди. Как известно, содержанием любой церковной проповеди должно быть изъяснение слова Божия, учение о спасении человека. Этоучение необходимо преподносить слушателям так, чтобы оно было доступно и близко слушателям, созвучно с духом и внутренним миром народа. «Не у всякого народа, — пишет проф. Я.Амфитеатров, — один и тот же дух и характер, вкуси навыки, способности и страсти, добродетели и пороки; неодинакова для всех нужна и беседа. Годное для германца не совсем годится итальянцу; блестящее и назидательное у француза не совсем назидательно русскому»**.Таким образом, народность можно определить как прием или способ раскрытия содержания проповеди, как «психологическую форму» его, соответствующую религиозным, нравственным и умственным способностям слушателей. Из этого определения вытекают соответствующие требования к проповеднику. Прежде всего он должен быть знаком с историей народа, среди которого проповедует, знать его прошлое и настоящее, знать его психологию и саму жизнь. Ему также необходимо войти в духовное общение со своей паствой, открыть для себя ее внутренний мир, образ мышления и чувствований. Однако и этого для стяжания духа народности в проповеди бывает мало: проповедник должен полюбить свою паству и через эту любовь сродниться с ней своим сердцем. Весьма близким к народности свойством является современность в проповеди. Каждая проповедь должна не только соответствовать особенностям определенного народа, общества, но и иметь связь с данной исторической эпохой, обстоятельствами жизни слушателей. Жизнь человеческого общества постоянно изменяется, изменяются не только условия физического существования людей, но и духовные, нравственные запросы общества. Поэтому одной из проповеднических задач является раскрытие евангельских истин с учетом обстоятельств времени и условий жизни слушателей. Прот. А. Ветелев так определяет современность в
* Митр.Иларион. «Слово о законе и благодати».Париж,с.13.
** Амфитеатров Я.по: Певницкий. проф. Церковное красноречие, с.225.
проповеди: «Современность — та же народность, но взятая на последнем текущем отрезке времени. Современность в проповеди — это отражение в ней духовно-моральных недугов, уклонов, изъянов в личной, семейной, церковной жизни членов паствы на сегодняшний день»*.
Освещение всех духовных и нравственных проблем современности должно быть основано на слове Божием и учении Церкви. Так, например, обличение о чрезмерном пристрастии современного общества к материальным благам можно обосновать на упреке Спасителя Марфе: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно» (Лк. 10,41.42). Строгое исполнение некоторыми христианами внешних правил благочестия без созидания истинно христианского устроения души можно обличить словами Христа: «сие надлежало делать, и того не оставлять... очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф.23.23,26). Обосновывая разъяснение проблем современной жизни христиан на слове Божием, проповедник не должен упускать из виду замечательный опыт проповедничества святых отцов и учителей Церкви. В их наставлениях можно найти все многообразие запросов человеческого общества и богомудрые ответы на них. Творчески используя этот опыт, пастырь Церкви может применить его к проблемам интересующей его современности. Кратко остановимся на элементах современности в проповедях великих отцов и учителей Церкви: св. Василия Великого, св. Григория Богослова и свт. Иоанна Златоуста. Проповеди этих светильников Церкви имели огромный успех, и в значительной мере этот успех можно объяснить тем, что слово Божие они изъясняли применительно к нуждам своего времени и запросам современности. Первое свидетельство этому — догматические проповеди великих святителей. В проповедях данного содержания они излагают преимущественно те истины христианского вероучения, которые в то время были предметом нескончаемых обсуждений и споров. Догматы в то время сделались в полном смысле слова общественными вопросами, О том, насколько велик был интерес слушающих к вероучительным темам, свидетельствуют слова св. Василия Великого: «Ныне всякий слух отверст к слушанию богословия, и таковым слушанием не может насытиться Церковь»**.Однако вероучительные истины вызывали не только интерес у слушателей, но и являлись причиной споров и настроений в Церкви. Поэтому вселенские учители, утверждая в своих проповедях истины веры, отвергают заблуждения еретиков, обличают представителей богословского свободомыслия и их последователей. А св. Григорий Богослов не только заблуждавшихся обличал, но и осуждал безвременность и неуместность богословствования, несоблюдение меры в этом отношении. В
* Ветелев А., прот.Гомилетика,сс.147-148.
** Рождественский Дм.,свящ.Элемент современности в словах и беседах Василия Вел.,Григория Богослова и Иоанна Златоустого.,Сергиев Посад,1907, с.11.
своих словах и беседах святые отцы выступают против предрассудков, вооружаются против пороков и нравственных недостатков своего времени. Особенную славу на этом поприще приобрел св. Иоанн Златоуст. Его проповеди в высшей степени удовлетворяют требованиям современности, ибо содержат полное и обстоятельное изображение нравов того времени. Святитель восстает против пристрастия христиан к языческим зрелищам, указывая, что они небезопасны для нравственности, а поэтому непозволительны и греховны. Не оставляет он без внимания и страсть пьянства, а также привычку употреблять клятву.
Особое внимание великие учители Церкви уделяли не только нравственным вопросам современности, но и общественным событиям, стихийным бедствиям и даже происшествиям частного порядка. Так св. Иоанн Златоуст после произведенного антиохийцами мятежа произнес знаменитые беседы о статуях, благодаря которым нравственная серьезность сменила беспорядочное возбуждение страстей жителей города. Великое духовное благодеяние оказал жителям Каппадокийской области св. Василий Великий, когда во время засухи произнес слово о постигшем бедствии. Слово угодника Божия заставило богатых отворить свои житницы и спасло бедных от голодной смерти. Из беседы двадцать первой «о том, что не должно при-лепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви», видно, что св. Василий не мог обойти молчанием бывшего по соседству с церковью пожара. Он возвестил о бедственном положении погорельцев и постарался возбудить чувство сострадания у слушателей. Св. Григорий Богослов произнес слово «после того, как град опустошил поля», В своей проповеди он напомнил, что сокровища гнева Божия заключают и еще более тяжкие испытания и бедствия, и конкретно указал на те грехи народа, которые послужили причиной этого наказания. Особенное место в проповеднической деятельности св. Григория занимают слова, содержащие объяснение собственных его поступков и предупреждающие возникновение недоразумений между ним и его паствой. Как видно, великие учители Церкви делили со своей паствой радости и печали, обличали ее пороки и нравственные недостатки, являлись миротворцами и утешителями. Их слово всегда имело связь с существующей действительностью и увлекало слушателей картинами современной жизни. Однако современность в проповеди никогда не являлась для них самоцелью. Святые отцы стремились прежде всего быть руководителями своей паствы на пути к вечной жизни. Главной своей обязанностью они считали изъяснение слова Божия и прерывали это изъяснение только тогда, когда их вынуждали к этому обстоятельства жизни. Какие события и явления современности могут быть предметом внимания проповедника в данное время? Прежде всего те события, которые в настоящий момент волнуют души слушателей, от чего зависит их правая вера, христианская нравственность, спокойствие и благополучие в жизни общества. К ним следует отнести: 1. События и явления из области церковной жизни: праздники, торжества, юбилеи, а также ереси, расколы, церковные нестроения; 2. События и явления из области духовной и нравственной жизни общества: массовое увлечение оккультными науками, магией, астрологией, методами, так называемой«нетрадиционной медицины», появление безнравственных обычаев и опасных пороков.3. Стихийные бедствия, технологические катастрофы. Однако при этом надо помнить, что события и явления современности должны интересовать проповедника лишь в той мере, в какой они актуальны в жизни общества, и лишь с той стороны, с какой они соприкасаются с религией. Не упуская из виду назревшие потребности современной жизни, он должен всегда помнить о единственной цели своего учительства — указывать пастве путь ко спасению.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 886;